Промежуточный контроль по модульной единице 2 (коллоквиум)

1. Индивидуальное развитие - реализация наследственной информации в онтогенезе. Жизненный цикл организмов как отражение их эволюции.

2. Теории происхождения многоклеточных Э. Геккеля и И.И. Мечникова.

3. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера и его применение в построении концепций происхождения многоклеточных.

4. Гипотеза пангенезиса. Преформизм и эпигенез. Роль взглядов К.М. Бэра на развитие современной эмбриологии.

5. Современные представления о молекулярно-генетических механизмах онтогенеза. Теория информации.

6. Гипотеза Жакоба и Моно о внутриклеточной регуляции. Дифференциация и интеграция в развитии. Избирательная активность генов.

7. Организм как саморегулирующаяся система. Гомеостаз, гомеорез, гомеоклаз. Гипотеза эргон/хронона (Л. Гедда).

8. Реализация принципа системности в онтогенезе. Целостность онтогенеза. Различия ассимиляции и диссимиляции на разных этапах онтогенеза.

9. Механизм онтогенеза на клеточном уровне (процесс синтеза белка на основе экспрессии гена: деление клеток, миграция, сортировка и избирательная гибель. Опыты Г. Шпемана, Х.Тидемана, Г.В. Лопашова в исследовании эмбриональной индукции. Генетический контроль: избирательная активность генов в ходе дифференцировки клеток и тканей. Морфогенез.

10. Средняя и видовая продолжительность жизни человека. Понятие о геронтологии и гериатрии. Проблемы долголетия. Особенности биоритмов в старческом возрасте.

11. Календарный и биологический возраст. Методы определения биологического возраста. Роль наследственности и среды в онтогенезе. Близнецовый метод генетики. Его роль в понимании проблем медицины.

12. Постнатальный онтогенез и его периоды. Роль эндокринных желез. Гипофиз, эпифиз, мелатонин. Сущность старения. Генетические, клеточные и системные механизмы старения. Факторы старения и долголетия.

13. Теории старения (И.И. Мечников, И.П. Павлов, А.А. Богомолец, И. Пригожин, В.М. Дильман, В.В. Фролькис, Л. Хейфлик). Теломерная теория, теория ошибок, энергетическая теория.

14. Клиническая и биологическая смерть. Реанимация. Дайте определение понятию “живая система”, ее главные критерии.

15. Критические периоды развития. Роль А.Н. Трифоновой и П.Г. Светлова в изучении критических периодов.Тератогенные факторы среды.

16. Избирательная активность гена в развитии: роль цитоплазматических факторов яйцеклетки, контактных взаимодействий клеток, межтканевых взаимодействий, гормональных влияний. Рецепторы клеточных мембран и их роль в экспрессии генов.

17. Проблема клонирования животных и человека. Биоэтика.

18. Закон Гомперца-Мейкема и его сущность. Проблема продолжительности жизни.

19. Гипотеза ограниченной надежности организма.

ВАРИАНТЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Вариант №1

1. дайте определение термина «гаструла»

2. перечислите основные этапы постэмбрионального онтогенеза

3. Главным провизорным органом при внутриутробной форме развития организма является

1. алантоис 2. амнион 3. желточный мешок 4. плацента

4. Прогрессивным признаком амниот является

1. желточный мешок 2. желточный стебелек

3. желточная оболочка 4. амниотическая оболочка

5. как объясняет процесс старения теория свободных радикалов?

Вариант №2

1. дайте определение термина «бластула»

2. перечислите основные этапы эмбрионального периода онтогенеза человека

3. Критическими периодами в развитии зародышей называются

1. заключительные этапы эмбриогенеза

2. периоды с малой восприимчивостью к влиянию внешних факторов

3. периоды с наибольшей восприимчивостью к влиянию внешних факторов

4. этапы развития до стадии бластуляции

4. Целом у зародышей земноводных располагается между

1. энто- и мезодермой 2. экто- и мезодермой

3. листками боковой мезодермы 4. экто- и энтодермой

5. как объясняет процесс старения теломерная теория?

