Найдите в тексте функции почек, мочеточников, мочевого пузыря, подчеркните или впишите их.

Ответ: в почках образуется моча, мочеточники проводят ее в мочевой пузырь, мочевой пузырь накапливает мочу. (слайд 9)

Давайте рассмотрим строение почки.

*Снаружи почка покрыта плотной оболочкой из соединительной ткани.

* Под капсулой расположен корковый слой почек

*Ниже – мозговой слой, *состоящий из пирамидок

*Пирамидки открываются в малые почечные чашки

*Малые чашки впадают в большие почечные чашки

*А те открываются в почечную лоханку. Вспомните, что такое лохань? (Вид корыта). В лоханку поступает моча, которая затем движется по мочеточникам в сторону мочевого пузыря.

Маленькое отступление. Что такое лоханка мы уже выяснили. А что такое лох? Это вид кустарников, их выращивают как декоративные растения и медоносы. Теперь вы знаете значение слов лох и лоханка и, надеюсь не будете использовать их в качестве ругательства?

Кровь для фильтрации *поступает в почки по почечной артерии, а очищенная кровь собирается в *почечную вену. (слайд 10)

Прочитайте заголовок слайда(Микростроение почки).

- Что означает этот заголовок? (Что мы будем рассматривать внутреннее строение почки под микроскопом)

По щелчку появляется рамка «Нефрон - структурно-функциональная единица почки».

- Как вы понимаете словосочетание «Структурно-функциональная единица»? (Структурная единица – это то, из чего строится орган, в нашем случае почка. Функциональная единица – это такая часть органа, которая выполняет его функции, работу).

В тетради записываем: Нефрон - самая маленькая единица почки, в которой идет фильтрация крови.

Дополняю: В каждой почке насчитывается около 1 млн. нефронов.

По ходу моего рассказа учащиеся записывают части нефрона в тетрадях:

Каждый нефрон начинается двухслойной капсулой.

От капсулы отходит извитой каналец, который делает петлю, а потом впадает в собирательную трубочку. Канальцев в почке очень много, их общая длина достигает 100 км. В капсулу заходит артерия, образуя в ней капиллярный клубочек. Выйдя из капсулы, артериальный кровеносный сосуд снова ветвится на капилляры, которые оплетают стенки канальца. Очищенная кровь собирается в почечные вены. (слайд 11)

Уберите лишнее

  1. Извитой каналец 1. Капиллярный клубочек
  2. Петля 2. Мочеточник
  3. Лоханка 3. Извитой каналец
  4. Собирательная трубочка 4. Капсула

Ответы:* 3. лоханка, она не является частью нефрона *2 мочеточник, он не является частью нефрона( слайд 12)

Какими номерами на рисунке обозначены части нефрона:

Извитой каналец

Капиллярная сеть канальца

Почечная капсула

Собирательная трубочка

Капиллярный клубочек?

*Ответы: 2,1,4,5,3

Поднимите руку, у кого получилось так же? Кто допустил 1 ошибку? (Слайд 13)

Рассмотрим схему строения нефрона еще раз. Показываю капсулу, обращаю внимание, что она двухслойная и переходит в извитой каналец, а он – в собирательную трубочку. Прошу обратить внимание на кровеносный сосуд.

Беседа.В тетрадь пишем: Работа нефрона.

В связи с тем, что приносящий кровеносный сосуд шире, чем выносящий, давление крови в капиллярном клубочке повышается до 70 мм рт. ст., а давление в полости капсулы низкое (около 30 мм рт. ст.). За счет разности давления происходит фильтрация веществ, находящихся в крови, в полость капсулы почечного тельца.

В тетрадь пишем: Кровь в капсуле находится под давлением. Плазма крови фильтруется через капсулу.

Дополняю: Через почечные клубочки фильтруется до 1500 л крови в сутки.

Задания учащимся:

1. В крови, принесенной в нефрон содержатся как полезные, так и вредные вещества. Вспомните начало урока, схему «Обмен веществ» и дайте ответ на вопрос: какие из веществ, представленных на схеме, вы считаете полезными? (белки, глюкоза, вода). А вредными? (избыток воды, соли и мочевина).

2. * Проследите движение белковой молекулы.

- Фильтруется ли она через капсулу нефрона? (нет, белковые молекулы слишком крупные, кроме того они – ценные для организма вещества).

В тетрадь пишем: Белки не фильтруются через капсулу.

3. *Проследите за движением глюкозы.

- Фильтруется ли она через капсулу нефрона? В какую часть нефрона она попадает? (Да, фильтруется и попадает в извитой каналец).

В тетрадь пишем: плазма крови без белков попадает в извитой каналец – это первичная моча.

Дополняю: У человека образуется 150л первичной мочи в сутки.

- Попадает ли глюкоза в собирательную трубочку? (Нет).

- Что происходит с глюкозой в нижней части канальца? (Молекулы глюкозы всасываются обратно в кровь).

В тетрадь пишем: Из первичной мочи глюкоза, аминокислоты, витамины и др. ценные вещества всасываются обратно в кровь.

Дополняю: За 1 мин. В канальце образуется 125 г фильтрата, из них 124 г. всасывается обратно.

4.*Опишите процесс движения солей и мочевины из капиллярного клубочка до собирательной трубочки

(Соли и мочевина, просачиваются в капсулу нефрона, потом движутся по извитому канальцу. Из канальца – в собирательную трубочку).

