РУБЕЖНЫЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ оценивается как среднеарифметическая оценок компетенций 1 страница

1 этап – тестирование

2 этап – практические навыки

Критерии оценивания практических навыков:

1. Правильно изобразить, объяснить механизмы репликации, транскрипции, трансляции, репарации, регуляции экспрессии генов и др.

2. Правильно изобразить и обозначить на хромосомах аллельные и неаллельные гены. Показать механизмы независимого и сцепленного наследования, типы мутаций и механизмы их возникновения.

3. Написать кариотипы и указать основные клинические признаки аутосомных и гоносомных хромосомных синдромов.

4. Построить родословные и определить тип наследования, генотипы и рассчитать генетический риск рождения больного ребенка.

Критерии оценивания компетенции – коммуникативные навыки:

1. Умение сформулировать мысль и доказать свою точку зрения.

2. Способность анализировать свои действия и эмоциональное состояние.

3. Способность к открытому обсуждению спорных вопросов.

Рубежный контроль

Оценка Знания –тестирование Макс. 100 б. Практические навыки Макс. 100 б. коммуникативной компетенции и трехязычия Макс. 100 б.
90-100 б.   10 правильных ответов   1. Студент правильно схематически изобразил, объяснил и охарактеризовал оба вопроса билета.   2. Правильно решил задачу.   3. Дал глубокий ответ (анализ) всех вопросов. 4. Сделал правильное заключение, обосновал выводы. - Студент спокоен, приветлив, легко вступает в контакт с преподавателем и студентами, доброжелателен и хорошо понимает суть вопроса и дает корректные ответы и имеет широкий кругозор; свободно вступает в дискуссию на английском (В2 и выше – UpperIntermediate: лексический запас выше среднего, то есть владеет редкими специальными терминами, прекрасно связывает слова в общих выражениях, правильные грамматические конструкции, аудирование адекватное, может все показать письменно с незначительными ошибками в пунктуации и общей грамматике; чтение текста быстрое и все понимает за исключением отдельных специальных терминов) и втором языке на уровне С1 (Advanced: лексический запас общий и специальный большой и на высоком академическом уровне; показывает отличное знание грамматики, речь абсолютно правильная, с соблюдением правил интонации и др., в том числе произношением; без ошибок показывает на доске все, что говорит, с соблюдением всех правил транскрипции и грамматики; быстро ориентируется в текстовом задании). - Студент спокоен, приветлив, вступает в контакт с преподавателем и студентами, доброжелателен и хорошо понимает суть вопроса и дает корректные ответы; свободно вступает в дискуссию на английском и втором языке на уровне В2
80-89 б.       9 правильных ответов   1. Студент правильно схематически изобразил, объяснил и охарактеризовал оба вопроса билета. 2. Правильно решил задачу. 3. Дал достаточный ответ (анализ) всех вопросов, но допустил незначительные ошибки 4. Сделал правильное заключение, обосновал выводы. - Студент спокоен, приветлив, вступает в контакт с преподавателем и студентами, доброжелателен и понимает суть вопроса и дает корректные ответы; свободно вступает в дискуссию на английском и втором языке на уровне В2 с незначительными ошибками в произношении и грамматике для этого уровня языкознания - Студент спокоен, приветлив, вступает в контакт с преподавателем и студентами, хорошо понимает суть вопроса и дает корректные ответы; свободно вступает в дискуссию на английском и втором языке на уровне В1 (Intermediate – лексический запас достаточен для выражения профессиональной речи, имеется относительный дефицит в выражении общих фраз, правильные грамматические конструкции, но использует не все грамматические конструкции, аудирование адекватное, может все показать письменно с незначительными ошибками в написании терминов, чтение текста замедленное, но все понимает)
