Место дисциплины в структуре опоп спо
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.09. Биология
Специальность | Программирование в компьютерных системах (230115) | ||||||||||
Квалификация (степень) выпускника | техник-программист (51) | ||||||||||
Форма обучения | очная | ||||||||||
Выпускающая кафедра | факультет среднего профессионального образования (СПО) | ||||||||||
Разработчик рабочей программы | факультет СПО | ||||||||||
Семестр | Макси-мальная учебная нагрузка, час. | Лек-ций/ уро-ков, час. | Практич. занятий, час. | Лаборат. работ, час. | СРС, час. | Форма промежуточного контроля (экз/зачет/дифзачет) | |||||
- | - | дифзачет | |||||||||
Итого | - | - | дифзачет | ||||||||
Санкт-Петербург
Г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Разделы рабочей программы
1. Цели освоения дисциплины
2. Место дисциплины в структуре ООП СПО
3. Структура и содержание дисциплины
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Приложения к рабочей программе дисциплины
Приложение 1. Аннотация рабочей программы
Приложение 2. Технологии и формы преподавания
Приложение 3. Технологии и формы обучения
Приложение 4. Оценочные средства и методики их применения
Программа учебной дисциплины «Биология» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах»и направлена наосвоение содержания среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. Программа разработана на основе примерной программы по учебной дисциплине «…» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, утвержденной Министерством образования и науки РФ в 2008 году и в соответствии сРазъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального образования, Одобрено Научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» («03» февраля 2011г.).
Программу составили:
Савинова София Суреновна, преподаватель факультета СПО
Эксперт(ы):
Программа одобрена на заседании УМК факультета СПО
Председатель УМК факультета СПО ___________________(Говорова Марина Михайловна)
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Рабочая программа дисциплины «Биология» направлена на достижение следующих целей:
- освоение знанийо биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
- овладение умениямиобосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденностив возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе
Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования (РО):
1. Знания:
- основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
- строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся (в том числе российских) ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику.
2. Умения:
- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
- анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать.
Перечисленные РО являются основой для формирования следующих компетенций:
- для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП СПО
Дисциплина Биология относится к циклу общеобразовательных дисциплин.
Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются: знания и умения обучающихся, полученных при изучении биологических предметов, химии, физики, географии в основной школе.
Содержание дисциплины служит основой для освоения общепрофессиональных и общеобразовательных дисциплин – химии, экологии.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Максимальная учебная нагрузка студента составляет 102 часа, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка студента 78 часов;
- самостоятельная работа студента 24 часов.
Распределение учебной нагрузки представлено в таблице 2.
Таблица 2
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе | |
лекции/уроки | |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа студента (всего) | |
в том числе: | |
индивидуальные мини-проекты составление и защита рефератов | |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета (ДЗ) |
Содержание дисциплины
В соответствии со структурой учебной дисциплины, представленной в таблице 2, в таблице 3 приведена содержательная характеристика дисциплины по всем видам учебной
Таблица 3
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
Раздел 1. Предмет и задачи общей биологии. | |||
Тема 1.1. Общая биология как наука, методы исследования связи с другими науками, ее достижения | Особенности жизни как формы существования материи (1.1.1). Роль физических и химических процессов в живых системах, их организация (1.1.2). Основные уровни организации живой природы (1.1.3). | ||
Раздел 2. Учение о клетке | |||
Тема 2. 1. Цитология – наука о клетке. | Основные положения клеточной теории (2.1.1). Краткие сведения из истории изучения клетки (2.1.2).Прокариоты и эукариоты (2.1.3). | ||
Тема 2.2. Химическая организация клетки. Углеводы, липиды | Неорганические химические элементы и вещества в клетке их роль (2.2.1). Органические вещества клетки и живых организмов (2.2.2).. Углеводы и липиды (2.2.3). | ||
Тема 2.3. Белки, аминокислоты. Нуклеиновые кислоты. | Структура белков, функции белков в клетке, аминокислоты (2.3.1). Нуклеиновые кислоты (2.3.2). АТФ, АДФ, самоудвоение ДНК, типы РНК (2.3.3). | ||