5. *Проследите по схеме и объясните, что происходит с водой? (Вода просачивается через мембраны капсулы, попадает в извитой каналец, а потом часть воды всасывается обратно в кровь, а другая часть движется по извитому канальцу в собирательную трубочку).

6. Сделайте общий выводо работе нефрона (Ценные вещества возвращаются в кровь, а ненужные или лишние отфильтровываются из крови, собираются в собирательной трубочке и выводятся) В тетрадь пишем: Мочевина, мочевая кислота, избыток солей обратно не всасываются, поэтому они накапливаются во вторичной моче.

Дополняю: В результате обратного всасывания у взрослого человека в мочевых канальцах образуется до 1,5— 2,5 л вторичной (конечной) мочи в сутки; у детей количество мочи меньше.(слайд 14)

Куда попадут ненужные вещества из собирательной трубочки? Расположите органы в нужной последовательности.

  1. Мочевой пузырь
  2. Мочеточники
  3. Лоханка
  4. Почечные чашки
  5. Мочеиспускательный канал

*Ответ: 4,3,2,1,5

(В почечные чашки, лоханку, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал)(слайд 15)

    Отвечают на вопросы   Да, они выводят продукты обмена веществ из организма Углекислый газ и вода Избыток солей выводится с потом через кожу   Почки, поэтому их называют биологическим фильтром. Основная часть вредных веществ удаляется из организма с мочой через органы мочевыделительной системы     метанефридии, в каждом кольце имеется пара выделительных воронок, трубочек и пор у ракообразных зеленые железы в основании усиков, *у паукообразных и насекомых – мальпигиевы сосуды у хордовых парные почки и мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал или клоака Те же, что у животных на нижнем ряду слайда - лягушки, рыбы, кролика- почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, нет только клоаки Возможный ответ: К органам мочевыделительной системы человека относятся: 1. Почки. 2.Мочеточники. 3. Мочевой пузырь 4. Мочеиспускательный канал Далее отвечают на вопросы. Читают и делают записи в тетради.     Осмысление внутренних закономерностей, связей между изучаемыми предметами в процессе мыслительной работы и выполнения познавательных заданий. Какой процесс в организме иллюстрируют эти числа? 1500 л ® 150 л ®1,5 л *Ответ: 1500 л крови фильтруется за сутки через клубочки; 150 л первичной мочи образуется; 1,5 литра – вторичной. (Слайд 16) Сравните состав первичной и вторичной мочи. Объясните разницу. (Первичная моча содержит полезные вещества: аминокислоты, витамины, глюкозу, часть солей и воды. Вторичная моча содержит то, что нужно удалить из организма). Осмыслите следующий факт: при нарушении обеих почек наступает сильное отравление всего организма и человек погибает уже через 5 дней. Объясните: а) какими веществами отравляется человек с поврежденными почками, хотя никакие яды в организм из среды не поступали; б) какие функции выполняют почки? В ходе обсуждения формулируются и записываются в тетрадь основные функции почек: 1) выделительная (удаляют избыток воды, органических и неорганических веществ, продукты азотистого обмена); 2) защитная (обеспечивают выведение из организма токсических соединений, образовавшихся в процессе обмена веществ). 3) участвуют в поддержании постоянного состава внутренней среды организма. Третий пункт учитель поясняет таким примером: почки удаляют не только продукты распада, но и излишки питательных веществ, способные нанести вред организму. Представьте, что некий сладкоежка съел целую банку варенья. Часть сахара задержала бы печень, но и после этого в кровь могло бы попасть слишком много сахара. Это привело бы к тому, что раствор плазмы крови, а потом и тканевая жидкость стали бы более концентрированными, чем растворы, содержащиеся в клетке. Вода из клеток начала бы выходить наружу, и обезвоженные клетки не смогли бы работать. Но этого не происходит, потому что почки удаляют избыток сахара с мочой. Так почки поддерживают постоянство внутренней среды организма, снижая количество воды, солей, питательных веществ и продуктов обмена до нормы. Отвечают на вопросы   Обобщение и систематизация изученных на уроке понятий и ранее усвоенных знаний Закрепление и проверка усвоения темы урока. можете ли вы теперь ответить на вопрос, поставленный в начале урока слайд №2? ОТВЕТ: Рисунками представлены части почки: чашки, пирамидки, лоханка Отвечают на вопросы Подведение итогов урока. Оценка работы всего класса и знаний отдельных учеников. Подводим итоги урока. Выставляем оценки. Рефлексия. 1. Продолжите фразу Изученный материал дает мне… Полученные знания я могу применить… 2. Мысленно воспроизведите урок. Ответьте на вопросы: На каких этапах и почему возникли сложности? Можно ли было их избежать? Что для этого нужно сделать? За что Вы можете себя похвалить? Выставляют оценки. Подводят итоги урока. Отвечают на вопросы. Домашнее задание Стр. 170-171 прочитать и ответить на вопросы. Заполнить таблицу «Мочевыделительная система» *по желанию «О чем расскажет анализ мочи». Ответ можно найти на электронном диске Мультимедийное учебное пособие «Биология. Анатомия и физиология человека». Просвещение. ЗАО «Новый диск», 2003 их раздавали в школы Дополнительная литература: Физиология человека. А.Г. Хрипкова и др.. – М.: Просвещение, 1976 Биология. 9 класс. Сборник рефератов. Часть 2. - М.: Эксмо, 2003. Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. — М.: Просвещение, 1971. Записывают домашнее задание.

Наши рекомендации