Сроки и условия проведения Олимпиады

Общие положения

Республиканский этап Межрегиональной биологической олимпиады (далее — Олимпиада) в 2016-2017 учебном году проводится в целях выявления учащихся, проявляющих интерес и способности к биологии и смежным наукам совместно ГБОУ школой «Интеллектуал».

Основными задачами Олимпиады являются:

- выявление и поощрение школьников, обладающих глубокими знаниями биологии и способных их творчески применять;

- предоставление таким школьникам возможности продолжить обучение в системе всероссийских биологических школ;

- конкурсный отбор школьников-победителей первого тура олимпиады на Всероссийскую весеннюю биологическую школу, а участников второго тура – на Летнюю экологическую школу.

Участники олимпиады

В Олимпиаде могут участвовать все желающие обучающиеся 6-9 классов образовательных организаций.

Сроки и условия проведения Олимпиады

Олимпиада проводится в три этапа:

1) муниципальный – до 17 ноября 2016 г.;

2) республиканский – 18 ноября 2016 года. Принимаются все работы и протокол проведения муниципального этапа Олимпиады;

3) межрегиональный – 21 ноября 2016 г. – по январь 2017 г.

4. Правила проведения:

Вы можете провести Олимпиаду в любой день до 17 ноября 2016 года (включительно), но при этом все учащиеся одной параллели классов должны выполнять работу в одно и то же время. Обращаем ваше внимание на то, что Олимпиада не является заочной, не предполагает пользования литературой и другими дополнительными источниками информации, поэтому олимпиадные работы нельзя выдавать ученикам для работы дома. Также просим не публиковать вопросы Олимпиады в интернете до окончания проверки.

Первый тур проводится в течение одного дня в классах базового учреждения.

Учащимся каждой параллели (6-го, 7-го, 8-го, 9-го) классов предлагается по 6 вопросов, разделённых на три этапа по 2 вопроса в каждом.

Перед началом выполнения заданий необходимо зачитать участникам Олимпиады следующие правила проведения и основные принципы оценки работ (можно распечатать или скопировать следующий текст и выдать его каждому участнику):

Каждая работа выполняется на листах формата А4 в следующей комплектности:

1. Титульный лист (на нем не должно быть ответов на вопросы).

2. Ответы на вопросы первого этапа

3. Ответы на вопросы второго этапа

4. Ответы на вопросы третьего этапа

Страницы необходимо перенумеровать и на каждой станице написать фамилию, имя) участника и название населённого пункта. Ответы на вопросы каждого этапа можно размещать на одном или нескольких листах.

Сначала разборчиво, желательно печатными буквами заполняется титульный лист в соответствии со следующими пунктами. Все имена и названия должны быть написаны полностью.

1. Фамилия, имя, отчество участника Олимпиады.

2. Школа, класс.

3. Адрес электронной почты или аккаунт в социальной сети для приглашения на второй тур.

4. Контактный телефон в случае отсутствия электронного адреса.

5. Фамилия, имя, отчество школьного биологии (полностью, печатными буквами).

6. Название детского объединения (кружок, клуб) по биологии, которое посещает участник, Ф.И.О. руководителей (полностью, печатными буквами),

7. Количество листов в работе (заполняется по окончании работы).

Задание включает три этапа, каждый из которых выполняется в течение урока (40 мин).

По окончании 40 минут работа сдаётся, объявляется перерыв.

После перерыва выдаётся задание следующего этапа, которое также выполняется на отдельных листах. Листы, сданные перед перерывом, не выдаются.

Работа выполняется индивидуально, использование литературы и каких-либо записей, а также разговоры во время выполнения задания запрещены. Преподаватели, участвующие в проведении Олимпиады, не отвечают на вопросы, касающиеся знаний по биологии.

