Раздел 3. Основы генетики и селекции. Тема 3.1. Основные закономерности явлений наследственности
Тема 3.1. Основные закономерности явлений наследственности
Задание 11. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. -1 ч.
Цель: сформировать знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков.
Задание для самостоятельной внеаудиторной работы:
? 11.1. Подготовить доклады с презентацией по темам
ü «Генетика человека.
ü Резус-фактор и медико-генетическое консультирование.
ü Наследственные болезни».
Методические указания по выполнению заданий:
1. При подготовке доклада, воспользуйтесь рекомендациями по выполнению самостоятельной работы (п.4.2. Подготовка доклада).
2. При выступлении с докладом, постарайтесь изложить самое главное, логично переходя от изложения проблемы цели, задач к результатам. Используйте для этого презентацию, куда поместите необходимые графики, диаграммы, рисунки, фотографии. Каждый слайд презентации должен дополнять, иллюстрировать ваш доклад, а не дублировать его. Использовать только те термины, смысл которых вам хорошо ясен. Время выступления 7-10 минут.
3. В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам (не менее 3 источников). Используя цитаты, делайте ссылки в тексте. Написание литературного обзора поможет вам более свободно овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время доклада.
Раздел 3. Основы генетики и селекции.
Тема 3.2. Основные закономерности явлений изменчивости
Задание 12. Закономерности и виды изменчивости. Генотипическая изменчивость. Модификационная и мутационная изменчивость. Мутагены в окружающей среде их влияния их на живой организм
Цель: расширить знания студентов о влиянии факторов окружающей среды на процесс формирования признаков организма; cформировать знания о типах и значениях мутаций
Задание для самостоятельной внеаудиторной работы:
? 12.1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Исправьте их. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки. Объясните их.
1. Модификационная изменчивость сопровождается генотипическими изменениями. 2. Примерами модификации являются осветление волос после долгого пребывания на солнце, повышение удойности коров при улучшении кормления. 3. Информация о модификационных изменениях содержится в генах. 4. Все модификационные изменения наследуются. 5. На проявление модификационных изменений оказывают влияние факторы окружающей среды. 6. Все признаки одного организма характеризуются одинаковой нормой реакции, т.е. пределами их изменчивости.
? 12.2.Решить ситуационные задачи, определив типы мутации и причины их возникновения. Оформите свои ответы в форме таблицы.
Пример изменчивости | Типы мутаций | Причины мутаций |
1.У людей с болезнью Дауна, характеризующейся идиотией и комплексом других аномалий, в клетках содержится 47 хромосом. | ||
2.Некоторые люди обладают разным цветом глаз, хотя у родителей такие различия не наблюдались. | ||
3.Альбинизм-отсутствие пигмента в коже, волосах, роговице глаз, наследуется как рецессивный признак. | ||
4.Де Фриз описал гигантскую форму энотеры. У этого растения 28 хромосом вместо 14. | ||
5.У молодой супружеской пары, которая подверглась радиоактивному излучению, родился ребенок с аномалиями. | ||
6.У кареглазых супругов родился голубоглазый ребенок. |
Методические указания по выполнению задания:
1. Внимательно прочитайте материал в учебнике по теме и решите задачи.
2. Воспользуйтесь рекомендациями по выполнению самостоятельной работы (п.4.4. Решение задач).
& 12.3 Ответьте на вопрос:
Высокая мутагенная активность установлена у копченостей, пережаренного мяса, черного перца, ванилина, жира, многократно используемого для жарения, алкоголя, веществ табачного дыма. Напротив, ярко выраженным антимутагенным действием обладают витамины, аминокислоты, овощные и фруктовые соки (капустный, яблочный, мятный, ананасовый и др.). Какие выводы можно сделать из этих данных для здорового образа жизни?
? 12.4 Подготовить доклад «Влияние мутагенов на организм человека»
Методические указания по выполнению заданий:
1. При подготовке доклада, воспользуйтесь рекомендациями по выполнению самостоятельной работы (п.4.2. Подготовка доклада).
2. При выступлении с докладом, постарайтесь изложить самое главное, логично переходя от изложения проблемы цели, задач к результатам. Используйте для этого презентацию, куда поместите необходимые графики, диаграммы, рисунки, фотографии. Каждый слайд презентации должен дополнять, иллюстрировать ваш доклад, а не дублировать его. Использовать только те термины, смысл которых вам хорошо ясен. Время выступления 7-10 минут.
3. В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам (не менее 3 источников). Используя цитаты, делайте ссылки в тексте. Написание литературного обзора поможет вам более свободно овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время доклада
Cписок литературы
Сивоглазов В.И. Биология: общая биология. Базовый ур.: учеб. для 10-11 кл. / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Захарова Е.Т. -5-е изд., - М.: Дрофа, 2009. - §3.16-3.17 , стр.164-176
Общая биология: учебник для 10 – 11 кл. общ. уч. / под ред. Д. К. Беляева,Г. Дымшиц – 6 –е изд. - М: Просвещение, 2014. §29-31, стр.114-122