Оценка умения студентов проводить взятие материала для бактериологических исследований.

ЗАНЯТИЕ 2. ВОЗБУДИТЕЛИ ЧУМЫ, ПСЕВДОТУБЕРКУЛЕЗА, ТУЛЯРЕМИИ, БРУЦЕЛЛЕЗА И СИБИРСКОЙ ЯЗВЫ

Контрольные вопросы:

1. Понятие о природно-очаговых, зоонозных и особо опасных инфекциях.

2. Режим работы лаборатории при диагностике особо опасных инфекций.

3. Возбудитель чумы, таксономическое положение, биологические свойства. Патогенез чумы.

4. Методы микробиологической диагностики чумы. Ускоренная диагностика чумы.

5. Противоэпидемические мероприятия в очаге чумы. Специфическая профилактика чумы.

6. Возбудитель псевдотуберкулеза. Биологические свойства. Патогенез псевдотуберкулеза.

7. Микробиологическая диагностика псевдотуберкулеза. Дифференциация возбудителя псевдотуберкулеза и других иерсиниозов.

8. Возбудитель туляремии, таксономическое положение, биологические свойства. Патогенез туляремии.

9. Методы микробиологической диагностики туляремии.

10. Противоэпидемические мероприятия в очаге туляремии. Специфическая профилактика туляремии.

11. Возбудитель бруцеллеза, таксономическое положение, биологические свойства. Классификация бруцелл. Эпидемиология и патогенез.

12. Методы микробиологической диагностики бруцеллеза.

13. Особенности иммунитета при бруцеллезе. Специфическая терапия и профилактика.

14. Возбудитель сибирской язвы, таксономическое положение, биологические свойства. Эпидемиология и патогенез сибирской язвы.

15. Методы микробиологической диагностики сибирской язвы. Дифференциация сибиреязвенных бацилл от антракоидов.

16. Специфическое лечение и профилактика сибирской язвы.

Самостоятельная работа студентов:

1. Микробиологическая диагностика чумы:

а) изучить демонстрационные препараты из чистой культуры чумных бактерий, мазки-отпечатки из органов трупа мыши, погибшей при явлениях чумного сепсиса;

б) составить схему развернутой и ускоренной диагностики чумы.

2. Микробиологическая диагностика псевдотуберкулеза:

а) составить схему микробиологической диагностики псевдотуберкулеза;

б) учесть результаты демонстрации дифференциально-диагностических признаков возбудителя псевдотуберкулеза и других патогенных иерсиний.

3. Микробиологическая диагностика туляремии:

а) изучить демонстрационные препараты из чистой культуры туляремийных бактерий, мазки-отпечатки из органов трупа мыши, зараженной возбудителем туляремии;

б) учесть результаты реакции непрямой гемагглютинации в парных сыворотках крови больного с подозрением на туляремию.

4. Микробиологическая диагностика бруцеллеза:

а) изучить демонстрационные мазки из чистой культуры бруцелл;

б)учесть реакцию Райта для обнаружения нарастания титра антител к бруцеллам в парных сыворотках больного.

5. Микробиологическая диагностика сибирской язвы:

а) изучение демонстрационного препарата из культуры возбудителя сибирской язвы;

б) изучить колонии ложносибириязвенных бацилл на МПА;

в) поставить реакцию Асколи для обнаружения преципитиногена в шерсти животного, зараженного сибирской язвой.

6. Изучить препараты, применяемые для диагностики, лечения и профилактики зоонозных инфекций.

ЗАНЯТИЕ 3. ВОЗБУДИТЕЛЬ ДИФТЕРИИ. ПАТОГЕННЫЕ КЛОСТРИДИИ

Контрольные вопросы:

1. Токсические инфекции. Особенности их этиологии, патогенеза и диагностики.

2. Особенности антитоксического иммунитета. Иммунобиологические препараты, используемые для лечения и профилактики токсикоинфекций: анатоксины и антитоксические сыворотки. Их получение, определение активности и практическое использование.

3. Возбудитель дифтерии, таксономическое положение, биологические свойства.

4. Типы возбудителей дифтерии. Отличие возбудителей дифтерии от дифтероидов.

5. Эпидемиология и патогенез дифтерии.

6. Микробиологическая диагностика дифтерии. Исследование на носительство дифтерийных бактерий.

7. Иммунитет при дифтерии. Серотерапия. Специфическая профилактика дифтерии.

8. Патогенные анаэробы, их таксономия, морфологические и культуральные свойства.

9. Токсины патогенных клостридий.

10. Патогенез газовой гангрены, столбняка и ботулизма.