Ответы оцениваются по следующим правилам:

! вопросы составлены с расчётом на то, что па каждый из них можно придумать несколько правильных ответов;

! за ошибочные ответы оценка не снижается;

- каждая верная версия оценивается некоторым баллом (от 0,1 до 2) в зависимости от разумности идеи и её оригинальность, то есть частоты встречаемости в работах других участников (редкие идеи оцениваются выше);

- дополнительные баллы прибавляются за удачные неоднородные примеры, за последовательность и логичность пояснений к версиям, за чёткость и системность изложения;

- не оцениваются рассуждения и примеры, не имеющие отношения к заданным вопросам, независимо от степени их разумности;

- сумма баллов за каждый вопрос не ограничена, но баллы свыше 5 суммируются отдельно и в особых случаях, например, при полупроходном балле.

Очень желательно попросить участников писать разборчиво, а также крупно и ярко выделять номера вопросов.

Задания могут быть записаны на доске или размножены и выданы каждому участнику (в течение времени, отведённого на оформление титульного листа и ознакомление с Правилами проведения). Участникам не нужно переписывать тексты вопросов. Нежелательно диктовать вопросы, так как дети при этом часто ошибаются и, в результате, отвечают не на те вопросы, которые заданы.

Листы каждой сданной работы нужно разложить по порядку, не скрепляя между собой, так как листы надо сканировать. Пожалуйста, проверьте, что все страницы подписаны и перенумерованы. Сданные работы желательно разложить по классам.

Обращаем Ваше внимание, что в случае обнаружения признаков списывания друг у друга, из книг, из Интернета, иных форм «коллективного творчества» и других нарушений Правил проведения Олимпиады, Оргкомитет оставляет за собой право дисквалифицировать участников.

Протокол проведения первого тура оформляется в свободной форме и заверяется подписью руководителя базового учреждения и печатью, в нем должны быть указаны:

1. Полное название базового учреждения;

2. Телефон базового учреждения; действующий адрес электронной почты учреждения;

3. Ф.И.О. и должность сотрудника, ответственного за проведение Олимпиады.

4. Место и время проведения первого тура Олимпиады.

5. Численность участников отдельно по каждой параллели классов.

Отсканированные работы и протокол направить в оргкомитет республиканского этапа не позднее 18 ноября 2016 года по электронной почте: [email protected]

Подведение итогов

Все работы участников республиканского этапа олимпиады направляются на заочный этап Межрегиональной биологической олимпиады г. Москва.



Вопросы Межрегиональной биологической олимпиады 2016-2017 учебного года

Перед выполнением задания выделяется время на подробное объяснение правил проведения Олимпиады и принципов выставления оценок, а также оформление титульного листа. Задание каждого этапа выполняется в течение 40 минут, после чего сдаётся. Затем может быть сделан перерыв, после которого на чистых листах выполняется задание следующего этапа.

Использование участниками литературы, интернета и каких-либо записей, а также разговоры во время выполнения задания запрещаются.

Класс

1 этап

6-1 Какие преимущества имеют животные, передвигающиеся с помощью ползания по

поверхности?

6-2 Плоды некоторых растений (иногда только незрелые) покрыты волосками. Зачем это

может быть нужно растению?

-------------------------------------------- линия отреза ------------------------------------------------------

2 этап

6-3 Некоторые животные, например, улитки, имеют для защиты раковину, которая постепенно растёт вместе с телом. Другие строят домик, который носят на себе, как раковину (например, личинки насекомых ручейников). В чем преимущества и недостатки домиков и раковин по сравнению друг с другом?

6-4 В последние несколько лет погода летом в умеренном поясе всё больше напоминает

тропики. А какие изменения в флоре и фауне городов могут от этого произойти?

-------------------------------------------- линия отреза -----------------------------------------------------

3 этап

6-5 В организмах растений встречаются полости -- обширные пространства, не содержащие клеток. Зачем они могут быть нужны растениям?

6-6 Как определить, что на этом месте несколько лет назад росло дерево, если пня сейчас там уже нет? Предложите несколько разных вариантов.

