Оценка средней арифметической

Оценка средней величины имеет целью установить величину генеральной средней для изученной категории объектов. Требуемая для этой цели ошибка репрезентативности определяется по формуле:

Оценка средней арифметической - student2.ru (10.18)

Пример

При изучении шерстной продуктивности одной породы овец было взято из разных мест обитания породы у 100 взрослых овец 100 годовых настригов шерсти. Средний настриг у 100 овец оказался μ = 5,0 кг, стандартное отклонение для этой выборки s = 1,0. Ответственность исследования обычная, поэтому был принят первый порог вероятности безошибочных прогнозов b1 = 0,95.

Оценка среднего настрига для всей породы может быть проведена следующим образом:

n = 100; μ = 5,0; s = 1,0; n = 100 – 1 = 99; t = 2,0;

Оценка средней арифметической - student2.ru

D = 2,0 × 0,1 =0,2;

μmax =5,0 + 0,2 = 5,2 (возможный максимум);

μmin = 5,0 – 0,2 = 4,8 (гарантированный минимум).

Выводы

1 Средний настриг шерсти по изученной выборке равен
μ ± Оценка средней арифметической - student2.ru = 5,0 ± 0,2, доверительные границы генеральной средней 4,8 – 5,2. По этим показателям можно провести сравнение результатов проведенного исследования с результатами других работ.

2 Планировать выход шерсти (n = 10000) на основе проведенного исследования следует исходя из гарантированного минимума генеральной средней μmin = 4,8 кг на одну голову, или 48 т шерсти от всех взрослых овец породы.

3 Работы по стрижке, обработке, перевозке и хранению шерсти следует планировать исходя из возможного максимума генеральной средней μmах = 5,2 кг с головы, или 52 т от всех овец изученной категории.

Пример

При изучении способности к обучению белых мышей для каждой из 40 особей определенного происхождения регистрировалось время прохождения лабиринта в поисках корма после пятой попытки В одном опыте были получены следующие сводные показатели:
n = 40, μ = 7,0 мин, s = 3,0 мин

Требовалось определить возможное время прохождения лабиринта в среднем для мышей всей изучаемой линии, что можно сделать следующим образом: n = 40, μ = 7,0, s = 3,0, n = 40 – 1 = 39, t = 2 (ответственность обычная: b = 0,95), Оценка средней арифметической - student2.ru = 3 / Оценка средней арифметической - student2.ru = 0,48; D = 2 × 0,48 = 0,96 ≈ 1,0, т.е не более 7,0 + 1,0 = 8,0; не менее 7,0 – 1,0 = 6,0.

Выводы

1 Среднее время для опытной группы

μ ± Оценка средней арифметической - student2.ru = 7,0 ± 0,48 мин.

2 Доверительные границы генеральной средней

μ ± D = 6,0 – 8,0 мин.

3 Если встретится группа мышей со средним временем или меньше 6 мин. или больше 8 мин., возникнет предположение, что эта группа отличается от изученной по способности проходить лабиринт. Это предположение необходимо будет проверить методом определения достоверности разности.

Оценка средней разности

В некоторых исследованиях в качестве первичных данных берется разность двух измерений. Это может быть в случае, когда каждая особь выборки изучается в двух состояниях – или в разном возрасте, или при разных условиях жизни. В этих случаях индивидуальные и средние разности по своему знаку и величине могут характеризовать действие на изучаемый признак или возраста, или изменения условий жизни.

Характеристика действия определенных факторов по разности может быть произведена также и в экспериментах с аналогами, когда каждой особи в опытной группе соответствует строго определенная особь в контроле

Пример

При сортоиспытании пшеницы новый сорт А сравнивался со стандартным сортом В по разности урожаев, полученных на 20 парах параллельных делянок: di = Ai – Вi. В результате в качестве первичных материалов было получено 20 разностей, некоторые из них были положительными (A>В), некоторые – отрицательными (А<В).

Для всей выборки, состоящей из 20 разностей, были получены сводные выборочные показатели: n = 20, μ = + 1,0 ц/га, s = 2,5 ц/га. В этой выборке новый сорт оказался лучше стандартного: А – В= + 1,0; A>В.

Возник вопрос: а будет ли и весь новый сорт (а не только выборка из него) в аналогичных условиях лучше стандартного? Можно ли считать, что полученная средняя выборочная положительная разность d =+1,0 правильно отражает соответствующую генеральную разность между новым сортом и всем стандартным сортом? Будет ли эта генеральная разность Оценка средней арифметической - student2.ru тоже положительной? Этот вопрос можно решить путем оценки генерального значения средней разности на основе полученных сводных выборочных показателей.

Генеральный параметр изучаемой разности был оценен в форме доверительных границ с надежностью β2 = 0,99 (исследование имело большое экономическое значение) следующим образом:

n = 20, n = 20 – 1 = 19;

β2 = 0,99, t = 2,9, D = t×s = 2,9×0,56 = 1,6; n= 19.

Оценка средней арифметической - student2.ruне более + 1,0 + 1,6 = + 2,6 (A> В); не менее + 1,0 – 1,6 = –0,6.

Сортоиспытание выявило, что генеральная разность между сортами во всей их массе (а не только в изученной выборке) может находиться в доверительной зоне от +2,6 до –0,6 ц/га, в любой точке этой зоны – или в положительной, или в отрицательной, или в нулевой; если в положительной, значит весь новый сорт лучше стандартного (А > В), если в отрицательной, значит новый сорт хуже стандартного (А < В), если в нулевой, значит урожайность сортов одинакова (А = В, d = A – В = 0).

На основной вопрос: какой сорт лучше, А или В, – сортоиспытание дало ответ: или А лучше В, или А хуже В, или А не отличается от В.

Наши рекомендации