Главные направления развития эволюционной теории и идейная борьба с антидарвинизмом
С возникновением дарвинизма на передний план биологических исследований выдвинулись четыре задачи: во-первых, сбор доказательств самого факта эволюции; во-вторых, накопление данных об адаптивном характере эволюции и единстве организационных и приспособительных признаков; в-третьих, экспериментальное изучение взаимодействия наследственной изменчивости, борьбы за существование и естественного отбора как движущей силы эволюции; в-четвертых, изучение закономерностей видообразования и макроэволюции.
Как ни велико было значение филогенетических и экологических исследований для укрепления эволюционной теории, они лишь косвенным образом доказывали дарвиновскую концепцию причин эволюции. Это обстоятельство во многом способствовало формированию широкого фронта антидарвинизма. Философскую основу всех антидарвинистских концепций составляли самые разные течения от механистического материализма до объективного идеализма, особенно широко распространившиеся как раз в тот период, когда дарвинизм еще не получил мощного экспериментального подтверждения. Антидарвинизм второй половины XIX - начала XX вв. был представлен двумя главными течениями - неоламаркизмом и концепциями телеогенеза.
Неоламаркизм объединял в себе несколько направлений, каждое из которых пыталось развить ту или иную сторону учения Ламарка. Механоламаркизм — концепция эволюции, согласно которой целесообразная организация создается путем прямого приспособления или «функционального» приспособления (упражнения органов, по Ламарку). Идейным вдохновителем механоламаркизма был английский философ-позитивист Г. Спенсер. Развивая концепцию «механистического эволюционизма», он пытался всю сложность эволюционного процесса свести к простой теории равновесия сил, по существу своему заимствованной из ньютоновской механики. Ортоламаркизм — совокупность гипотез, развивающих идею Ламарка о стремлении к совершенствованию (закон градации), как якобы внутренне присущей живому движущей силе эволюции. Сторонниками этого направления были многие палеонтологи. Определенную направленность палеонтологических рядов они объясняли идеалистическим принципом «филогенетического роста» (или ортогенеза, по Т. Эймеру). Психоламаркизм—направление, основу которого составляла идея Ламарка о значении в эволюции животных таких факторов, как привычки, усилия воли и т. п. В понимании сущности жизни психоламаркисты занимали открыто виталистические позиции, а в теории эволюции распространяли идеалистические представления о законах развития. Многие из них наделяли сознанием все живое, а эволюцию представляли как постепенное усиление роли сознания в развитии от примитивных существ до разумных форм жизни, развивая тем самым учение о панпсихизме.
Телеологические концепции эволюции (телеогенез) близко примыкали к ортоламаркизму, так как в их основе лежала все та же идея Ламарка о внутреннем стремлении живого к прогрессу. Сторонники телеогенеза опирались и на идеалистические философские учения (А. Шопенгауэр, Ф. Шеллинг). Лидером телеологического направления считается К. Бэр, который писал, что органическая эволюция является «историей идущей вперед победы духа над материей». Тем самым Бэр оказался основоположником общей разновидности эволюционизма — концепции автогенетического телеогенеза.
Своеобразную модификацию этой концепции представляли взгляды сторонников телеологического сальтационизма, основы которого сформулировал А. Келликер. По его мнению, уже на заре жизни возник «весь план будущего развития», а влияние внешней среды определяли лишь частные моменты эволюции. Главная ее движущая сила усматривалась в крупных преобразованиях эмбриогенеза, (сальтациях). В учении Келликера филогенетические закономерности подменялись онтогенетическими, следовательно, представления об элементарной единице эволюции, как и у сторонников всех других направлений антидарвинизма имели четко выраженный организмоцентрический характер.
В начале XX в. зарождается генетика, изучающая одну из главных предпосылок эволюционного процесса - изменчивость. Однако первые генетики противопоставили данные своих исследований дарвинизму, в результате в эволюционной теории возникает глубокий кризис. Выступление генетиков против учения Дарвина вылилось в широкий фронт, объединяющий несколько течений (мутационизм, гибридогенез, преадаптационизм и др.) под общим названием «генетического антидарвинизма». Открытие устойчивости генов трактовалось как их неизменность, что способствовало даже распространению антиэволюционизма (У.Бетсон). Мутационная изменчивость отождествлялась с эволюционными преобразованиями (Г. де Фриз), что исключало необходимость в действии отбора как главной причины эволюции. Все направления генетического антидарвинизма примыкали к метафизическим концепциям, характерной чертой которых была односторонняя абсолютизация какого-либо одного фактора эволюции (например, мутационной изменчивости или гибридизации). В условиях кризиса ожили и многие старые идеалистические гипотезы эволюции под новыми названиями: теория «творческой эволюции» А. Бергсона, «ологенез» Д. Роза и другие финалистские и телеологические учения.
Венцом телеологических построений была «теория номогенеза» Л. С. Берга, основу которой составлял постулат об автономическом ортогенезе как якобы внутренне запрограммированной движущей силе эволюции. В доказательство этого постулата автор приводил много данных по конвергентной и параллельной эволюции разных групп растений и животных.
Основными причинами кризиса были недостаточная разработанность вопросов роли наследственной изменчивости в эволюции.