Строение мочевыделительной системы.

Тема урока:Выделение. Мочеполовая система.

2. Цель урока: раскрыть значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, пути их выведения из организма человека; сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особен­ностей мочевыделительной системы. Раскрыть механизм образования первичной и вторичной мочи; про­должить развитие понятия об организме как едином целом, постоянстве внутрен­ней среды организма

3. Задачи:

Образовательные: Обобщить знания об органах выделения организма;
• Ознакомится с общим планом функций и строения органов мочевыделительной системы;
• Изучить особенности внутреннего и внешнего строения почки касательно с выполняемых функций.

Развивающие:
• Развить умение работы с текстом учебника, с таблицами, рисунками;
• Развить умение конкретно и кратко отвечать на поставленные вопросы;
• Развить умение применять имеющие знания, анализировать информацию и внимательно слушать;
• Научится давать терминам объяснения.

Воспитательные:
• Сформировать устойчивое позитивное отношение к здоровому образу жизни;
• Сформировать познавательный интерес к предмету через рождение ситуации успеха.

4. Новые знания:

· сущность биологических процессов: обмен веществ, выделение;

· • распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов человека (мочевыделительной системы);

· • проводить самостоятельный поиск биологической информации, в том числе с исполь­зованием информационных технологий;

· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики заболевания почек.

5. Методы: Словесный, наглядный, частично-поисковый

6. Формы организации урока:Фронтальная, индивидуальная, групповая

7. Оборудование:ПК, мультимедиа-проектор, презентация «Мочевыделительная система», 10 экземпляров стихотворения о почках для групповой работы, информационный раздаточный материал – 1 на парту, каждому ученику – тест на закрепление.

8. Тип урока :Урок освоения новых знаний

9. Использованная литература:

1. Воронина, Г. А. Школьные олимпиады. Биология. 6—9 классы / Г. А. Во­ронина. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 176 с. — (Школьные олимпиады).

2. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.. Биология. Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений - М.: «Вентана-Граф», 2007.

3. Е.А. Евсеева // Биология в школе N° 2 - 2003

4. Здравушка. Научно-популярный альманах для детей. Составители: Колотило А.С., Шведова Л.П. и др.- Днепропетровск, 1995 – 543 с

5. Контрольные измерительные материалы. Биология. 8-9 классы: материа­лы для организации инспекционного и внутришкольного контроля / авт.-сост. Т.Н. Зайцева, Л.В. Коновалова; ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области». - Курган, 2010. - 80 с.

6. Лернер Г.И.Биология. Тема «Человек» (8—9 классы) : Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы / Г.И. Лернер. — М. : Эксмо, 2007. — 192 с. — (Мастер-класс для учителя).

7. Мультимедийное учебное пособие «Биология. Анатомия и физиология человека». Просвещение. ЗАО «Новый диск», 2003

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся время
  Организационный момент Здравствуйте ребята. Кто сегодня дежурный? Кто сегодня отсутствует? Здороваются. Отвечают на вопросы.  
Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся . Сегодня на уроке мы: изучим строение и функции органов мочевыделительной системы, научимся узнавать их на рисунке, узнаем, как образуется моча, чем отличается первичная моча от вторичной, сможем объяснить, почему важно иметь здоровые почки. Процесс выделения – это своего рода непрерывная уборка и чистка всех клеток, тканей и органов, в ходе которой организм избавляется от ненужных химических соединений. Выделение (экскреция) – это составная часть обмена веществ, удаление продуктов распада потребленных питательных веществ, обеспечивает постоянство внутренней среды организма (гомеостаз). -Какие вещества удаляются из организма? -Какие органы принимают в этом участие? Однако основным органом выделения являются почки. Отвечают на вопросы  
Сообщение темы, цели и задач урока. Тема нашего урока: Выделение. Мочеполовая система. Постановка задач урока. Сегодня на уроке мы * Изучим строение и функции органов мочевыделительной системы. Научимся узнавать их на рисунке. * Узнаем, как образуется моча. Чем отличается первичная моча от вторичной. * Сможем объяснить, почему важно иметь здоровые почки.     Записывают тему и задачи в тетрадь      
Мотивация Какое отношение к теме нашего урока имеют изображенные предметы: лохань, пирамида, чашка, почки растений?( Слайд 2) возможный ответ: почки есть у растений и у человека, у человека они выполняют выделительную функцию)  
Восприятие и осознание учащимися нового материала. Работа со схемой «Этапы обмена веществ». Строение мочевыделительной системы. - student2.ru Обмен веществ – один из главных признаков живого. Он состоит из трех этапов. *Первый этап - поступление веществ в организм. Например, в организм человека с пищей поступают органические вещества. *Второй этап - внутриклеточный обмен. *Во время этого этапа из белков, жиров и углеводов образуются некоторые вредные вещества. Прочитайте в учебнике на стр. 170 первый абзац. Найдите ответ на вопрос, какие именно вредные вещества образуются из белков, а какие – из жиров и углеводов? Итак, какие продукты распада образуются из белков? *(дети отвечают, а я щелкаю мышкой на каждое слово: мочевина, соли, вода и углекислый газ) А из жиров и углеводов образуются … *(дети отвечают, а я щелкаю мышкой на каждое слово: вода и углекислый газ). Ребята, эти вещества не нужны клетке, и даже могут быть для нее опасны. *Поэтому очень важен третий этап – выделение продуктов обмена.Процесс выделения - это своего рода непрерывная уборка и чистка всех клеток, тканей и органов, в ходе которой организм избавляется от ненужных химических соединений. Благодаря чему сохраняется постоянство внутренней среды человека – гомеостаз. В удалении ненужных и вредных веществ участвуют различные органы. Проанализируйте таблицу. (У каждого ученика она есть на информационном листке)
Название органа Вода Углекислый газ Твердые вещества
Кожа 700 – 900 г 4 – 6 л 7 – 9 г
Почки 1500 г 30 – 50 см3 60 – 65 г
Легкие 500 г 450 – 500 л Нет