70-79 б. 8 правильных ответов   1. Студент правильно схематически изобразил, объяснил и охарактеризовал оба вопроса билета на 70-79 %. 2. Не полностью решил задачу. 3. Дал не достаточный ответ (анализ) всех вопросов. - Студент спокоен, вступает в контакт с преподавателем и студентами, хорошо понимает суть вопроса и дает корректные ответы; свободно вступает в дискуссию на английском и втором языке на уровне В1 с незначительными ошибками в произношении и грамматике - Студент вступает в контакт с преподавателем и студентами не сразу, но хорошо понимает суть вопроса и дает ответы; свободно вступает в дискуссию на английском и втором языке на уровне А2 (Preintermediate: лексический запас достаточен для выражения общих фраз, но ограничен для выражения профессиональной коммуникации, использует не все грамматические конструкции, делает в некоторых из них незначительные ошибки, при аудировании переспрашивает, не все показывает письменно, встречаются ошибки в написании профессиональных терминов, затрудняется в некоторых частях текста)
60-69 б. 7 правильных ответов   1. Студент не полностью изобразил, объяснил и охарактеризовал оба вопроса билета. 2. Не полностью решил задачу. 3. Дал не достаточный ответ (анализ) всех вопросов. 4. Сделал правильное заключение, обосновал выводы после наводящих вопросов преподавателя. - студент отвечает неуверенно вступает в контакт с преподавателем и студентами не сразу, понимает в целом суть вопроса, но есть неточности в ответе, владение английским на уровне Elementary (лексический запас ограничен как в выборе профессиональных терминов, так и общих слов, допускает лексические ошибки, вставляет слова родного языка; использует простые (1-3) грамматические конструкции, периодически с ошибками, трудно понимает при аудировании и то лишь коротких вопросах и репликах, при этом постоянно переспрашивает, письменно показать не может или пишет с ошибками все термины, не может понять профессиональный текст (A1 каз/русс) - студент отвечает неуверенно, внимание рассеянно, вступает в контакт с преподавателем и студентами не сразу, понимает в целом суть вопроса, но есть неточности в ответе; владение английским на уровне Elementary, (A1каз/русс)
50-59 б. 6 правильных ответов   1. Студент не полностью изобразил, объяснил и охарактеризовал оба вопроса билета на 50-59%. 2. Не полностью решил задачу. 3. Дал не достаточный ответ (анализ) всех вопросов. 4. Не сделал правильное заключение, обосновал выводы после наводящих вопросов преподавателя. - студент отвечает неуверенно, внимание рассеянно, вступает в контакт с преподавателем и студентами с трудом, дает ответы на 50 % вопросов; владение английским на уровне Elementary с ошибками речи, (A1каз/русс), - студент отвечает неуверенно, внимание рассеянно, вступает в контакт с преподавателем и студентами неохотно, отвечает на 25 % вопросов; владение английским на уровне Beginner, (ниже A1каз/русс), почти не вступает в коммуникацию, фразы отрывочные, на слух не понимает, лексический запас минимален, делает грубые грамматические и лексические ошибки при общении
40-49 б. 5 правильных ответов   1. Студент изобразил, но не объяснил и не охарактеризовал оба вопроса билета. 2. Решил задачу с ошибками. 3. Ответил на один вопрос. - студент отвечает очень неуверенно, внимание рассеянно, вступает в контакт с трудом, отвечает на 25 % вопросов; отказывается работать на одном из предложенных языков, но на втором с ошибками и с трудом говорит отдельные слова - студент не был коммуникабельным в основных моментах занятия, попытки вовлечь в работу заканчивались неудачно, проявляет незнание английского и второго языка  
30-39 б. 4 правильных ответа   1. Студент изобразил с ошибками, но не объяснил и не охарактеризовал оба вопроса билета. 2. Решил задачу с ошибками. 3. Не ответил на все вопросы. студент отказывается от собеседования и коммуникации даже на родном языке
20-29 б 3 правильных ответа   1. Студент не изобразил, не объяснил и не охарактеризовал оба вопроса билета. 2. Решил задачу с ошибками. студент отказывается от собеседования и коммуникации даже на родном языке
10-19 б. 2 правильных ответа   1. Студент не изобразил, не объяснил и не охарактеризовал оба вопроса билета. 2. Не решил задачу. 3. Не ответил на все вопросы. студент отказывается от собеседования и коммуникации даже на родном языке
9-0 б. 0-1 правильный ответ 1. Студент отказался от ответа. 2. Не имеет альбом. студент отказывается от собеседования и коммуникации даже на родном языке
Нб Отсутствовал на рубежном контроле. Отсутствовал на рубежном контроле. Отсутствовал на рубежном контроле.