Вариант №3

1. дайте определение термина «нейрула»

2. перечислите основные периоды постэмбрионального онтогенеза человека

3. В критические периоды развития у зародышей

1. изменяется метаболизм 2. ускоряется темп роста

3. содержание РНК в клетках не изменяется 4. резко ослабляется дыхание

4. На эмбриональной стадии развития желточный мешок имеется у зародышей и эмбрионов

1. человека 2. птиц 3. низших млекопитающих 4. плацентарных млекопитающих

5. как объясняет процесс старения элевационная теория?

Вариант №4

1. дайте определение термина «дробление»

2. перечислите основные типы постэмбрионального развития

3. Процесс движения эмбриональных клеток за стадией образования бластулы называется

1. гистогенезом 2. гаструляцией 3. бластуляцией 4. нейруляцией

4. Врастающая в матку наружная оболочка эмбриона называется:

1. амнион 2. аллантоис 3. хорион 4. желточный мешок

5. как объясняет процесс старения энергетическая теория?

Вариант №5

1. дайте определение термина «онтогенез»

2. перечислите основные тератогенные факторы (2-3 примера)

3. Эмбриональная регуляция – это

1. способность элементов зародыша воспринимать индуцирующие воздействия

2. различные направления развития элемента, которые могут осуществиться в ходе эмбриогенеза

3. взаимодействие различных элементов зародыша в ходе эмбриогенеза

4. восстановление нормального хода развития зародыша после его повреждения

4. Превращение архентерона во вторичный кишечник завершается во время

1. нейруляции 2. бластуляции 3. гаструляции 4. дробления

5. как объясняет процесс старения теория ошибок?

Вариант№6

1. дайте определение термина «филогенез»

2. перечислите основные критические периоды в развитии человека

3. Совокупность митотических делений зиготы называется

1. моруляцией 2. бластуляцией 3. гаструляцией 4. дроблением

4. У рыб, рептилий, птиц к провизорным органамотносится

1. аллантоис 2. хорион 3. желточный мешок 4. амнион

5. как объясняет процесс старения теория апоптоза?

Варианты заданий для самостоятельной работы студентов

1. Составить таблицу, в которой перечислить различные подходы к периодизации онтогенеза животных организмов. Таблица должна содержать следующие колонки: подход, периоды, пример организма.

2. Составить таблицу видоизменений периодов онтогенеза. Таблица должна содержать следующие колонки: видоизменение, сущность, эволюционное значение, пример.

3. Партеногенез в живой природе. Таблица должна содержать следующие колонки: вид партеногенеза, описание, пример животного организма.

4. Диктиотена яйцеклетки и другие виды инактивации яйцеклеток животных организмов. Таблица должна содержать следующие колонки: вид инактивации, сущность процесса инактивации, пример животного организма, эволюционное значение.

5. Составить таблицу в две колонки правил Сакса-Гертвига. Эволюционное значение данных правил.

6. Эмбриональная индукция. Таблица должна содержать следующие колонки: опыт, автор, результат, вывод.

7. Провизорные органы зародышей. Таблица из следующих колонок: вид провизорного органа, пример животного, имеющего данный орган, значение в эмбриогенезе, дальнейшая судьба органа.

8. Уравнение Гомперца-Мейкема и его практическое применение.

9. Тератогенные факторы. Составить таблицу современных тератогенных факторов (5 факторов не позднее 2000 года). Колонки таблицы: фактор, тератогенное действие на организм.

10. Классификация врожденных пороков человека в виде таблицы. Колонки таблицы: вид порока, срок эмбриогенеза, эволюционное значение.

11. Составить таблицу положений теории морфогенеза Ч.Чайлда. Колонки таблицы: название положения, основная суть положения, значение.

12. Клеточные механизмы онтогенеза представить в виде таблицы или схемы. Колонки таблицы: название механизма, значение в онтогенезе, особенности данного механизма (деление клеток, миграция клеток, сортировка клеток, гибель клеток).