Самостоятельная работа Реферат на тему «Белки, аминокислоты. Структура белков, функции белков в клетке. Нуклеиновые кислоты, АТФ, самоудвоение ДНК, типы РНК. Сходство химического состава клеток разных организмов как доказательство их родства». | |||
Тема 2.4. Строение клетки. Вирусы, профилактика СПИДа. | Строение клетки, основные органоиды клетки (2.4.1). Вирусы, профилактика СПИДа (2.4.2). | ||
Тема 2.5. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. | Обмен веществ и превращение энергии (2.5.1). Пластический и энергетический обмен (2.5.2). Автотрофы, гетеротрофы (2.5.3). Ген и его роль в биосинтезе белков (2.5.4). Генетический код ДНК (2.5.5). Реакции матричного синтеза (2.5.6). | ||
Самостоятельная работа Индивидуальный мини-проект «Поиск генов и других соединений геномной ДНК с помощью программного пакета BioPerl» | |||
Самостоятельная работа Реферат на тему «Ген и его роль в биосинтезе. Генетический код ДНК. | |||
Тема 2.6. Деление клетки. Формы размножения организмов. | Подготовка клетки к делению: интерфаза, редупликация ДНК и т.д. (2.6.1). Этапы митоза и мейоза, значение митоза и мейоза в осуществлении преемственности между поколениями (2.6.2). Гаплоидный, диплоидный набор хромосом, и их количество (2.6.3). Формы размножения организмов (2.6.4). Жизненный цикл клетки (2.6.5). Строение и состав хромосом (2.6.6). | ||
Тема 2.7. Онтогенез и его этапы. Мутагенные свойства вредных веществ, накапливающихся в атмосфере. | Онтогенез и его значение (2.7.1). Образование тканей, органов в процессе онтогенеза (2.7.2). Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов (2.7.3). Вредное влияние никотина и алкоголя на онтогенез человека (2.7.4). | ||
Раздел 3. Основы генетики | |||
Тема 3.1. Предмет, задачи и методы генетики. Наследственность, изменчивость, генотип, фенотип. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание, I закон Менделя. | Определение генетики; основные понятия генетики; терминология и символика (3.1.1). Методы изучения генетики и их особенности (3.1.2). Наследственность и изменчивость (3.1.3). Генотип и Фенотип (3.1.4). Доминантные и рецессивные гены (3.1.5). Аллельные гены, гомозигота, гетерозигота (3.1.6). I закон Менделя (3.1.7). Единообразие I поколения (3.1.8). | ||
Тема 3.2. II закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование. | II закон Менделя, дигибридное скрещивание (3.2.1). Закон сцепленного наследования (3.2.2). Наследственные болезни, сцепленные с полом у человека (3.2.3). Закон Моргана (3.2.4). Значение генетики в медицине и здравоохранении (3.2.5). | ||
Контрольная работа темы 3.1-3.2. | |||
Самостоятельная работа Реферат на тему «Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование». «Наследственные болезни, сцепленные с полом у человека». | |||
Тема 3.3. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Вариационный ряд. | Определение модификационной изменчивости (3.3.1). Норма реакции (3.3.2) . Вариационный ряд, комбинированная изменчивость (3.3.3). | ||
Тема 3.4. Мутации, их причины и значение. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций в селекции для выведения новых форм растений. | Определение мутационной изменчивости (3.4.1). Виды мутаций, полиплоидия (3.4.2.. Влияние загрязнения природной среды мутагенами на здоровье человека; полезное и вредное влияние мутаций на организм (3.4.3). | ||
Самостоятельная работа Индивидуальный мини-проект «Мутации, их причины и значение. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций в селекции для выведения новых форм растений». | |||
Раздел 4. Основы селекции | |||
Тема 4.1. Задачи и методы селекции, генетика как научная основа селекции организмов, порода, сорт, штамм. Учение Н.И.Вавилова. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. | Задачи и методы селекции, значение генетики для селекции (4.1.1). Роль искусственного отбора, определение селекции, центры происхождения культурных растений (4.1.2). Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений (4.1.3). Закон гомологических рядов (4.1.4). | ||
Самостоятельная работа Реферат на тему: «Задачи и методы селекции, генетика как научная основа селекции организмов, порода, сорт, штамм». | |||
Тема 4.2. Селекция растений и животных. Достижения селекции растений и животных. Селекция микроорганизмов. | Методы селекции растений и животных: отбор, гибридизация, индуцированный мутагенез, полиплоидия, явление гетерозиса (4.2.1). Типы скрещиваний (4.2.2). Чистая линия (4.2.3). Гетерозис, использование его в животноводстве (4.2.4). Достижения и основные направления современной селекции (4.2.4). Значение селекции для развития с/х производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности (4.2.5). Основные направления биотехнологии (4.2.6). | ||
Самостоятельная работа Реферат на тему: «Клеточная инженерия. Достижения селекции растений и животных. Селекция микроорганизмов. Основные направления биотехнологии». | |||
Раздел 5. Эволюционное учение | |||
Тема 5. 1. Метафизический период в истории биологии. | Определение метафизического мировоззрения (5.1.1). Значение трудов К. Линнея (5.1.2). Первое эволюционное учение Ж.Б.Ламарка (5.1.3). Движущие силы эволюции по Ж.Б. Ламарку (5.1.4). Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина (5.1.5). | ||