* Примечание: если студент отвечал на английском или втором языке к баллу за рубежный контроль прибавляется 10 баллов

3. СРС – максимально 100 баллов, что соответствует 100%.

Критерии оценок каждого вида СРС прилагаются к методическим разработкам по СРС.

1. Реферат

Оценка   Соответствие содержания реферата теме и поставленным задачам   Полнота и логичность раскрытия темы   Умение обобщать материал, делать выводы   Умение работать с источниками информации     Умение отвечать на вопросы по реферату   Соответствие требованиями оформления
90-100 б.   Содержание реферата полностью соответствует теме и поставленным задачам   Тема полностью раскрыта, материал изложен грамотным языком, в логической последовательности с точным использованием специализированной терминологии и символики в объеме, предусмотренном программой. Приведены иллюстрации (графики, таблицы, схемы) хорошего качества, подтверждающие теоретические положения. Материал обобщен, сделаны четкие и ясные выводы.   Использованы современные источники информации в достаточном количестве, библиографические ссылки сделаны грамотно. Студент свободно ориентируется в материале темы, обоснованно и правильно отвечает на все поставленные вопросы.   Оформление реферата полностью соответствует предъявляемым кафедрой требованиям.
80-89 б.     Содержание реферата полностью соответствует теме и поставленным задачам.   Тема полностью раскрыта, материал изложен в объеме, предусмотренном программой, есть незначительные погрешности в логичности изложения, приведены иллюстрации (графики, таблицы, схемы), подтверждающие теоретические положения.   Материал обобщен, сделаны правильные выводы.   Использованы современные источники информации, библиографические ссылки сделаны грамотно. Студент хорошо ориентируется в материале темы, правильно отвечает на поставленные вопросы. Оформление реферата соответствует предъявляемым кафедрой требованиям.
70-79 б. Содержание реферата соответствует теме и поставленным задачам.   Тема раскрыта, материал изложен в объеме, предусмотренном программой, есть небольшие погрешности в логичности изложения, приведены иллюстрации (графики, таблицы, схемы), подтверждающие теоретические положения.   Материал обобщен, в выводах имеются неточности. Использованы основные современные источники информации. Студент ориентируется в материале темы, отвечает на поставленные вопросы. Оформление реферата в основном соответствует предъявляемым кафедрой требованиям.
60-69 б. Содержание реферата не полностью соответствует теме и поставленным задачам.   Тема реферата раскрыта недостаточно, графики и иллюстрации мало информативны. Материал обобщен, в выводах имеются неточности и ошибки. Использовано минимальное количество источников информации, большинство из которых устарели. Студент слабо ориентируется в материале темы, отвечает только на простые вопросы. В оформлении реферата имеются несоответствия требованиям.
50-59 б. Содержание реферата не полностью соответствует теме и поставленным задачам.   Тема реферата раскрыта недостаточно, графики и иллюстрации мало информативны, плохого качества. Материал не обобщен, выводов нет.   Источники информации не приведены. Студент плохо ориентируется в материале темы, отвечает только на самые простые вопросы. Оформление реферата не соответствует требованиям.
0 б. Отсутствие реферата