13. Механизмы онтогенеза представить в виде таблицы или схемы. Колонки следующие: название механизма, значение в онтогенезе, особенности механизма (дифференцировка клеток, генетический контроль, эмбриональная регуляция).

14. Виды репаративной регенерации и ее значение в эволюции живой природы. Таблица должна содержать следующие колонки: способ регенерации, сущность процесса, пример органа, пример животного организма.

15. Представить в виде таблицы или схемы изменения органов и систем органов в процессе старения.

16. Оценить влияние условий жизни на процесс старения. Представить в виде шкалы рейтинга от максимального фактора до минимального.

17. Сделать перевод статьи с английского языка на тему «Становление хронотипа человека в процессе онтогенеза», «Онтогенез человека». Год издания статьи не позднее 2008 года.

18. Проанализировать статью из любого журнала: «Физиология человека», «Нормальная физиология», «Здоровье ребенка» за 2013 год на тему «Формирование хронотипа человека в процессе индивидуального развития человека». В анализе представить следующие пункты: цель исследования, результаты исследования, выводы. Объем анализа 1 лист А4 можно с обеих сторон.

19. Сделать презентацию на любую тему с №1 по №16.

20. Сделать модель на любую тему с №1 по №16.

МОДУЛЬ 3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ

Генетику определяют как науку о наследственности и изменчивости живых организмов и методах управления ими. Основоположником генетики является Г. Мендель. Значительный вклад в развитие генетики внесли Т.Х. Морган и его школа.

Наследственность – это неотъемлемое свойство всех живых существ сохранять и передавать в ряду поколений характерные для вида или популяции особенности строения, функционирования и развития. Наследственность обеспечивает постоянство и многообразие форм жизни и лежит в основе передачи наследственных задатков, ответственных за формирование признаков и свойств организма. Благодаря наследственности некоторые виды (например, кистеперая рыба латимерия, жившая в девонском периоде) оставались почти неизменными на протяжении сотен миллионов лет, воспроизводя за это время огромное количество поколений. Существует несколько видов наследственности.

Таблица. Основные виды наследственности (Болгова И.В., 2006)

Наследственность
Цитоплазматическая Связана с действием генов, расположенных в органоидах цитоплазмы, содержащих ДНК (митохондрии, пластиды, плазмиды). Такие гены способны к автономной репликации и равномерному распределению между дочерними клетками. Ядерная   Связана с хромосомами, находящимися в ядре клетки, в состав которых входит ДНК и белковые компоненты. Хорошо изучена: для нее установлены закономерности наследования свойств и признаков.
Плазмидная Связана с генами, расположенными в плазмидах (коротких кольцевых молекулах ДНК, находящихся вне нуклеотида бактериальной клетки), обеспечивает наследование устойчивости бактерий к действию лекарственных препаратов благодаря защитным белкам колицинам (к антибиотикам, сульфаниламидам и др.). Пластидная Выявлена при наследовании пестролистности у растений ночной красавицы, львиного зева и др. (чередование окрашенных и неокрашенных участков в листьях). Связана с наличием в их клетках только зеленых или только бесцветных пластид или их смеси. Митохондриальная Связана с генами, локализованными в митохондриях. С нею связано наследование нарушений в действии дыхательных ферментов у дрожжей, а также устойчивости и чувствительности дрожжей к действию антибиотиков.
       

Изменчивость– способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства. Благодаря изменчивости организмы могут приспосабливаться к изменяющимся условиям среды обитания. Изменчивость выражается в том, что в любом поколении отдельные особи чем-то отличаются и друг от друга, и от своих родителей. Причиной этого является то, что признаки и свойства любого организма есть результат взаимодействия двух факторов: наследственной информации, полученной от родителей, и конкретных условий внешней среды, в которых шло индивидуальное развитие каждой особи. Поскольку условия среды никогда не бывают одинаковыми даже для особей одного вида или сорта (породы), становится понятным, почему организмы, имеющие одинаковые генотипы, часто заметно отличаются друг от друга по фенотипу, т.е. по внешним признакам. Различают две основные формы изменчивости: наследственную и ненаследственную.