Тема 5.2.Учение Ч.Дарвина об эволюции, искусственном отборе, его роли в создании новых форм | Основные положения учения Ч.Дарвина (5.2.1). Движущие силы эволюции (5.2.2). История возникновения дарвинизма (5.2.3). | ||
Тема 5.3. Борьба за существование и естественный отбор – движущие силы эволюции | Определение борьбы за существование, причины ее возникновения (5.3.1). Значение естественного отбора и его виды: движущий и стабилизирующий (5.3.2). Биография Дарвина (5.3.3). | ||
Тема 5.4. Приспособленность организмов естественного отбора. | Определение приспособленности (5.4.1). Виды приспособленности организмов к окружающей среде (5.4.2). | ||
Самостоятельная работа Индивидуальный мини-проект «Приспособленность организмов естественного отбора. Относительный характер приспособленности». | |||
Тема 5.5. Вид и его критерии. Популяция как форма существования вида. Синтетическая теория эволюции. | Определение вида, критерии вида и их характеристики (5.5.1). Определение популяции (5.5.2). Синтетическая теория эволюции (5.5.3). | ||
Тема 5.6. Микроэволюция. Видообразование. Макроэволюция. Главные направления эволюции. | Определение микроэволюции, ее основа – преобразование популяций (5.6.1). Механизмы видообразования (С.С. Четверинов, И.И. Шмальгаузен) (5.6.2) . Главные направления органической эволюции – биологический прогресс и биологический регресс (5.6.3).Пути достижения биологического прогресса и регресса (А.И. Северцов) (5.6.4). | ||
Самостоятельная работа обучающихся: реферат на тему «Микроэволюция. Современные представления о видообразовании Макроэволюция. Главные направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс» | |||
Раздел 6. История развития жизни на земле | |||
Тема 6.1 Гипотезы о возникновении жизни на Земле. | Гипотезы о возникновении жизни на Земле (6.1.1). Краткая история развития органического мира (6.1.2). Гипотеза Л.И. Опарина о возникновения жизни на Земле (6.1.3). Развитие жизни на Земле до мезозоя, в мезозой и кайнозой (6.1.4). | ||
Тема 6.2. Ч. Дарвин о происхождении человека от животных. Доказательства происхождения человека от животных. Антропогенез. | Теория Ч.Дарвина о происхождении человека, рудименты и атавизмы (6.2.1). Признаки сходств человека и человекообразной обезьяны (6.2.2).Основные этапы антропогенеза (6.2.3). Движущие силы антропогенеза (6.2.4). | ||
Тема 6.3. Эволюция человека. Человеческие расы. | Основные этапы эволюции человека: древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа (6.3.1).Человеческие расы, их происхождение и единство(6.3.2). | ||
Раздел 7 Основы экологии | |||
Тема 7.1. Биосфера. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов, серы, фосфора и воды. | Биосфера – глобальная экосистема, ее границы (7.1.1). Учение В.И. Вернадского о биосфере (7.1.2). Роль живых организмов в биосфере, биомасса поверхности суши и мирового океана (7.1.3).Круговорот веществ в природе и превращение энергии в биосфере (7.1.4). Круговорот углерода, азота, серы, водорода, воды в биосфере (7.1.5). Изменения в биосфере (7.1.6). | ||
Тема 7.2. Экология – наука о взаимоотношениях организмов, видов и сообществ с окружающей средой. Экологические факторы | Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой (7.2.1). Абиотические факторы (7.2.2). Сезонные изменения в живой природе (7.2.3). Климат и его влияние на организм, анабиоз (7.2.4). Биотические факторы (7.2.5). | ||
Тема 7.3. Экологические системы. Изменения в биогеоценозах. Цепи питания. | Экологические системы: биоценоз, биогеоценоз, агроценоз (7.3.1). Видовая и пространственная структура экосистем (7.3.2). Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах (7.3.3). | ||
Тема 7.4. Регуляция численности популяций. Взаимодействие в экосистемах. | Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм (7.4.1). Причины устойчивости и смены экосистем (7.4.2). Сукцессии (7.4.3). Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы (7.4.4). | ||
Тема 7.5. Последствия деятельности человека в окружающей среде. | Ноосфера (7.5.1). Рациональное природопользование (7.5.2). Экологические комплексы (7.5.3). Охрана окружающей среды (7.5.4). Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду (7.5.5). | ||
Тема 7.6. Мероприятия по охране окружающей среды | Мероприятия по охране окружающей среды: мониторинг, научные программы, формы по запрещению испытанию ядерного, химического, бактериологического оружия (7.6.1). Законодательство в сфере охраны окружающей среды, штрафы (7.6.2). Особо охраняемые природные территории России (ООПТ) (7.6.3). | ||
Контрольная работа Темы 7.1-7.6 | |||
Самостоятельная работа Индивидуальный мини-проект «ООПТ Санкт-Петербурга» | |||
Раздел 8 Бионика | |||
Тема 8.1. Задачи бионики. | Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, формы живого в природе и их промышленные аналоги – различного рода сооружения, машины, механизмы, приборы и др. (8.1.1). | ||
Самостоятельная работа Реферат на тему «Кибернетика. Примеры и принципы работы совершенных технических систем». | |||
Всего: |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3.2. Лекции/уроки
В таблице 4 приведено тематическое планирование лекционных (урочных) занятий по дисциплине.