2. Презентация

Оценка   Полнота и логичность раскрытия темы   Умение работать с источниками информации   Умение обобщать материал, делать выводы   Представление презентации и умение отвечать на вопросы     Соответствие требованиям оформления
90-100 б.   Содержание презентации соответствует теме и поставленным задачам. Тема полностью раскрыта, слайды представлены в логической последовательности с точным использованием специальной терминологии и символики. Текст слайдов написан лаконично, идеи ясно сформулированы, изложены коротко в структурированной форме.   Использованы современные источники информации в достаточном количестве, библиографические ссылки сделаны грамотно. Материал обобщен, сделаны четкие и ясные выводы.   Студент свободно ориентируется в материале презентации, докладывает четко, грамотно, последовательно с использованием научной терминологии. При ответе на вопросы способен отстаивать свою позицию и умеет конструктивно реагировать на критику. Оформление слайдов полностью соответствует предъявляемым требованиям. Имеется титульный слайд с заголовком, план презентации, список использованной литературы и источников Internet. Слайды оформлены красочно, не перенасыщены текстом, не содержат грамматических ошибок. Текст слайдов хорошо виден из любой точки аудитории.
80-89 б.     Содержание презентации соответствует теме и поставленным задачам. Тема раскрыта, слайды представлены в логической последовательности с использованием специальной терминологии и символики. Текст слайдов написан лаконично, идеи ясно сформулированы, изложены коротко в структурированной форме.   Использованы современные источники информации, библиографические ссылки сделаны грамотно. Материал обобщен, сделаны правильные выводы. Студент ориентируется в материале презентации, может свободно изложить содержание презентации. Правильно отвечает на вопросы. Оформление слайдов в целом соответствует предъявляемым требованиям. В оформлении слайдов имеются непринципиальные ошибки.
70-79 б. Содержание презентации соответствует теме и поставленным задачам. Тема раскрыта недостаточно, нет логической последовательности в представлении слайдов. Использованы основные современные источники информации. Материал обобщен недостаточно, в выводах имеются ошибки. Студент ориентируется в материале презентации, может изложить содержание презентации. Правильно отвечает на большинство заданных вопросов. В оформлении слайдов имеются ошибки.
60-69 б. Тема раскрыта недостаточно, нет логической последовательности в представлении слайдов. Слайды перенасыщены текстовым материалом.   Использовано минимальное количество источников информации, большинство из которых устарели. Материал не обобщен, в выводах имеются ошибки. Студент не ориентируется в материале презентации, читает текст презентации. Не может ответить на большинство заданных вопросов. Слайды оформлены в разных стилях, содержат принципиальные ошибки.
50-59 б. Тема презентации не раскрыта. В источниках информации использованы только ресурсы Интернет. Материал не обобщен, выводов нет.   Студент слабо знаком с материалом, с трудом отвечает на поставленные вопросы. Оформление слайдов не соответствует требованиям.
0 б. Отсутствие презентации

3. Глоссарий

Оценка Изучение источников литературы по заданной теме и обработка информации   Составление глоссария   Оформление глоссария
90-100 б.   Изучены и обработаны рекомендованные источники литературы (основные и дополнительные), указанные в списке литературы к заданной теме. Использованы другиесовременные источники информации, в т.ч. отечественные и зарубежные. В конце глоссария приведен правильно оформленный список источников информации. Все выбранные термины полностью соответствуют теме, охватывают все содержание и подобраны студентом самостоятельно. Оформление глоссария соответствует требованиям: - не менее 50 правильно подобранных (соответствующих теме) терминов; - краткие, чёткие, лаконичные, без второстепенных пояснений определения, объемом не более 2-3 предложений. - соответствие определения истинному значению термина и современным представлениям; - все термины и определения не содержат грамматических ошибок; при необходимости для улучшения восприятия и понимания отдельные термины могут сопровождаться иллюстрациями.  
80-89 б.     Изучены и обработаны рекомендованные источники литературы (основные и дополнительные), указанные в списке литературы к заданной теме. В конце глоссария приведен правильно оформленный список источников информации.     Все выбранные термины полностью соответствуют теме, охватывают содержание и подобраны студентом самостоятельно. Оформление глоссария в основном соответствует предъявляемым требованиям, но имеются незначительные ошибки и неточности: некоторые термины имеют объемную формулировку и излишние пояснения.  
70-79 б. Изучены и обработаны рекомендованные источники литературы (основные и дополнительные), указанные в списке литературы к заданной теме. В конце глоссария приведен список источников информации.   Выбранные термины не полностью охватывают содержание темы. Не все термины соответствуют современным представлениям; имеются некоторые грамматические ошибки.
60-69 б. Изучены и обработаны не все рекомендованные источники литературы (основные и дополнительные), указанные в списке литературы к заданной теме.   Подобранные термины не полностью охватывают содержание темы. Некоторые термины не соответствуют теме. При оформлении глоссария допущены существенные ошибки.  
50-59 б. Нет списка источников информации Подобранные термины охватывают содержание темы на 50%. Оформление глоссария не соответствует предъявляемым требованиям.  
0 б. Отсутствие глоссария  