-------------------------------------------- линия отреза ------------------------------------------------------

Класс

1 этап

7-1 Как растение может влиять на то, какие насекомые его опыляют?

7-2 Как определить, обладает ли обонянием данный вид беспозвоночных животных?

-------------------------------------------- линия отреза ------------------------------------------------------

2 этап

7-3 В тропиках засушливый сезон сменяется сезоном дождей. А какие приспособления к такому климату есть у растений этого региона?

7-4 Есть организмы, у которых вводное отверстие пищеварительного тракта служит ещё и выводным. А есть и те, у кого нет ни рта, ни ануса. С какими трудностями сталкиваются те и другие и как с ними справляются? Имеет ли положительные стороны такой план строения?

-------------------------------------------- линия отреза ------------------------------------------------------

3 этап

7-5 Иван Сычёв - крупный специалист по погадкам хищных птиц (погадка – результат неполного переваривания добычи в желудке, который отрыгивается через рот). Какие выводы о состоянии окружающей среды в регионе он может сделать, используя эти знания?

7-6 Как определить приблизительное количество микроскопических организмов одного вида в литре воды из пруда?

-------------------------------------------- линия отреза ------------------------------------------------------

Класс

1 этап

8-1 У одних животных покровы тела меняются постепенно, а у других время от времени

происходит быстрая смена всего покрова (линька). Какие преимущества может давать линька животным и какие проблемы в связи с ней могут возникать?

8-2 Мы привыкли к тому, что листья растений обычно зеленые. Однако нередко они имеют участки, окрашенные в другой (или другие) цвета. Как вы думаете, почему возникают такие участки? Могут ли они быть как-то полезны растению?

-------------------------------------------- линия отреза ------------------------------------------------------

2 этап

8-3 Некоторые виды организмов способны к размножению до самой смерти, другие живут довольно долго после того, как перестанут размножаться. С какими особенностями строения или поведения данных организмов это может быть связано? Чем могут быть выгодны такие особенности жизненного цикла?

8-4 В конце 17 века некоторые ученые всерьез считали, что в сперматозоиде в уменьшенном виде содержится весь будущий организм, а мать только предоставляет ему питание. Какие факты их современники могли привести в опровержение этой точки зрения? Придумайте как можно больше разных аргументов.

-------------------------------------------- линия отреза ------------------------------------------------------

3 этап

8-5 Животные активно прячутся и убегают от хищников. А как они могут специально избегать паразитов?

8-6 У недавно открытого вида червей обнаружен орган неизвестного назначения. Предложите эксперименты, позволяющие выяснить функцию этого органа.

-------------------------------------------- линия отреза ------------------------------------------------------

Класс

1 этап

9-1 Как очень высокий или очень низкий рост взрослого человека может повлиять на его

физиологию?

9-2 В чём преимущества долгоживущих цветков, а в чём преимущества короткоживущих?

Внимание! Имеется в виду время жизни одного цветка, а не всего растения.

-------------------------------------------- линия отреза ------------------------------------------------------

2 этап

9-3 Некоторые биологически активные вещества синтезируются в несколько стадий, притом стадии происходят в разных органах. В чем могут быть преимущества такого на первый взгляд неудобного способа?

9-4 В живой природе встречается ситуация, когда в ходе развития клетка утрачивает часть своей ДНК или даже всю ее. Предположите, как можно больше разных вариантов, когда такое случается. По возможности приведите примеры.

-------------------------------------------- линия отреза ------------------------------------------------------

3 этап

9-5 В некоторых случаях бактерии, в норме обитающие на поверхности или внутри организма человека, обнаруживаются в нехарактерных местах и наносят ощутимый вред. Предположите, как и почему это может происходить.

9-6 Предложите эксперименты, с помощью которой можно выяснить, какие функции выполняет аппендикс у недавно обнаруженного вида грызунов.

Наши рекомендации