Занятие 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ.

Иногда на формирование признака влияют две или несколько пар неаллельных генов. Проявление признака в этом случае зависит от характераих взаимодействия в процессе развития организма, а соотношение фенотипов во втором поколении будет иным. Наблюдаются следующие типы взаимодействия генов: комплементарное, новообразование, эпистаз, полимерия.

Литература: 1 (стр. 41-47).

Вид занятия: лабораторное

Время: 2 часа. Место проведения – ученбный класс.

Цель: научиться решать задачи при разных типах взаимодействия неаллельных генов.

Материальное обеспечение: рисунки, сборники задач, индивидуальные задания.

Содержание и методика проведения занятия.

Научиться решать задачи при неаллельном взаимодействии генов.

При комплементарном взаимодействии генов, не имеющих собственного фенотипического проявления, от скрещивания двух форм в потомстве появляется признак, которого не было ни у одного из родителей.

Так при скрещивании белых минорок с белыми шелковистыми курами первое поколение получается окрашенным. Белые минорки имеют генотип ССоо. Они способны синтезировать тирозин (С) необходимый для образования пигмента, но не способны синтезировать фермент (о), превращающий это вещество в пигмент.

Белые шелковистые куры имеют генотип ссОО, они не способны синтезировать тирозин (с), но обладают способностью синтезировать фермент (О). При спаривании таких кур потомство получается окрашенным. Вих генотипе присутствуют гены С и О.

Задание 1. Напишите схему скрещивания при комплементарном типе взаимодействия генов.

Выполнение задания:

Занятие 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ. - student2.ru Ген Признак______

С Способность синтезировать белок (тирозин)

с Неспособность синтезировать белок

О Способность синтезировать фермент

о Неспособность синтезировать фермент

Р х

Гаметы

F1 х F1

Занятие 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ. - student2.ru Гаметы Занятие 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ. - student2.ru ♂ ♂ ♀       Занятие 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ. - student2.ru  
           
Занятие 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ. - student2.ru               F2  
           
           

Расщепление в F2: по фенотипу

по генотипу

При новообразовании признак формируется в результате взаимодействия двух неаллельных генов, имеющих самостоятельное фенотипическое проявление.

Например: у кур взаимодействие генов розовидного гребня «R» и стручковидного гребня «С» приводит к возникновению новой формы гребня – ореховидного. В генотипе особей с новой формой гребня должны быть оба эти гены «R» и «С».

При этом известно, что ген розовидного гребня «R» доми-нирует над геном простого гребня «r», ген стручковидного гребня «С» также доминирует над геном простого гребня - «с».

Задание 2. Напишите схему скрещивания при взаимодействии генов типа «новообразование». Покажите соотношение фенотипов в F2 .

Выполнение задания: Р х

Занятие 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ. - student2.ru Ген Признак Гаметы

R Розовидный гребень

r Листовидный гребень F1 x F1

С Стручковидный гребень

с Листовидный гребень

Занятие 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ. - student2.ru Занятие 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ. - student2.ru Гаметы ♂ ♀          
Занятие 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ. - student2.ru              
Занятие 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ. - student2.ru                 F2
           
           

Расщепление в F2 : по фенотипу

по генотипу

При взаимодействии неаллельных генов «эпистазе» доминантный ген одной пары аллелей, например ген С (раннее поседение) подавляет действие другого неаллельного доминантного гена В (вороной масти). Все лошади, имеющие ген С, будут серыми. При скрещивании серой лошади гомозиготной по гену С и вороной масти с лошадью рыжей и отсутствием раннего поседения, лошади F1 будет иметь серую масть.

Задание 3. Напишите схему скрещивания при типе взаимодействия генов «эпистаз». Покажите соотношение по фенотипу в F2

Выполнение задания:

Занятие 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ. - student2.ru Ген Признак_

С Раннее поседение Р х

С Отсутствие поседения Гаметы

В Вороная масть

b Рыжая масть F1 х F1

Занятие 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ. - student2.ru Занятие 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ. - student2.ru Гаметы ♂ ♀          
          Занятие 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ. - student2.ru
              Занятие 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ. - student2.ru F2
           
           

Расщепление по фенотипу в F2

Выводы:

При полимерии на признак влияют несколько разных, но сходно действующих неаллельных генов. Каждый из этих генов усиливает развитие признака. Такие, однозначно действующие гены, называются «аддитивными». При полимерии степень развития признака зависит от количества доминантных аллелей аддитивных генов в генотипе особи. Так, например, у овса доминантный аллель «А» определяет синтез черного пигмента. При наличии в генотипе 4 A (А1А1А2А2) окраска зерновых чешуй будет черная, при З-х A (А1а1А2А2; А1А1А2а2) – темно-серая, при 2 А (А1а1А2а2) – серая, при 1 А – светло-серая. При отсутствии доминантных аллелей окраска чешуй будет желтая. По типу полимерии наследуются многие хозяйственно-полезные признаки, такие как удой за лактацию, живая масса, настриг шерсти, масса яиц и т.д.

Задание 4. Напишите схему скрещивания овса с окраской зерновых чешуй черной и желтой.при типе взаимодействия генов «полимерия». Покажите соотношение фенотипов в F2

Занятие 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ. - student2.ru Ген Признак________

А1 Черный пигмент Р х

а1 Желтый пигмент Гаметы

А2 Черный пигмент F х F1

а2 Желтый пигмент

Занятие 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ. - student2.ru Занятие 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ. - student2.ru Гаметы ♂ ♀          
          Занятие 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ. - student2.ru
              Занятие 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ. - student2.ru F2
           
           

Расщепление по фенотипу в F2

Дайте ответ на следующие вопросы:

1. В чем сущность взаимодействия неаллельныхгенов.

2. Особенности расщепления по фенотипу во втором поколении при новообразовании, комплементарности, эпистазе и полимерии.

3. Значение явления полимерии для пониманияхарактера наследования количественных признаков.

4. Что такое гены - модификаторы?

5. Плейотропия, экспрессивность и пенетрантность.

Подведение итогов 5 мин.

Наши рекомендации