Проведение искусственного дыхания ребенку старше года

Этапы Обоснование
1.Уложить ребенка спиной на ровную твердую поверхность. · Улучшается проходимость дыхательных путей
2.Под плечи положить валик. · Выпрямляет дыхательные пути
3.Запрокинуть голову младенца назад, приподнять подбородок. · Профилактика западения языка
4.Освободить верхние дыхательные пути от слизи и инородных тел. · Обеспечение проходимости дыхательных путей
5.Наложить салфетку на рот ребенка. · Обеспечение инфекционной безопасности
6.Зажать ребенку нос. · Предупреждение выхода вдыхаемого воздуха через нос
7.Сделать вдох и расположить свой рот над ртом ребенка, образовав плотное соединение · Обеспечение герметичности и эффективности проводимых мероприятий
8.Вдохнуть воздух в дыхательные пути пострадавшего в количестве, достаточном для того, чтобы грудная клетка осторожно поднялась. · Наполнение легких ребенка воздухом
9.Сделать паузу, подождать пока опустится грудная клетка малыша. · Обеспечение пассивного выдоха
10. Повторять пункты 7-9 до появления самостоятельного дыхания или приезда «скорой помощи» · Обеспечение пассивного поступления кислорода в легкие

Проведение непрямого массажа сердца детям различного возраста

Этапы Обоснование
1.Уложить ребенка спиной на ровную твердую поверхность. Расположиться справа от него · Условие, необходимое для достижения максимального эффекта · реанимационных мероприятий
2.Поместить соответствующую часть руки (или обеих рук) на нижнюю треть грудины (но не на мечевидный отросток): А) новорожденному – ладонную поверхность первой фаланги большого пальца (или больших пальцев обеих рук), остальные пальцы поместить под спину малыша; Б) ребенку от 1 до 12 месяцев – указательный и средний пальцы; В) ребенку 1-7 лет – проксимальную часть кисти (а не пальцы); Г) ребенку старше 7 лет – обе руки, сложенные крест-накрест в виде «бабочки» · Обеспечение необходимой площади давления · Мечевидный отросток легко можно сломать
3.Надавить на грудную клетку вниз так, чтобы она переместилась вглубь на: а) 1-1 ,5 см у новорожденного; б) 1-2,5 см у грудного ребенка; в) 3-3,5 см у ребенка старшего · Слабое давление на грудную клетку не обеспечивает полного прохождения крови по кругам кровообращения в фазу искусственной систолы, сильное давление может привести к переломам ребер, грудины
4. Уменьшить давление на грудную клетку, позволяя ей вернуться в исходное положение · Обеспечение искусственной диастолы
5. При проведении непрямого массажа сажа сердца в сочетании с проведением искусственного дыхания, вдох и нажатия на грудную клетку проводить в соотношении 1:5 - если помощь оказывают 2 человека или 2:10; 3:15 - если реанимирующий один · Обеспечение оптимального соотношения ЧДД и числа сердечных сокращений
6. Через минуту после начала про ведения реанимационных мероприятий проверить, восстановились ли жизненные функции (про- вести «АЗБУКУ элементарной реанимации») · Контроль эффективности мероприятий
7. Реанимационные мероприятия проводить до восстановления жизнедеятельности, либо до приезда «скорой помощи», либо до появления трупных пятен · Трупные пятна свидетельствуют о наступлении биологической смерти

Гипертермия

Гипертермия - самый частый симптом заболевания у детей.

В настоящее время известно, что гипертермия защитно-компенсаторная реакция, благодаря которой усиливается иммунный ответ организма на болезнь, так как:

- возрастает бактерицидность крови;

- повышается активность лейкоцитов;

- повышается выработка эндогенного интерферона;

- усиливается интенсивность метаболизма, который обеспечивает укоренное поступление питательных веществ к тканям.

Кроме того, что лихорадка - это защитная реакция, важна ее роль как симптома, свидетельствующего о наличии в организме патологического процесса.

Однако необходимо помнить, что, как и большинство неспецифических защитных реакций (боль, воспаление, шок), лихорадка играет свою защитную адаптивную роль только до определенных пределов. При прогрессивном нарастании температуры происходит значительное увеличение нагрузки на дыхание и кровообращение (на каждый градус повышения температуры более З 'ТС Частота дыхания увеличивается на 4 дыхания в минуту, пульс - на 10 ударов в минуту), что приводит к повышению поступления кислорода в кровь. Однако даже такое увеличенное количество кислорода в крови уже не обеспечивает возрастающие тканевые потребности в нем – развивается гипоксия, от которой в первую очередь страдает ЦНС и нередко развиваются фебрильные судороги. Чаще всего они отмечаются на фоне температуры 3 9-40°С, хотя степень гипертермии, при которой возникают эти расстройства, очень вариабельна и зависит от индивидуальных особенностей организма ребенка.

Классификация гипертермии

Тип гипертермии Показатель температуры
субфебрильная 37-38ºС
умеренная 38-39ºС
высокая 39-41ºС
гиперпиретическая более 41ºС

Виды гипертермии

Наши рекомендации