Наследственная, или генотипическая, изменчивость – изменения признаков организма, обусловленные изменением генотипа. Она, в свою очередь, подразделяется на комбинативную и мутационную. Комбинативнаяизменчивость возникает вследствие перекомбинации наследственного материала (генов и хромосом) во время гаметогенеза и полового размножения. Мутационнаяизменчивость возникает в результате изменения структуры наследственного материала вследствие возникновения мутаций.

Ненаследственная, или фенотипическая, или модификационная, изменчивость – изменения признаков организма, не обусловленные изменением генотипа. Среда обитания играет большую роль в формировании признаков организмов. Каждый организм развивается и обитает в определенной среде, испытывая на себе действие ее факторов, способных изменять морфологические и физиологические свойства организмов, т.е. их фенотип. Модификационная изменчивость характеризуется следующими основными свойствами: ненаследуемость; групповой характер изменений (особи одного вида, помещенные в одинаковые условия, приобретают сходные признаки); соответствие изменений действию фактора среды; зависимость пределов изменчивости от генотипа.

Ген – элементарная генетическая единица наследственности

Ген – фрагмент молекулы ДНК, физически никак не отдифференцированный от остальной хромосомы. Иными словами, ген – участок молекулы ДНК, ответственный за проявление какого-либо признака. Реализация признака у организма идет по схеме:

 
  промежуточный контроль по модульной единице 2 (коллоквиум) - student2.ru

Гены располагаются в хромосомах линейно. Каждый ген в норме имеет свое постоянное место, которое называется локусом. Ген может существовать в разных состояниях, называемых аллелями.

Аллельными называются гены, расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосом, отвечающие за развитие альтернативных вариантов одного признака и обозначаемые одинаковыми символами, например А и а или А1 и А2. Если организм имеет два одинаковых аллеля одного гена А и А или а и а, то он называется гомозиготным по этому гену, соответственно гомозиготный доминантный или гомозиготный рецессивный. Если же ген в одном организме находится в разных состояниях – доминантном и рецессивном, то такой организм называется гетерозиготным по этому гену.

Неаллельными называются гены, расположенные либо в разных локусах одной хромосомы, либо в хромосомах из разных пар. Они обычно отвечают за развитие разных признаков и обозначаются разными символами, например А и В или А1 и А2.

Каждый ген отвечает за развитие какого-либо признака. Признаки бывают моногенные и полигенные. Если за развитие одного признака отвечает одна пара аллельных генов, то такой признак называют моногенным или менделирующим, т.е. наследуемым по законам Г. Менделя.

Полигенные признаки определяются действием нескольких неаллельных генов.

Совокупность всех генов организма называют генотипом. Совокупность всех признаков организма называют фенотипом. Фенотипы обозначаются теми же символами, что и гены.

Термины «генотип» и «фенотип» можно применять и в отношении отдельных генов и признаков.

Доминантные гены проявляют свое действие и в гомозиготном, и в гетерозиготном состоянии (генотип АА или Аа; фенотип А – доминантный признак). Рецессивные гены проявляют свое действие только в гомозиготном состоянии (генотип аа; фенотип а – рецессивный признак).

Таблица. Сравнительная характеристика аллельных и неаллельных генов (Гигани О.Б., 2012)

аллельные гены неаллельные гены
1.отвечают за проявление альтернативных признаков 1.отвечают за проявление не альтернативных признаков
2.локализуются в гомологичных хромосомах в одних и тех же локусах 2.локализуется:в одной хромосоме; в гомологичных хромосомах, но в разных локусах; в негомологичных хромосомах
3.не могут быть сцеплены 3. могут быть сцеплены и не сцеплены
4.обозначаются одной буквой латинского алфавита 4.обозначаются разными буквами латинского алфавита или одинаковыми буквами, но с разными нижними индексами(а123)

Таблица. Формы взаимодействия генов (Гигани О.Б., 2012)

