Общая классификация состояний организмов
Влияние факторов на состояние покоя семян и растений в целом или их вегетативных частей рассматривается вместе, без какого-либо разграничения природы этих состояний. Между тем это совсем разные состояния: покой семян - анабиоз, весенне-зимний покой растений в целом - гипобиоз. Один из видных специалистов по семеноведению сравнивал состояние покоящихся семян (анабиоза) с состоянием сна (гипобиоза) в животном мире; другой называет покой семян "своеобразным рекордом летаргического сна" (т.е. спячки).
В физиологии животных также часто смешиваются понятия спячки, зимнего сна, оцепенения, диапаузы и анабиоза. Так, например, при описании анабиоза различных животных - обитателей мхов (например, тихоходок, коловраток) - говорят о состоянии их "летаргии" (т.е. о глубокой спячке), о том, что при увлажнении они "просыпаются", тогда как фактически их состояние не имеет отношения к летаргии, а их "просыпание" при увлажнении является просто возвращением к жизнедеятельности. Следует отметить, что в течение многих десятков лет трактовка результатов исследований по анабиозу часто оказывалась неточной именно вследствие недостаточного разграничения различных состояний организмов, отклоняющихся от активной жизнедеятельности. Это происходило из-за общности некоторых чисто внешних признаков (в том числе неподвижности) организмов и общности некоторых факторов (в особенности высыхания и охлаждения), вызывающих эти состояния.
Отсутствие четкого разграничения указанных состояний всегда приводило к недоразумениям, как при разрешении теоретических вопросов, так и при постановке экспериментальных исследований, когда переход к спячке или оцепенению принимался за анабиоз, поэтому часто исследователь, достигнувший только состояния искусственной спячки, считал это достижением анабиоза.
В предложенной классификации критерием состояний организмов принято наличие или отсутствие сочетания ассимиляции или диссимиляции, лежащего в основе жизнедеятельности; в соответствии с этим разграничиваются состояния жизнедеятельные (гипербиоз, биоз, гипобиоз) и нежизнедеятельные (мезабиоз, анабиоз).
В состоянии полной жизнедеятельности (биоз) жизнеспособные структуры полностью функционируют. При некоторых условиях это функционирование может стать временно даже ненормально высоким (гипербиоз).
В состояниях временного снижения жизнедеятельности (гипобиоз) функционирование жизнеспособных структур ослаблено (например, осенне-зимний покой растений в целом или отдельных клубней, корней и других частей, диапауза насекомых, зимняя и летняя спячка животных).
Характеристика жизненного процесса | Нежизнедеятельные состояния | Жизнедеятельные состояния | |||
Анабиоз | мезабиоз | Гипобиоз | биоз | гипербиоз | |
Обмен веществ | Незначительные разрушительные процессы, не являющиеся настоящей диссимиляцией | Диссимиляция (процессы распада веществ); возможны лишь местные процессы синтеза | Сочетание ассимиляции (синтетических и разрушительных процессов обмена) | ||
Функционирование жизнеспособных структур | Отсутствует | Одностороннее каталитическое действие ферментно-активных участков структур | Ослабленное и ограниченное | Полное | Резко повышенное сверх нормы |
Реактивность | Отсутствует | Пониженная | Полная | Повышенная |
В промежуточных состояниях между жизнедеятельностью и анабиозом (мезабиоз), например, состояния семян при влажностях выше допускающих анабиоз, но ниже достаточных для возвращения к жизнедеятельности, т.е. к прорастанию, жизнеспособные структуры нормально не функционируют, но проявляется одностороннее каталитическое действие ферментно-активных участков этих структур, выражающееся в диссимиляционных процессах. В природе организмы быстро проходят мезабиоз, так что эти диссимиляционные процессы не наносят еще вреда структурам клеток, однако при длительном пребывании в мезабиозе диссимиляционные процессы приводят к разрушению структур. К ним присоединяется поражение микроорганизмами ( например, при порче влажных семян, зерна), поскольку не действует саморегулирующая система клеток, которая при жизнедеятельности реагировала бы на вторжение микроорганизмов.
В состояниях обратимого прекращения жизнедеятельности (полный анабиоз), жизнеспособные структуры не функционируют, но могут возобновить функционирование (жизнедеятельность) при благоприятных условиях. В природе полный анабиоз встречается при редком сочетании многих условий среды (в частности, низкая влажность организма, сухой воздух или отсутствие доступа его, низкая температура). Примерами полного ксероанабиоза в природе являются случаи сохранения в течение многих сотен лет спорообразующих микробов, семян растений - чаще всего в глубоких сухих слоях почвы, обедненных кислородом ( или лишенных его) и к тому же не подвергающихся резким колебанием температуры. Примерами полного криоанабиоза в природе являются описанные случаи сохранения в течение тысяч лет микроорганизмов в толще льда вечной мерзлоты.
Для практических целей полный анабиоз обыкновенно достигается путем глубокого высушивания при умеренных температурах или охлаждения до низких температур. Примерами искусственного ксероанабиоза - сохранение сухих микробных культур в течение многих лет, искусственного криоанабиоза - длительное сохранение спермы с/х животных.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. | ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ……………………….. | |
Тема 2. | ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ЖИЗНИ……. | |
Тема 3. | ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЖИЗНЬ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ……………….. | |
Тема 4. | БИОСФЕРА. ЭВОЛЮЦИЯ БИОСФЕРЫ………….. | |
Тема 5. | НООСФЕРА…………………………………………. | |
Тема 6. | ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ КЛЕТКИ……………. | |
Тема 7. | ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ……………………………….. | |
Тема 8. | РАЗМНОЖЕНИЕ……………………………………. | |
Тема 9. | ФОРМЫ ПОЛОВОГО РАЗМНОЖЕНИЯ…………. | |
Тема 10. | ОПЛОДОТВОРЕНИЕ И СОПРЯЖЕННЫЕ С НИМ ПРОЦЕССЫ………………………………………..… | |
Тема 11. | ОНТОГЕНЕЗ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОНТОГЕНЕЗА……...………………………………... | |
Тема 12. | ЭМБРИОГЕНЕЗ……………………………………… | |
Тема 13. | ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ…………………………………………… | |
Тема 14. | ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ЭВОЛЮЦИИ……………. | |
Тема 15. | ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕНИЯ ДАРВИНА | |
Тема 16. | РАЗВИТИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК НА БАЗЕ ДАРВИНИЗМА…………………………. | |
Тема 17. | СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭВОЛЮЦИОННОГО УЧЕНИЯ……………………. | |
Тема 18. | АНТРОПОГЕНЕЗ……………………………………. | |
Тема 19. | АНАБИОЗ……………………………………………. |