Занятие 2. ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ.

При дигибридном скрещивании родительские формы отличаются по двум парам альтернативных признаков: например у свиней одна пара признаков характеризует масть (белая или черная), другая пара – форму ушей (висячие и стоячие). Ген доминантного признака белой масти обозначим буквой «А», а аллельный ген рецессивной черной масти буквой «а», ген доминирующих висячих ушей обозначим буквой «В», ген стоячих ушей – «b».

Аллельные гены этих признаков находятся в разных парах хромосом. По указанным парам признаков родители могут быть гомозиготны (ААВВ, AAbb, aaBB) или гетерозиготны по одной или двум парам признаков (АаВb, AaBB, ааВb). В период образования половых клеток при мейозе из каждой пары гомологичных хромосом в гамету попадаеттолько одна.

Например: при генотипе ААbb образуется один сорт гамет Аb, при генотипе ААВВ – АВ, при генотипе ааbb – аb. У особей геторозиготных по одному признаку AaBB образуется 2 сорта гамет АВ и аВ; у особей гетерозиготных по двум парам признаков АаВв образуется 4 сорта гамет АВ, Аb, аВ, аb.

При скрещивании гибридов первого поколения (АаВb х АаВb) каждый из сперматозоидов может оплодотворять любую яз яйцеклеток с одинаковой вероятностью. Получается 16 возможных сочетаний гамет отца и матери.

Для определения результатов сочетаний гамет используется решетка Пеннета. В верхней горизонтальной строке как заголовки записываем типы гамет одного родителя, а слева вертикально как заголовки строчек, располагаем типы гамет другого родителя. В каждый квадрат на пересечении столбца и строчки записываем генотип и фенотип потомка.

Затем подсчитывают особей с разными фенотипами и генотипами. При дигибридном скрещивании один из признаков или оба могут наследоваться в соответствие с определенным типом доминирования.

Литература: 1 (стр. 38-40).

Вид занятия – лабораторное

Время: 2 часа. Место проведения − учебный класс.

Цель: научиться решать задачи при скрещивании родительских форм, различающихся по двум парам альтернативных признаков при полном и промежуточном наследовании.

Материальное обеспечение: рисунки, сборники задач, индивидуальные задания.

Содержание и методика проведения занятия

Задание 1. Решить задачу при скрещивании родительских форм гомозиготных по обоим парам альтернативных признаков. Получить F1 и F2.

Ген Признак
   

Условие:

Р х

Сорта гамет

F1 х F1

Занятие 2. ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ. - student2.ru Гаметы Занятие 2. ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ. - student2.ru ♂ ♀         Занятие 2. ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ. - student2.ru
           
            F2 Занятие 2. ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ. - student2.ru  
           
           

Результат расщепления: по фенотипу

по генотипу

Выводы:

Задание 2. Решить задачу на дигибридное скрещивание при условии, что один из родителей гетерозиготный по одному или двум парам признаков.

Занятие 2. ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ. - student2.ru Условие:

Ген Признак Рх

Сорта гамет

F1 x F1

Занятие 2. ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ. - student2.ru Гаметы ♂ ♀          
Занятие 2. ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ. - student2.ru             Занятие 2. ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ. - student2.ru  
           
        Занятие 2. ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ. - student2.ru F2
           

Результаты расщепления в F2:

по фенотипу по генотипу

Выводы:

Контрольные вопросы (20 минут):

1. Сущность закона независимого наследования аллелей и признаков.

2. Правило чистоты гамет.

3. Возвратное и анализирующее скрещивание.

4. Типы доминирования признаков (полное, неполное, промежуточное наследование, кодоминирование, сверхдоминирование).

Подведение итогов 5 мин.

Наши рекомендации