АЛЛЕЛЬНЫЕ ГЕНЫ НЕАЛЛЕЛЬНЫЕ ГЕНЫ
Полное доминирование – форма взаимодействия аллельных генов, при которой доминантный ген полностью подавляет проявление рецессивного гена в гетерозиготном состоянии. фенотипы гомозиготного доминантного организма и гетерозиготного совпадают Комплементарное действие генов – форма взаимодействия доминантных неаллельных генов, при которой формируется в случае присутствия в генотипе организма хотя бы двух доминантных неаллельных генов
Неполное доминирование (промежуточное действие гена) – форма взаимодействия аллельных генов, при которой доминантный ген не подавляет проявление рецессивного гена в гетерозиготном состоянии. Генотипы гомозиготного доминантного организма и гетерозиготного не совпадают Эпистаз – форма взаимодействия неаллельных генов, при которой один из неаллельных генов(супрессор) подавляет действие другого неаллельного гена. эпистаз бывает доминантный(доминантный ген является супрессором) и рецессивный (рецессивный ген является супрессором)
Кодоминировние – форма взаимодействия аллельных генов, при которой независимо друг от друга функционируют оба аллеля и у гетерогзиготного организма формируется новый признак Полимерия – форма взаимодействия неаллельных доминантныхгеногв, при которой степень проявление признака – экспрессивность – зависит от общего числа доминантных аллелей взаимодействующих генов

Выделяют 4 закономерности наследования генов:

1) наследование аллельных генов аутосом;

2) наследование неаллельных генов, локализованных в негомологичных хромосомах (наследование неаллельных генов несцепленных);

3) наследование генов половых хромосом;

4) наследование неаллельных генов, локализованных в гомологичных хромосомах (наследование неаллельных генов сцепленных).

Существует несколько типов скрещиваний (табл.)

Таблица. Типы скрещиваний и их характеристика (Гигани О.Б., 2012)

Тип скрещивания Символическая запись Характеристика
Моногибридное АА × аа ААВВ × ааbb Родители различаются по одной паре аллельных генов
Дигибридное ААВВ × ааbb ААВВСС × ааbbСС Родители различаются по двум парам аллельных генов
Равноценное Аа × Аа Родители не различаются по парам аллельных генов
Анализирующее АА × аа ААВb × ааbb Изучаемый организм скрещивается с гомозиготным рецессивным организмом

В генетической информации заложена способность развития определенных свойств и признаков. Любой признак в организме является следствием сложных взаимодействий между генами в генотипе и условий среды. Одна и та же наследственная информация в измененных условиях может проявляться по-разному. Диапазон изменчивости, в пределах, которой в зависимости от условий среды один и тот же генотип способен давать различные фенотипы, называется нормой реакции. В ряде случаев у гена, в зависимости от всего генотипа и внешних условий, возможна различная полнота фенотипического проявления – от полного отсутствия, контролируемого геном признака до полной его выраженности. Степень фенотипического проявления признака в зависимости от взаимодействия гена с генотипической средой и условиями среды, называется экспрессивностью. Следовательно, экспрессивность отражает качественное проявление гена в признаке и связана с изменчивостью признака в пределах нормы реакции. Экспрессивность может выражаться в изменении морфологических признаков, биохимических, иммунологических, патологических и других. Например, содержание хлора в поте человека составляет 40 моль/л, при наследственной болезни муковисцедозе колеблется от 40 до 150 моль/л. Наследственное заболевание фенилкетонурия (нарушение аминокислотного обмена) проявляется от легкой степени умственной отсталости до глубокой имбицильности. В процессе онтогенеза не все гены реализуются в признак. Некоторые из них оказываются блокированными другими неаллельными генами, или проявлению признаков препятствуют неблагоприятные внешние условия. Пробиваемость гена в признак называется пенетрантностью. Пенетрантность выражается в процентах числа особей, несущих признак, к общему числу носителей гена, т.е. это количественный показатель. Если мутантный ген проявляется у всех особей, пенетрантность полная и равна 100%. В остальных случаях о неполной пенетрантности указывает процент особей, проявляющих ген. Например, наследуемость групп крови у человека имеет 100% пенетрантность, эпилепсия – 67%, сахарный диабет – 65%, врожденный вывих бедра – 20%. Термины «экспрессивность» и «пенетрантность» введены в 1927 г. Н.В. Тимофеевым-Ресовским. Обе закономерности необходимо иметь в виду при изучении наследственности у человека.

