Органогенез у млекопитающих

Тема: Общие закономерности онтогенеза.

Цель работы: Изучить особенности индивидуального развития беспозвоночных и позвоночных животных на различных этапах онтогенеза. Рассмотреть влияние факторов внешней среды на эмбриональное развитие и роль профилактической медицины в предупреждении возникновения аномалий и пороков развития у человека.

Задачи:

1. Изучить основные этапы эмбриогенеза (оплодотворение, дробление, гаструляцию, гисто- и органогенез).

2. Изучить влияние факторов внешней среды на эмбриональное развитие и роль профилактической медицины в предупреждении возникновения пороков развития у человека.

Студент должен знать:

А) до изучения темы:

1. Типы яйцеклеток и соответствующие им типы дробления.

2. Основные этапы и способы гаструляции.

4. Производные зародышевых листков.

5. Основные механизмы онтогенеза.

6. Критические периоды развития.

7. Провизорные органы человека.

Б) после изучения темы:

1.Строение различных видов бластул.

2. Особенности гаструляции млекопитающих и человека.

3. Особенности органогенеза позвоночных.

4. Механизмы формирования пороков развития человека.

Студент должен уметь:

1. Идентифицировать на микропрепаратах стадии дробления, части бластулы и гаструлы.

2. Определять на микропрепаратах стадии органогенеза, производные зародышевых листков.

3. Уметь объяснять возникновение ряда врожденных пороков развития нарушением общих и частных механизмов морфогенеза.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.

2). Ответить на вопросы для самоконтроля:

1. Предмет биологии развития.

2. Типы индивидуального развития.

3. Периоды онтогенеза.

4. Стадии эмбрионального развития.

5. Стадии постэмбрионального развития.

6. Взаимосвязь процессов дробления и гаструляции от типа строения яйца.

7. Способы гаструляции.

8. Типы плаценты у млекопитающих.

9. Провизорные органы у высших позвоночных.

10. Гистогенез и органогенез.

3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля:

Выбрать правильный ответ (ответы).

1.Способ образования мезодермы у беспозвоночных: 1)телобластический, 2)энтероцельный, 3)эктодермальный, 4)энтодермальный.

2.Функция желточного мешка у млекопитающих: 1)сократительная, 2)трофическая, 3)кроветворная, 4)водная среда.

3.Гаструляция у амфибий протекает путем: 1) эпиболии, 2)имиграции, 3)деляминации, 4) инвагинации.

4.К производным мезодермы относятся: 1) эпителиальная ткань, 2)соединительная ткань, 3)мышечная ткань, 4) нервная ткань.

5. Яйцеклетка, содержащая большое количество желтка на одном полюсе, называется: 1)олиголецитальная, 2)изолецитальная, 3)телолецитальная, 4)центролецитальная.

6. Способ деления клеток на стадии дробления: 1) амитоз и митоз, 2)митоз (только), 3)мейоз (только), 4)амитоз, митоз, мейоз

7.В процессе нейруляции у зародыша формируется: 1)эктодерма, 2)нервная трубка, 3)хорда, 4) первичная кишка, 5) вторичная кишка.

8. Равновероятная способность бластомеров на ранних этапах дробления развиваться в целый организм – это: 1)детерминация, 2)тотипотентность, 3)дифференцировка, 4) интеграция.

4)Перепишите в альбом и заполните таблицы:

Таблица 1

Характеристика основных стадий онтогенеза

Периоды и стадии онтогенеза Беспозвоночные Амфибии Рептилии, птицы Млекопитающие
1. Эмбриональный период: · тип яйца · тип дробления · тип бластуды · тип гаструлы · тип нейрулы · провизорные органы · наличие плаценты 2. Постэмбриональный период: · тип развития        

Таблица 2

Органогенез у млекопитающих

Зародышевые листки Зачатки образующихся органов
1. Эктодерма 2. Энтодерма 3. Мезодерма  

Литература:

Основная:

1.Учебник "Биология" в 2х томах под ред. В.Н. Ярыгина, 2008, т. 1.

2. Чебышев Н.В. Биология, М., 2005, глава 3.

3.Лекции по биологии.

Дополнительная:

1. Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011.

Ответы на тестовые задания: 1)1; 2)2; 3)1,4; 4)2,3; 5)3; 6)2; 7) 2,3,5; 8)2.

Методические указания подготовлены: доцентом кафедры, к.б.н. Родиной Н.Е., зав.кафедрой, проф. Косых А.А. ___________________________________________

Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04.2012» .

Зав. кафедрой: ________________________

Наши рекомендации