Оценочная шкала физического развития по шкалам регрессии
Классы роста | Размах показателей массы тела (ОГК) | ||||||||
-3 σR -2 σR -1 σR N +1 σR +2 σR +3 σR | |||||||||
Низкий | IV СТЕПЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ | ||||||||
Ниже среднего | - III - степень физиче-ского развития | - II - степень физиче-ского развития | I степень физического развития | + II + степень физиче- ского развития | + III + степень физиче- ского развития | ||||
Средний | |||||||||
Выше среднего | |||||||||
Высокий | |||||||||
Очень высокий | V СТЕПЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ | ||||||||
Градации степеней физического развития | |||||||||
Хорошее (нормальное), гармоничное физическое развитие [I степень] | Индивидуумы 2-3-4-5 классов роста, с показателями массы тела и окружности грудной клетки в пределах М ± I σR | ||||||||
Ухудшенное, дисгармоничное, пропорциональное (диспропорциональное) физическое развитие [II степень] | Индивидуумы 2-3-4-5 классов роста, с показателями массы тела и окружности грудной клетки, расширенными от границ I степени на ± 1 σR . | ||||||||
Плохое, резко дисгармоничное, пропорциональное (диспропорциональное) физическое развитие [III степень] | Индивидуумы 2-3-4-5 классов роста, с показателями массы тела и окружности грудной клетки, выходящими за границы II степени физического развития. | ||||||||
Общая задержка (отсталость) в физическом развитии [IV степень] | Индивидуумы с низким (1 класс) и очень низким (ниже 1 класса) ростом, независимо от показателей массы тела и окружности грудной клетки. | ||||||||
Опережение в физическом развитии [V степень] | Индивидуумы с очень высоким (выше 5 класса) ростом, независимо от показателей массы тела и окружности грудной клетки. | ||||||||
Если вес и ОГК находятся в одинаковых по знаку и степени оценочных группах – физическое развитие оценивается как пропорциональное, если в разных (один показатель опережает или отстаёт от стандарта больше, чем другой) – как диспропорциональное. Если же диспропорция веса и ОГК оценивается разными по знаку степенями (один показатель отстаёт, другой – опережает), то физическое развитие оценивается как атипичное или резко диспропорциональное.
Примеры оценки физического развития по шкалам регрессии
Несмотря на неоспоримые преимущества, оценка по шкалам регрессии вызывает существенные возражения со стороны аналитиков, поскольку шкалы регрессии применимы лишь при правильном (Гауссовском) распределении признаков. В детской же антропометрии, с учётом протекания в организме активных ростовых процессов, наблюдается правосторонний эксцесс (уклон) распределения признаков, что вызывает возражения в отношении правомочности применения шкал регрессии.
Центильный метод оценки физического развития. Центильный метод является простейшим из непараметрических методов статистики. Он применим для анализа непрерывных величин с распределением любого типа, ибо учитывает реальные границы ряда по каждому признаку и не смещает оценку в сторону завышения или занижения нормы.
Сущность центильного метода в следующем. Все результаты измерений одного признака располагают в восходящей градации в виде упорядоченного ряда. Этот упорядоченный ряд, охватывающий весь диапазон колебаний признака, делят на 100 интервалов, попадания в которые имеют разные степени вероятности. Размеры таких центильных интервалов в абсолютных единицах измерений неодинаковы. Центральной тенденцией упорядоченного ряда является 50-й центиль (медиана). Обычно, для характеристики распределения приводят не все 100, а лишь семь фиксированных центилей: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й и 97-й.
Промежутки между центильными вероятностями носят название центильных интервалов («коридоров», «каналов»). Выделяют 8 неодинаковых по величине центильных интервалов, каждый из которых получил своё наиме-нование как оценка соответствующей величины анализируемого признака.
Показатели, попадающие в 1-й и 8-й центильные коридоры, характеризуют 3% вероятность встречаемости признака в каждом случае и оцениваются как очень низкие и очень высокие.
2-й и 7-й коридоры включают величины с 7% вероятностью встречаемости признака и оцениваются как низкие и высокие.
3-й и 6-й коридоры включают величины с 15% вероятностью признака и оцениваются как сниженные и повышенные.
Наконец, 4-й и 5-й интервалы охватывают величины с 50% встречаемостью признака и оцениваются как средние.
Для характеристики физического развития необходимо определить уровень длины и массы тела по одномерным центильным таблицам, а затем по их соотношению вывести степень физического развития.