Раздел 3. Основы генетики и селекции
Тема 3.3. Генетика и селекция.
Задание 13. Генетика – теоретическая основа селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции.
Цель:сформировать первоначальные знания о селекции как науки, определить ее цели и задачи.
Задание для самостоятельной внеаудиторной работы:
? 13.1Составить опорный конспект «Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений»
Методические указания по выполнению задания:
При составлении опорного конспекта, воспользуйтесь рекомендациями по выполнению самостоятельной работы (п.4.6. Составление опорного конспекта. Свободный конспект).
? 13.2Закончите предложения, вписав вместо точек необходимые термины и понятия.
1. Совокупность методов создания новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с признаками, нужными человеку…
2. Совокупность культурных растений одного вида, искусственно-созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными признаками, -…..
3. Скрещивание близкородственных особей растений и животных с обычно наступающим после этого снижением жизнеспособности полученного потомства, -….
4. Генотипически однородное потомство, получаемое от самоопыляющейся особи с помощью отбора, -…
5. Мощное развитие гибридов, полученных при скрещивании чистых линий, -….
6. Скрещивание особей одного вида, не состоящих в непосредственном родстве,-…
7. Естественное или искусственное скрещивание особей, относящиеся к различным сортам, породам, видам, родам растений или животных,-….
УчебникСивоглазов В.И. Биология: общая биология. Базовый ур.: учеб. для 10-11 кл. / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Захарова Е.Т. -5-е изд., - М.: Дрофа, 2009. - §3.18 , стр.176-180.
Общая биология: учебник для 10 – 11 кл. общ. уч. / под ред. Д. К. Беляева,Г. Дымшиц – 6 –е изд. - М: Просвещение, 2014. §34-37, стр.129-142
Раздел 4. Эволюционное учение.
Тема 4.1. Теория эволюции.
Задание 14. История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина.-1 ч.
Цель:cформировать понятие об основных положениях эволюционной теории Ч. Дарвина; показать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки.
Задание для самостоятельной внеаудиторной работы:
? 14.1 Выберите верные утверждения:
1.Ламарк создал лучшую искусственную систему.
2.Линней считал, что виды существуют и не изменяются.
3.Ламарк создал первую эволюционную теорию.
4.Ламарк считал, что организмы изменяются от простого к сложному.
5.Линней разделил всех животных на 5 классов.
6.Ламарк отрицал изменчивость видов.
7.Ламарк считал, что признаки, приобретенные видами в течении жизни, наследуются потомками.
8.Линней закрепил использование бинарной (двойной) номенклатуры для вида.
? 14.2Заполните таблицу «Формы естественного отбора»
Формы естественного отбора | Характеристика | Примеры |
Стабилизирующий | ||
Движущий |
? 14.3Заполните таблицу «Сравнение естественного и искусственного отбора»
Сравниваемые показатели | Естественный отбор | Искусственный отбор |
Материал для отбора | ||
Отбирающий фактор | ||
Характер индивидуальных различий у отбираемой особи | ||
Степень охвата индивидуальных различий | ||
Судьба обладателей благоприятных изменений | ||
Судьба обладателей неблагоприятных изменений и особей, лишенных изменений | ||
Характер действия отбора | ||
Скорость действия отбора | ||
Результат отбора |
Методические указания по выполнению задания:
1. Внимательно прочитайте материал в учебнике по теме и заполните таблицу. Воспользуйтесь рекомендациями по выполнению самостоятельной работы (п.4.7. Составление и заполнение таблиц).
УчебникСивоглазов В.И. Биология: общая биология. Базовый ур.: учеб. для 10-11 кл. / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Захарова Е.Т. -5-е изд., - М.: Дрофа, 2009. - §4.9 , стр.232-238
Общая биология: учебник для 10 – 11 кл. общ. уч. / под ред. Д. К. Беляева,Г. Дымшиц – 6 –е изд. - М: Просвещение, 2014. §38-39, стр.144-151