Шкала градации оценок

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент баллов Процентное содержание % Оценка по традиционной системе
А 4,0 95-100   ОТЛИЧНО
А- 3,67 90-94
В+ 3,33 85-89   ХОРОШО
В 3,0 80-84
В- 2,67 75-79
С+ 2,33 70-74     УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
С 2,0 65-69
С- 1,67 60-64
D+ 1,33 55-59
D 1,0 50-54
F 0-49 НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

Время консультаций и экзаменов:

Консультации проводит преподаватель по расписанию занятий во время СРСП.

Экзамены проводятся согласно расписанию после прохождения цикла.

ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

Лекция № 1

5.1. Тема: Введение в молекулярную биологию. Молекулярные основы наследственности

5.2. Цель:Формирование у студентов современных знаний об основных молекулярно-генетических и клеточных механизмах функционирования организма, структурно-функциональной организации наследственного материала на молекулярном уровне (ДНК).

5.3. Тезисы лекции:

5.3.1. Молекулярная биология – предмет, задачи, методы исследования.

5.3.2. Краткая история развития молекулярной биологии.

5.3.3. Роль казахстанских ученых в развитии молекулярной биологии.

5.3.4. Роль и значение молекулярной биологии и генетики в медицине.

5.3.5. Нуклеиновые кислоты – классификация, строение, функции.

Молекулярная биология и генетика изучают организацию и функционирование генетического материала живых организмов на молекулярном (ДНК), генном, хромосомном, геномном и популяционном уровнях.

Молекулярная биология является одной из самых передовых и стремительно развивающихся биологических наук.

Становление и развитие молекулярной биологии тесно связано с успехами и достижениями генетики, биохимии, микробиологии и вирусологии.

За последние 20 лет изучены геномы человека и других организмов, разработаны технологические процессы трансгенеза (генной инженерии), получены новые данные о молекулярно- генетических механизмах, лежащих в основе опухолевой трансформации клеток (онкогенетика), генетического контроля метаболизма лекарственных препаратов (фармакогенетика), разработаны новейшие молекулярно-генетические методы анализа ДНК. Результаты теоретических разработок широко применяются в фармацевтической промышленности для получения новых лекарственных препаратов, гормонов, вакцин, витаминов; в сельском хозяйстве – для получения ценных сортов растений; в клинической медицине – для диагностики и лечения наследственных болезней человека.

Результаты молекулярно-генетических исследований привели к возникновению молекулярной медицины, изучающей патологические процессы в организме человека на уровне изменений генома.

Материальными носителями генетической информации в клетках всех видов живых организмов являются нуклеиновые кислоты (НК). Это сложные биополимеры с очень большой молекулярной массой. Мономерами НК являются нуклеотиды, поэтому НК представляют собой полинуклеотидную цепь. В состав каждого нуклеотида входит: пятиуглеродный моносахарид (пентоза), остаток фосфорной кислоты и азотистое основание (аденин (А), тимин (Т), гуанин (Г), цитозин (Ц), урацил (У)). Два азотистых основания относятся к классу пуринов (А и Г), а три - пиримидинов - (Т, У и Ц). Остаток фосфорной кислоты связывается с 3/-углеродом пентозы, а азотистое основание с 1/-углеродом. Нуклеотиды соединяются друг с другом в цепочку путем образования ковалентных связей между фосфорной группой одного нуклеотида и дезоксирибозой другого. Существует 2 типа нуклеиновых кислот - ДНК и РНК, различающиеся по стуктуре и функциям.

5.4. Иллюстративный материал:мультимедийная лекция № 1, видеофильм (видеоролик) по теме.

5.5. Литература:

Основная:

5.5.1.Генетика. Под ред. Иванова В.И. М.: Академкнига, 2006.

5.5.2. Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М.: Медицина, 2003.

5.5.3. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2007.

5.5.4. Медицинская биология и генетика. Под ред. проф. Куандыкова Е.У. Алматы, 2004.

5.5.6. Муминов Т.А., Куандыков Е.У. Основы молекулярной биологии (курс лекций). Алматы: Эверо, 2009.