11. Методы микробиологической диагностики патогенных клостридий.

12. Специфическая профилактика и лечение анаэробных инфекций.

Самостоятельная работа студентов:

1. Микроскопия демонстрационных препаратов из чистых культур дифтерийных и ложнодифтерийных бактерий.

2. Составить схемы микробиологической диагностики дифтерии.

3. Изучить свойства чистых культур дифтерийных бактерий:

а) рост на кровяно-теллуритовой среде;

б) рост на среде Леффлера;

в)расщепление углеводов на средах Гисса;

г) определение токсигенности методом преципитации в геле.

4. Учесть результаты демонстрации дифференциально-диагностических признаков патогенных коринебактерий.

5. Изучить препараты, применяемые для диагностики, лечения и профилактики дифтерии.

6. Микроскопия демонстрационных препаратов из чистых культур патогенных анаэробов.

7. Изучение характера роста анаэробов на питательных средах (Китта-Тароцци, Вильсона-Блера, молоке, столбике сахарного агара, кровяном агаре Цейсслера, по Фортнеру, в трубках с сахарным агаром по Виньяль-Вейону).

8. Составить схему реакции биологической нейтрализации для обнаружения ботулинического токсина в исследуемом материале.

9. Изучение препаратов, применяемых для диагностики, лечения и профилактики анаэробных инфекций.

ЗАНЯТИЕ 4. ВОЗБУДИТЕЛИ ТУБЕРКУЛЕЗА, КОКЛЮША И ПАРАКОКЛЮША

Контрольные вопросы:

1. Общая характеристика микобактерий.

2. Характеристика возбудителей туберкулеза. Биологические типы микобактерий туберкулеза.

3. Эпидемиология и патогенез туберкулеза.

4. Особенности иммунитета при туберкулезе.

5. Методы микробиологической диагностики туберкулеза.

6. Аллергологическая диагностика туберкулеза. Туберкулин: состав, способ получения и применение. Внутрикожная проба Манту: техника проведения и интерпретация.

7. Профилактика туберкулеза.

8. Возбудители коклюша и паракоклюша, таксономическое положение, биологические свойства.

9. Патогенез коклюша.

10. Микробиологическая диагностика коклюша. Дифференциация коклюшных, паракоклюшных бактерий и возбудителя септического бронхита.

11. Специфическая профилактика коклюша.

Самостоятельная работа студентов:

1. Микроскопия демонстрационных препаратов из мокроты больного туберкулезом и из микобактерий туберкулеза, выращенных по методу Прайса.

2. Изучить характер роста микобактерий туберкулеза на плотных средах (картофельной, яичной и Левенштейна-Йенсена).

3. Составить схему микробиологического исследования при туберкулезе.

4. Изучение препаратов, применяемых для диагностики и профилактики туберкулеза.

5. Микроскопия демонстрационных препаратов из чистой культуры коклюшных бактерий.

6. Изучение сред Борде-Жангу и казеиново-угольного агара, использующихся для диагностики коклюша.

7. Учесть результаты демонстрации дифференциально-диагностических признаков бордетелл.

8. Учет РНГА с сывороткой больного при подозрении на коклюш.

9. Составить схему микробиологического исследования при коклюше.

10. Изучение препаратов, применяемых для диагностики и профилактики коклюша.

ЗАНЯТИЕ 5. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗДЕЛУ: «ПАТОГЕННЫЕ КОККИ; ВОЗБУДИТЕЛИ ЧУМЫ, ПСЕВДОТУБЕРКУЛЕЗА, ТУЛЯРЕМИИ, БРУЦЕЛЛЕЗА И СИБИРСКОЙ ЯЗВЫ; ВОЗБУДИТЕЛИ ДИФТЕРИИ, КЛОСТРИДИОЗОВ, ТУБЕРКУЛЕЗА И КОКЛЮША»

ЗАНЯТИЕ 6. СЕМЕЙСТВО КИШЕЧНЫХ БАКТЕРИЙ. Эшерихии и сальмонеллы

Контрольные вопросы:

1. Общая характеристика бактерий кишечной группы. Общие принципы микробиологической диагностики кишечных инфекций.

2. Классификация патогенных кишечных палочек. Морфологические, биологические и антигенные свойства эшерихий.

3. Патогенез эшерихиозов, вызванных разными группами патогенных эшерихий. Микробиологическая диагностика.

4. Морфологические и биологические свойства сальмонелл. Классификация сальмонелл. Антигенная структура сальмонелл. Схема Кауфмана-Уайта.

5. Патогенез тифопаратифозных инфекций и сальмонеллезных пищевых токсикоинфекций.