- Можно ли говорить, что кожа, легкие и почки выполняют в организме выделительную функцию? (Да, они выводят продукты обмена веществ из организма)

- Какие вещества выделяются через легкие? (Углекислый газ и вода)

- Какова роль кожи в выделении веществ? (Избыток солей выводится с потом через кожу)

- Как вы считаете, какой орган наиболее активно выводит из организма воду и твердые вещества? (Почки, поэтому их называют биологическим фильтром. Основная часть вредных веществ удаляется из организма с мочой через органы мочевыделительной системы).(Слайд 5)

Почки – очень сложный орган, и появились они в процессе эволюции не сразу.

*У простейших продукты выделения выводятся путем диффузии или с помощью сократительных вакуолей.

Труднее приходится многоклеточным организмам: продуктов обмена веществ у них много, а размеры тела не позволяют «выбрасывать мусор» из клеток прямо в окружающую среду. Поэтому даже у примитивных животных появляются специализированные органы, образующие выделительную систему.

*Вспомните, какие органы выделения характерны для кольчатых червей? (метанефридии, в каждом кольце имеется пара выделительных воронок, трубочек и пор).

У членистоногих? * у ракообразных зеленые железы в основании усиков, *у паукообразных и насекомых – мальпигиевы сосуды)

*У хордовых? (парные почки и мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал или клоака).

- А к какому типу относится человек? (К типу Хордовые).

- Значит, какие органы выделения у человека? (Те же, что у животных на нижнем ряду слайда - лягушки, рыбы, кролика- почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, нет только клоаки). Они образуют мочевыделительную систему человека.(слайд 6)

Строение мочевыделительной системы.

Составьте короткий рассказ по схеме.

** Я щелкаю мышкой, ученик дополняет свой ответ:

Почки являются мочеобразующим органом, а мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал – мочевыводящими (слайд 7)

Вставьте в текст необходимые по смыслу слова из словарика, рисунок на слайде поможет вам.(Навык смыслового чтения)

СЛОВАРИК:две, почки, Мочеточники, объемом, форме, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, Масса.

ТЕКСТ:

• У человека две почки. Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой. По форме почка напоминает боб. Величина почки – с кулак человека. Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с изпочек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.

Мочеточники- трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.

Мочевой пузырь — непарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем транспортировать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами? (слайд 8)

Предлагаю ученикам по цепочке зачитать по одному ответу. Остальные говорят «УГУ», если ответ верный, или «НЕ-А», если неверный.

ВЕРНЫЙ ОТВЕТ:

• У человека две почки. Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой. По форме почка напоминает боб. Величина почки – с кулак человека. Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с изпочек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.

Мочеточники- трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.

• Мочевой пузырь — непарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?

- У кого было не больше двух ошибок? - отлично улавливаете смысл текста.

- У кого три-четыре ошибки? – неплохой результат. А если больше – вам нужно учиться смысловому чтению текста.

Наши рекомендации