В естественных условиях в силу воздействия на фенотипы организмов комплекса факторов отбор осуществляется по многим направлениям в результате формируются генофонды, сбалансированные по набору и частотам аллелей, обеспечивающие в данных условиях достаточную выживаемость популяции. Генетический полиморфизм является основой межпопуляционной и внутрипопуляционной изменчивости людей. Изменчивость проявляется в неравномерном распределении на планете некоторых заболеваний, тяжести их протекания в разных человеческих популяциях, в разной степени предрасположенности людей к определенным болезням, индивидуальных особенностях развития патологических процессов, различиях в реакции на лечебное воздействие. Наследственное разнообразие долго было препятствием к успешному переливанию крови. В настоящее время оно же создает большие трудности в решении проблемы пересадок тканей и органов.

Цель изучения модуля: изучить законы наследственности и закономерности наследования генов и цитологические основы закономерностей наследования генов.

Задачи модуля: изучить и правильно использовать основные генетические понятия и термины; изучить правила составления генетических схем скрещивания; решать генетические задачи, используя генетическую символику; анализировать полученные в скрещиваниях результаты; определять генотипы потомства по генотипам и фенотипам родителей; определять генотипы родительского поколения по расщеплению потомства по генотипам и фенотипам; изучить этапы генетического анализа; определять локализацию генов, расстояние между генами по частоте кроссинговера по результатам ди- и полигибридных скрещиваний; составлять генетические карты.

Изучение данного учебного модуля направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлениям подготовки – 060201 «лечебное дело» и 060103 «педиатрия»:

а) общекультурные (ОК):

- способностью и готовностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

б) профессиональные(ПК)

- способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);

- способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

- способностью и готовностью анализировать роль биологических факторов в развитии болезней, генотипические и фенотипические проявления наследственных болезней, генетические основы врожденных нарушений челюстно-лицевого аппарата, владеть современными методами исследования генетики человека, принципами медико-генетического консультирования; объяснять характер отклонения в ходе развития, способных привести к формированию вариантов, аномалий и пороков развития (ПК-26).

В результате освоения модуля студент должен:

Знать:

- основные генетические понятия и термины;

- закономерности наследования аллельных и неаллельных генов и признаков, контролируемых их действием;

- законы Г. Менделя;

- основы хромосомной теории наследственности;

- закономерности наследования пола;

- типы и механизмы разных видов изменчивости;

- особенности мультифакторных заболеваний человека

Уметь:

- уметь применять закономерности наследования аллельных и неаллельных генов аутосом и признаков, контролируемых их действием, для определения генотипов и фенотипов родителей и потомков;

- уметь решать генетические задачи на моно- и дигибридное скрещивание при разных формах взаимодействия генов и правильно анализировать полученные результаты;

- объяснять причины и возможные механизмы рождения детей с хромосомными болезнями, иллюстрировать ответ схемами;

- уметь дифференцировать хромосомы человека; определять половой хроматин в клетках; уметь определять аномалии хромосом в мутантном кариотипе человека.

- применять методы вариационной статистики для количественной оценки статистического диапазона модификационной изменчивости (нормы реакции); строить вариационный ряд и вариационную кривую; прогнозировать возможность проявления наследственной патологии в признак; уметь обосновывать невозможность наследования благоприобретенных признаков.

- составлять родословные, используя стандартные обозначения; анализировать родословные.

Владеть:

- навыками работы с микроскопом;

- навыками отображения изучаемых объектов на рисунках;

- навыками определения кариотипов;

- подходами к решению генетических задач;

- стандартными обозначениями для составления родословных;

- Денверской системой классификации хромосом для анализа идиограмм.

ЗАНЯТИЕ 1.3.1.

Наши рекомендации