Раздел 3. Основы генетики и селекции

Тема 3.3. Генетика и селекция.

Задание 13. Генетика – теоретическая основа селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции.

Цель:сформировать первоначальные знания о селекции как науки, определить ее цели и задачи.

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы:

? 13.1Составить опорный конспект «Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений»

Методические указания по выполнению задания:

При составлении опорного конспекта, воспользуйтесь рекомендациями по выполнению самостоятельной работы (п.4.6. Составление опорного конспекта. Свободный конспект).

? 13.2Закончите предложения, вписав вместо точек необходимые термины и понятия.

1. Совокупность методов создания новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с признаками, нужными человеку…

2. Совокупность культурных растений одного вида, искусственно-созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными признаками, -…..

3. Скрещивание близкородственных особей растений и животных с обычно наступающим после этого снижением жизнеспособности полученного потомства, -….

4. Генотипически однородное потомство, получаемое от самоопыляющейся особи с помощью отбора, -…

5. Мощное развитие гибридов, полученных при скрещивании чистых линий, -….

6. Скрещивание особей одного вида, не состоящих в непосредственном родстве,-…

7. Естественное или искусственное скрещивание особей, относящиеся к различным сортам, породам, видам, родам растений или животных,-….

УчебникСивоглазов В.И. Биология: общая биология. Базовый ур.: учеб. для 10-11 кл. / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Захарова Е.Т. -5-е изд., - М.: Дрофа, 2009. - §3.18 , стр.176-180.

Общая биология: учебник для 10 – 11 кл. общ. уч. / под ред. Д. К. Беляева,Г. Дымшиц – 6 –е изд. ­­- М: Просвещение, 2014. §34-37, стр.129-142

Раздел 4. Эволюционное учение.

Тема 4.1. Теория эволюции.

Задание 14. История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина.-1 ч.

Цель:cформировать понятие об основных положениях эволюционной теории Ч. Дарвина; показать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки.

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы:

? 14.1 Выберите верные утверждения:

1.Ламарк создал лучшую искусственную систему.

2.Линней считал, что виды существуют и не изменяются.

3.Ламарк создал первую эволюционную теорию.

4.Ламарк считал, что организмы изменяются от простого к сложному.

5.Линней разделил всех животных на 5 классов.

6.Ламарк отрицал изменчивость видов.

7.Ламарк считал, что признаки, приобретенные видами в течении жизни, наследуются потомками.

8.Линней закрепил использование бинарной (двойной) номенклатуры для вида.

? 14.2Заполните таблицу «Формы естественного отбора»

Формы естественного отбора Характеристика Примеры
Стабилизирующий    
Движущий    

? 14.3Заполните таблицу «Сравнение естественного и искусственного отбора»

Сравниваемые показатели Естественный отбор Искусственный отбор
Материал для отбора    
Отбирающий фактор    
Характер индивидуальных различий у отбираемой особи    
Степень охвата индивидуальных различий    
Судьба обладателей благоприятных изменений    
Судьба обладателей неблагоприятных изменений и особей, лишенных изменений    
Характер действия отбора    
Скорость действия отбора    
Результат отбора    

Методические указания по выполнению задания:

1. Внимательно прочитайте материал в учебнике по теме и заполните таблицу. Воспользуйтесь рекомендациями по выполнению самостоятельной работы (п.4.7. Составление и заполнение таблиц).

УчебникСивоглазов В.И. Биология: общая биология. Базовый ур.: учеб. для 10-11 кл. / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Захарова Е.Т. -5-е изд., - М.: Дрофа, 2009. - §4.9 , стр.232-238

Общая биология: учебник для 10 – 11 кл. общ. уч. / под ред. Д. К. Беляева,Г. Дымшиц – 6 –е изд. ­­- М: Просвещение, 2014. §38-39, стр.144-151

Наши рекомендации