5.5.7.Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Л. Молекулярная биология. М., 2003.

5.5.8.Фаллер Д.М., Шилдс Д. Молекулярная биология клетки. М., 2003.

5.5.9. Қуандықов Е.Ө., Нұралиева Ұ.Ә. Негізгі молекулалық-генетикалық терминдердің орысша-қазақша сөздігі. Алматы: Эверо, 2012.

Дополнительная:

5.5.10.Введение в молекулярную медицину. Под ред. Пальцева М.А. М., 2004.

5.5.11.Коничев А.С., Севастьянова Г.А. Молекулярная биология. М., 2005.

5.5.12. Медицинская генетика: учеб. пособие/ Роберт Л. Ньюссбаум, Родерик Р. Мак-Иннес, Хантингтон Ф. Виллард: пер. с англ. А. Ш. Латыпова; под ред. акад. РАМН Н. П. Бочкова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

5.6. Контрольные вопросы (обратная связь):

5.6.1. Основополагающие открытия в области молекулярной биологии.

5.6.2. Роль нуклеиновых кислот в обеспечении наследственности.

5.6.3.Строение ДНК и РНК.

5.6.4.Функции ДНК и РНК.

Ключевые слова на трех языках:

1 лекция 1 дәріс Lecture № 1
Наследственность Тұқымқуалаушылық Heredity
Биополимеры Биополимерлер Biopolymers
Нуклеиновые кислоты Нуклеин қышқылдары Nucleic acids
Нуклеотид Нуклеотид Nucleotide
ДНК ДНҚ DNA
РНК РНҚ RNA
Пурин Пурин Purine
Пиримидин Пиримидин Pyrimidine
Пентоза Пентоза Pentose
Нуклеозид Нуклеозид Nucleoside
Правило Чаргаффа Чаргафф ережесі Chargaff's rules

Лекция № 2

5.1. Тема: Молекулярная биология гена

5.2. Цель:Изучить современные представления о строении и функционировании гена.

5.3. Тезисы лекций:

5.3.1. Ген – определение, классификация.

5.3.2. Строение гена у про- и эукариот. Регуляторная и кодирующая субъединицы гена, строение, функции.

5.3.3. Регуляторные последовательности, функции.

5.3.4. Кодирующие последовательности (кодоны), функции.

5.3.5. Экзон – интронное строение эукариотических генов.

5.3.6. Понятие о мутоне, реконе, цистроне.

С молекулярно-биологической точки зрения ген представляет собой сложную структуру (участок ДНК), контролирующую синтез белкового продукта – полипептида, состоящую из регуляторной и кодирующей части. В пределах гена может содержаться несколько функциональных единиц - цистронов, контролирующих синтез одной полипептидной цепи и множество сайтов мутации и рекомбинации (мутонов и реконов).

Регуляторный участок гена содержит ряд последовательностей, влияющих на функциональную активность кодирующего участка гена, который у эукариот содержит внутренние некодирующие последовательности (интроны) и смысловые последовательности (экзоны).

Различают структурные и регуляторные гены. Структурные гены контролируют синтез структурных белков и ферментов. Регуляторные гены контролируют синтез белков, влияющих на активность структурных генов.

5.4. Иллюстративный материал:мультимедийная лекция № 2.

5.5. Литература:

Основная:

5.5.1.Генетика. Под ред. Иванова В.И. М.: Академкнига, 2006.

5.5.2. Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М.: Медицина, 2003.

5.5.3. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2007.

5.5.4. Медицинская биология и генетика. Под ред. проф. Куандыкова Е.У. Алматы, 2004.

5.5.6. Муминов Т.А., Куандыков Е.У. Основы молекулярной биологии (курс лекций). Алматы: Эверо, 2009.

5.5.7.Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Л. Молекулярная биология. М., 2003.

5.5.8.Фаллер Д.М., Шилдс Д. Молекулярная биология клетки. М., 2003.

5.5.9. Қуандықов Е.Ө., Нұралиева Ұ.Ә. Негізгі молекулалық-генетикалық терминдердің орысша-қазақша сөздігі. Алматы: Эверо, 2012.

Наши рекомендации