Таблица 4
№ п/п | Номер раздела дисциплины | Объем часов | Тема лекции | Дидактика учебного материала |
Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации живой материи | 1.1.1 - 1.1.3 | |||
Цитология – наука о клетке | 2.1.1 - 2.1.3 | |||
Химическая организация клетки. Углеводы, липиды | 2.2.1 - 2.2.3 | |||
Белки, аминокислоты. Нуклеиновые кислоты | 2.3.1 - 2.3.3 | |||
Строение клетки. Вирусы, профилактика СПИДа | 2.4.1 - 2.4.2 | |||
Обмен веществ и превращение энергии в клетке | 2.5.1 - 2.5.6 | |||
Деление клетки. Формы размножения организмов | 2.6.1 - 2.6.6 | |||
Онтогенез и его этапы | 2.7.1 - 2.7.4 | |||
Предмет, задачи и методы генетики. Моногибридное скрещивание, I закон Менделя | 3.1.1 - 3.1.8 | |||
II закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование | 3.2.1 - 3.2.5 | |||
Модификационная изменчивость. Норма реакции. Вариационный ряд | 3.3.1 - 3.3.3 | |||
Мутации, их причины и значение | 3.4.1 - 3.4.3 | |||
Контрольная работа по темам 3.1 - 3.2. | 3.1.1 - 3.2.5 | |||
Задачи и методы селекции, генетика как научная основа селекции организмов, порода, сорт, штамм. Учение Н.И.Вавилова | 4.1.1 - 4.1.4 | |||
Селекция растений и животных | 4.2.1 - 4.2.6 | |||
Метафизический период в истории биологии | 5.1.1 - 5.1.5 | |||
Учение Ч.Дарвина об эволюции, искусственном отборе, его роли в создании новых форм | 5.2.1 - 5.2.3 | |||
Борьба за существование и естественный отбор – движущие силы эволюции | 5.3.1 - 5.3.3 | |||
Приспособленность организмов естественного отбора | 5.4.1 - 5.4.2 | |||
Вид и его критерии. Популяция как форма существования вида. Синтетическая теория эволюции | 5.5.1 - 5.5.3 | |||
Микроэволюция. Видообразование. Макроэволюция | 5.6.1 - 5.6.4 | |||
Гипотезы о возникновении жизни на Земле | 6.1.1 - 6.1.4 | |||
Ч. Дарвин о происхождении человека от животных | 6.2.1 - 6.2.4 | |||
Эволюция человека. Человеческие расы | 6.3.1 - 6.3.2 | |||
Биосфера. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов, серы, фосфора и воды. | 7.1.1 - 7.1.6 | |||
Экология – наука о взаимоотношениях организмов, видов и сообществ с окружающей средой. | 7.2.1 - 7.2.5 | |||
Экологические системы. | 7.3.1 - 7.3.3 | |||
Регуляция численности популяций. Взаимодействие в экосистемах. | 7.4.1 - 7.4.4 | |||
Последствия деятельности человека в окружающей среде. | 7.5.1 - 7.5.5 | |||
Мероприятия по охране окружающей среды | 7.6.1 - 7.6.3 | |||
Контрольная работа по темам 7.1-7.6 | 7.1.1 - 7.6.3 | |||
Задачи бионики. | 8.1.1 | |||
Итого: |
Курсовой проект
Не предусмотрен.