Раздел 1. Общие методические рекомендации
Выполнение контрольной работы
По ГЕНЕТИКе
Учебно-методическое пособие
для студентов факультета заочного обучения
по специальности I – 74 03 02 «Ветеринарная медицина»
Витебск
ВГАВМ
УДК 636.082.12
ББК 45.31
В 92
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом
УО «Витебская ордена «Знак Почета» государственная
академия ветеринарной медицины»
от 2013 г. (протокол № 2)
Авторы:
канд. с.-х. наук, доц. А.В. Вишневец, канд. биол. наук, доц. С.Е. Базылев, канд. с.-х. наук, доц. В.Ф. Соболева, канд. с.-х. наук, доц. Т.В. Видасова
Рецензенты:
канд. биол. наук, доц. В.П. Баран, канд. вет. наук, доц. Е.Н. Кудрявцева
|
ISBN
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с учебной программой по дисциплине «Генетика» для высших с.-х. учебных заведений по специальности I – 74 03 02 «Ветеринарная медицина». Содержит методические указания по выполнению контрольных работ. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов факультета заочного обучения по специальности «Ветеринарная медицина».
ISBN
УДК 636.082
ББК 45.31
© УО «Витебская ордена «Знак Почета»
государственная академия ветеринарной медицины», 2013
содержание
Введение …………….………………………………………… | ||
Раздел 1. | Общие методические рекомендации по изучению дисциплины…………………………………………………................. | |
Раздел 2. | Методические рекомендации по изучению конкретных тем дисциплины и вопросы для самопроверки………………….. | |
Тема 1. | Введение в генетику. Цитологические основы наследственности ………………………………………………………. | |
Тема 2. | Закономерности наследования признаков при половом размножении ……….……………………………………......... | |
Тема 3. | Хромосомная теория наследственности ……………………. | |
Тема 4. | Генетика пола ………………….……………………………... | |
Тема 5. | Молекулярные основы наследственности ………………….. | |
Тема 6. | Мутационная изменчивость …………………………………. | |
Тема 7. | Генетика онтогенеза ………………………………..……........ | |
Тема 8. | Наследственный полиморфизм белков и ферментов. Группы крови, системы групп крови у животных ………………. | |
Тема 9. | Генетика популяций ………………………………………….. | |
Тема 10. | Генетические аномалии и болезни с генетической предрасположенностью. Методы профилактики распространения аномалий и повышения наследственной устойчивости………………………………………………………........... | |
Тема 11. | Изменчивость и биометрические методы ее изучения …….. | |
Вопросы и задачи для выполнения контрольной работы … | ||
Список использованной литературы………...………………. | ||
Приложение 1…………………………………………………. | ||
Приложение 2…………………………………………………. |
введение
Изучение курса генетики позволяет будущим специалистам приобрести знания о материальных основах наследственности и изменчивости, закономерностях наследования признаков.
Цель дисциплины:дать студенту представление о закономерностях наследования признаков, болезней, генетических аномалий, научить решать теоретические и практические вопросы, связанные с разработкой методов диагностики, генетической профилактики и селекции животных на устойчивость к болезням.
В задачи дисциплины входит:
- дать теоретические знания о цитологических и молекулярных основах наследственности, механизмах наследственности;
- познакомить студентов с методами оценки животных по генотипу и фенотипу, с основами гибридологического анализа;
- дать теоретические знания о разработке методов раннего выявления устойчивости и восприимчивости животных к болезням, определения гетерозиготных носителей летальных генов;
- дать студентам возможность изучить генетически детерминированные реакции животных на лекарственные препараты, взаимодействие микро- и макроорганизмов;
- познакомить студентов с наследственными болезнями и аномалиями развития животных, методами их профилактики.
Студент должен знать:
- основные методы, используемые при изучении наследственности и изменчивости, значение наследственности и изменчивости в эволюции;
- цитологические и молекулярные основы наследственности, закономерности наследования признаков при половом размножении;
- хромосомную теорию наследственности, сцепленное с полом наследование признаков;
- генетические основы индивидуального развития;
- иммуногенетический и биохимический полиморфизм белков, методы профилактики наследственных болезней и аномалий;
- генетические процессы в популяции, теории, объясняющие явление гетерозиса и инбредной депрессии;
- генетические аномалии у сельскохозяйственных животных, их проявление, наследование и ветеринарно-генетическую профилактику.
Студент должен уметь:
- определять характер наследования признаков при моно- и дигибридном скрещивании, взаимодействии неаллельных генов, и решать задачи по этим разделам;
- производить моделирование синтеза ДНК, РНК и белка;
- использовать на практике данные по иммуногенетике и биохимическому полиморфизму для генетической экспертизы происхождения животных;
- использовать формулу Харди-Вайнберга для установления процессов, происходящих в популяции, определять степень инбридинга животных.
По типовому учебному плану на изучение дисциплины отводится 148 часов, из них лекций 6 часов, лабораторно-практических занятий 10 часов.
Раздел 1. Общие методические рекомендации
По изучению дисциплины
На изучение предмета «Генетика» в период сессии отведено 16 аудиторных занятий, из них 6 часов лекционных, 10 часов практических и семинарских. По данному предмету студент-заочник выполняет в межсессионный период одну контрольную работу после самостоятельного изучения рекомендованной литературы.
Основные пути усвоения материала:
- изучение учебных пособий и дополнительной литературы;
- выполнение контрольной работы;
- прослушивание лекционного курса по дисциплине;
- выполнение лабораторно-практических заданий.
Студент-заочник до приезда на сессию должен самостоятельно изучить основное содержание дисциплины и выполнить контрольную работу, пользуясь данным методическим пособием.
В период лабораторно-экзаменационной сессии студент-заочник прослушивает лекционный курс, посещает лабораторно-практические занятия, защищает контрольную работу и сдает экзамен по дисциплине.
Для изучения дисциплины «Генетика» рекомендуется использовать источники литературы, указанные на странице 20.