6. Методы микробиологической диагностики брюшного тифа и паратифов в разные сроки заболевания. Серологическая диагностика брюшного тифа. Реакция Видаля.

7. Методы микробиологической диагностики сальмонеллезных токсикоинфекций.

Самостоятельная работа студентов:

1. Микроскопия демонстрационных мазков из чистых культур возбудителей эшерихиозов, брюшного тифа, паратифов, сальмонеллезов, дизентерии и холероподобных вибрионов.

2. Изучить культуральные свойства возбудителей эшерихиозов, брюшного тифа, паратифов, сальмонеллезов, дизентерии и холероподобных вибрионов на простых, элективных, дифференциально-диагностических средах и средах накопления.

3. Изучить биохимические свойства возбудителей кишечных инфекций в демонстрационных «пестрых рядах».

4. Работа №1. Исследование испражнений больного при подозрении на заболевание эшерихиозом с целью выделения возбудителя и его идентификации.

5. Работа №2. Исследование крови больного при подозрении на заболевание брюшным тифом с целью выделения возбудителя и его идентификации.

6. Работа №3. Исследование испражнений больного при брюшном тифе и паратифах на 3-4 неделях заболевания.

7. Работа №4. Исследование испражнений больного при подозрении на носительство бактерий брюшного тифа.

8. Работы №5. Исследование испражнений больного при сальмонеллезной токсикоинфекции.

ЗАНЯТИЕ 7. СЕМЕЙСТВО КИШЕЧНЫХ БАКТЕРИЙ. ШИГЕЛЛЫ.

ХОЛЕРНЫЙ ВИБРИОН.

Контрольные вопросы:

1. Классификация, морфологические и биологические свойства шигелл.

2. Патогенез и микробиологическая диагностика бактериальной дизентерии (шигеллеза).

3. Классификация, морфологические и биологические свойства холерных вибрионов.

4. Патогенез холеры.

5. Методы микробиологической диагностики холеры. Экспресс диагностика холеры.

6. Препараты для специфической профилактики, лечения и диагностики заболеваний, вызванных патогенными бактериями кишечной группы.

Самостоятельная работа студентов:

1. Работы №6 и №7. Исследование материала от больного (испражнений и рвотных масс) с целью выделения и идентификации возбудителя дизентерии.

2. Работа №8 и №9. Бактериологическое исследование испражнений больного при подозрении на заболевание холерой.

3. Изучение препаратов, применяемых для специфической профилактики и лечения кишечных бактериальных инфекций.

4. Решение ситуационных задач.

ЗАНЯТИЕ 8. ПАТОГЕННЫЕ СПИРОХЕТЫ

Контрольные вопросы:

1. Общая характеристика и классификация патогенных спирохет.

2. Патогенез сифилиса.

3. Врожденный сифилис.

4. Методы микробиологической диагностики сифилиса.

5. Иммунитет при сифилисе. Оценка результатов серологических исследований.

6. Возбудители иксодового клещевого боррелиоза (болезни Лайма), патогенез и методы микробиологической диагностики.

7. Биологические свойства возбудителя лептоспироза.

8. Патогенез и микробиологическая диагностика лептоспироза.

9. Особенности течения и диагностики спирохетозов у детей.

10. Препараты для специфической профилактики, лечения и профилактики спирохетозов.

Самостоятельная работа студентов:

1. Изучение морфологии бледной трепонемы и боррелий в демонстрационных препаратах.

2. Учесть результаты реакций Закса-Витебского и Кана.

3. Учесть ИФА для диагностики сифилиса.

4. Изучение морфологии возбудителя иксодового клещевого боррелиоза в демонстрационном препарате.

5. Изучение препаратов, используемых для диагностики и профилактики спирохетозов.

ЗАНЯТИЕ 9. ПАТОГЕННЫЕ РИККЕТСИИ, ХЛАМИДИИ. Возбудители МИКОЗОВ

Контрольные вопросы:

1. Общая характеристика риккетсий. Классификация патогенных риккетсий и риккетсиозов.

2. Патогенез, микробиологическая диагностика и специфическая профилактика сыпного тифа (эпидемического и эндемического).

3. Болезнь Брилла. Дифференциальная диагностика острого сыпного тифа и болезни Брилла.

4. Патогенез, микробиологическая диагностика и специфическая профилактика Ку-лихорадки.

5. Особенности течения и диагностики риккетсиозов у детей.

6. Общая характеристика хламидий. Роль хламидий в патологии человека.

7. Диагностика хламидийных инфекций.

8. Общая характеристика патогенных грибков, их морфология и классификация.

