Микроэволюция макроэволюция

План урока №30

ТЕМА: Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития.

ЦЕЛИ:

1 Образовательная:

- о главных направлениях и основных закономерностях эволюции

Развивающая:

- содействовать развитию внимания, памяти, умению анализировать,

сравнивать

- развить самостоятельную работу студента

2 Воспитательная:

- выработать стремление к коллективизму, формировать мировоззренческие понятия.

Ход урока:

I Организационный момент

1 Ознакомление студентов с темой и целью урока.

2 Перед студентами ставится ряд заданий, которые необходимо выполнить в процессе урока:

- иметь представление об ароморфозе, идеоадаптации

- иметь представление о биологическом прогрессе и регрессе

- знать суть процессов дивергенции, конвергенции, параллелизма

- выслушать доклады учащихся

II Основная часть

1 Проверка домашнего задания

- Что такое микроэволюция? Назовите ее основные черты

- Что такое макроэволюция? Назовите ее основные черты

2 Объяснение нового материала

- сновные направления эволюционного процесса

- основные закономерности эволюции (биологический прогресс, регресс)

3 Самостоятельная работа студентов - доклады и сообщения по теме «Эволюционное учение»

1) Роль эволюционного учения в формировании современной естественно-научной каритины мира

2) Различные формы приспособлений у животных и растений

3) Различные взгляды на происхождений человека

4) Теория Опарина

5) Ч.Дарвин и его теория возникновения жизни

6) Многообразие живых организмов

3 Закрепление нового материала

- В чем состоит биологический прогресс и биологический регресс?

- Каковы главные направления биологической эволюции (прогресса)

- В чем заключается биологическое значение ароморфозов и идиоадаптаций?

- Чем характеризуется дегенерация?

- Чем занимается наука систематика?

- Верно ли утверждение о том, что современная систематика является отражением эволюционного процесса?

- Перечислите основные закономерности эволюционного процесса.

- Поясните биологическую сущность дивергенции, конвергенции, параллелизма.

- Расскажите о результатах эволюции.

III Подведение итогов урока

IV Домашнее задание

1 Учебник В.Б.Захарова, С.Т.Мамонтова «Биология» (стр. 422-429)

2 Записи в тетради.

Занятие №30

Тема:«Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития».

1. Основные направления эволюционного процесса.

2. Основные закономерности эволюции.

Основные направления эволюционного процесса

В целом эволюционный процесс непрерывно идет в направлении наибольшего приспособления живых организмов к конкретным условиям среды. Смена условий приводит к замене одних приспособлений на другие. Это относится и к приспособлениям широкого характера. Например, появление легочного дыхания, двух кругов кровообращения, теплокровности, живорождения, млекопитания ...

Такие приспособления ведут к общему подъему организации, т.е. к биологическому прогрессу. ПРОГРЕСС ВСЕГДА СОПРОВОЖДАЕТСЯ УВЕЛИЧЕНИЕМ ЧИСЛЕННОСТИ, РАСШИРЕНИЕМ АРЕАЛА, ОБРАЗОВАНИЕМ НОВЫХ ПОПУЛЯЦИЙ, ПОДВИДОВ И ВИДОВ. БИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГРЕСС ОЗНАЧАЕТ СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗА СЧЕТ УЗКОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ ОРГАНИЗМОВ. В этом случае организмы теряют способность реагировать на изменения в окружающей среде, РЕГРЕСС ВЕДЕТ К УМЕНЬШЕНИЮ ЧИСЛА ОСОБЕЙ, ПОПУЛЯЦИЙ, ПОДВИДОВ, ВИДОВ, СУЖЕНИЮ АРЕАЛА. Чаще всего регресс ведет к вымиранию.

Биологический прогресс:Биологический прогресс:

1.Увеличение численности особей вида 1.Снижение числа особей

2.Расширение ареала вида 2.Уменьшение ареала вида

3.Образование новых популяций и система- 3.Ведет к вымиранию видов.

тических единиц.

Пути эволюции

Микроэволюция Макроэволюция

Вид Род, семейство, отряд, класс и т.д.

Видообразование Прогресс Регресс

Наши рекомендации