9. Методы микробиологической диагностики микозов.

10. Грибок рода Candida – основной представитель оппортунистических микозов. Общая характеристика, патогенез и микробиологическая диагностика кандидозов.

Самостоятельная работа студентов:

1. Изучение морфологии риккетсий в демонстрационных мазках (чистая культура риккетсий, кровь морской свинки при экспериментальном риккетсиозе, R. prowazekii в клетках эпителия кишечника платяной вши).

2. Учет результатов РА, РНГА в парных сыворотках больных сыпным тифом и Ку-лихорадкой.

3. Изучение препаратов, используемых для диагностики и специфической профилактики риккетсиозов.

4. Изучение схемы диагностики хламидийных инфекций.

5. Учет ИФА для диагностики хламидийной инфекции.

6. Изучение морфологии грибков рода Candida в демонстрационных препаратах.

7. Изучение хламидоспор грибков рода Candida на рисовом агаре в неблагоприятных условиях.

8. Изучение типов врастания в агар разных видов рода Candida.

ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ МИКРОБИОЛОГИИ

ЛИТЕРАТУРА К ЗАНЯТИЯМ ПО КЛИНИЧЕСКОЙ МИКРОБИОЛОГИИ

1. Бактерийные, вирусные и сывороточные лечебно-профилактические препараты. Аллергены. Дезинфекционно-стерилизационные режимы поликлиник».-С.-Пб.: Фолиант, 1998.-512 с.

2. Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология.-М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2001, 736 с.

3. Внутрибольничные инфекции. Под ред. В.П. Венцела.-М., 1990.-656 с.

4. Красноголовец В.Н., Киселева Б.С. Клебсиеллезные инфекции.-М.: Медицина, 1996.-256 с.

5. Маянский А.Н. Микробиология для врачей.-Нижний Новгород.-Изд-во НГМА, 1999.

6. Медицинская микробиология. Под редакцией В.И. Покровского и О.К. Поздеева.-М., 1998.

7. Основные иммунобиологические препараты для профилактики и лечения инфекционных заболеваний человека. Под ред. Ю.В. Федорова, 1996.

8. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии (Частный курс).-Томск, СГМУ,1994

9. Тец В.В. Справочник по клинической микробиологии.-Санкт-Петербург, 1994.

ЗАНЯТИЕ 10. ВОЗБУДИТЕЛИ ВНУТРИБОЛЬНИЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ

Контрольные вопросы:

1. Предмет и задачи клинической микробиологии. Понятие о внутрибольничных (ятрогенных, госпитальных, нозокомиальных) и оппортунистических инфекциях, условия их возникновения и этиология.

2. Понятие об условно-патогенных микроорганизмах, их роль в патологии человека. Основные возбудители внутрибольничных инфекций: стафилококк, стрептококк, клебсиелла, протей, синегнойная палочка и кишечная палочка. Таксономическое положение, основные биологические свойства.

3. Патогенез и микробиологическая диагностика внутрибольничных инфекций.

4. Особенности лечения и профилактики инфекций, вызванных условно-патогенными микроорганизмами.

Самостоятельная работа студентов:

1. Микробиологическая диагностика раневой инфекции:

а) составление схемы поэтапного бактериологического исследования гнойного отделяемого послеоперационной раны больного;

б) проведение бактериологического исследования с целью выделения возбудителя гнойной раневой инфекции (синегнойная палочка).

2. Микробиологическая диагностика гнойно-воспалительных заболеваний:

а) составление схемы поэтапного бактериологического исследования гнойного отделяемого больного острым отитом;

б) проведение бактериологического исследования с целью выделения возбудителя острого гнойного отита (золотистый стафилококк).

3. Микробиологическая диагностика бронхолегочных инфекций:

а) составление схемы поэтапного бактериологического исследования мокроты больного хроническим бронхитом;

б) проведение бактериологического исследования мокроты больного с целью выделения возбудителя хронического бронхита (клебсиелла пневмонии).

4. Микробиологическая диагностика сепсиса:

а) составление схемы поэтапного бактериологического исследования крови больного с подозрением на сепсис;

б) проведение бактериологического исследования крови больного с целью выделения возбудителя сепсиса (пиогенный стрептококк).

5. Микробиологическая диагностика урологических инфекций:

а) составление схемы поэтапного бактериологического исследования мочи больного острым пиелонефритом;

б) проведение бактериологического исследования мочи больного с целью выделения возбудителя острого пиелонефрита (вульгарный протей).

6. Разбор препаратов, используемых для специфической терапии заболеваний, вызванных условно-патогенными микроорганизмами.

Наши рекомендации