Способность дочернего организма отличаться от материнского по Ч.Дарвину

А) Наследственность В) Естественный отбор

Б) Изменчивость Г) Борьба за существование

46. Выживание растений в условиях пустыни – это пример:

А) Внутривидовой борьбы В) Борьбы с неблагоприятными условиями

Б) Искусственного отбора Г) Экологической изоляции

47. Наличие корнеплода у крестоцветных и зонтичных – это пример:

А) Ароморфоза В) Параллелизма

Б) Конвергенции Г) Идиоадаптации

48. Заслуга К.Линнея состоит в том, что:

А) Ввел термин естественный отбор

Б) Подробно изучил эволюцию человека

В) Впервые применил термин градация

Г) Ввел двойную номенклатуру

Часть Б. Вашему вниманию будут представлены тесты по вышеуказанной тематике на установление последовательности, соответствия, а также множественные тесты с тремя правильными вариантами ответа.

1. Расположите систематические категории в правильном порядке, начиная с наименьшей:

А) Семейство Пасленовые

Б) Класс Двудольные

В) Род Паслен

Г) Царство Растения

Д) Отдел Покрытосеменные

Е) Вид Паслен Черный

А Б В Г Д Е
           

2. Расположите предков человека в правильном порядке:

А) Неандерталец

Б) Питекантроп

В) Синантроп

Г) Австралопитек

Д) Дриопитек

Е) Кроманьонец

А Б В Г Д Е
           

3. Расположите систематические категории в правильном порядке, начиная с наибольшей:

А) Семейство Тресковые

Б) Род Треска

В) Класс Костные Рыбы

Г) Отряд Трескообразные

Д) Вид Треска Обыкновенная

Е) Тип Позвоночные

А Б В Г Д Е
           

4. Установите соответствие между предками человека и их характеристиками:

А) Австралопитек 1) рост 180см, объем мозга 1600 см3

Б) Питекантроп 2) зачаток подбородочного выступа, объем мозга 1200-1500 см3

В) Синантроп 3) орудия труда, объем мозга 750-900 см3

Г) Неандерталец 4) использование огня, объем мозга 1200 см3

Д) Кроманьонец 5) рост 130-150 см, объем мозга 550 см3

А Б В Г Д
         

5. Расположите основные этапы эволюции предков человека в верном порядке:
А) Развитие навыков по использованию орудий труда

Б) Появление вертикального положения тела

В) Использование огня и обработка пищи огнем

Г) Совершенствование мозга и появление речи

Д) Уменьшение лицевого отдела и увеличение мозгового отдела черепа

А Б В Г Д
         

6. Установите последовательность эволюционных событий царства растения в палеозойскую и мезозойскую эры:

А) Возникновение цветка и плода

Б) Образование пыльцевой трубки и семени

В) Дифференцировка тела растений на ткани

Г) Расчленение тела растений на органы

А Б В Г
       

7. Определите соответствие между периодами палеозойской эры и основными ароморфозами:

А) Кембрийский 1) Появление псилофитов и наземных беспозвоночных

Б) Ордовикский 2) Появление внутреннего оплодотворения и ороговения кожи

В) Силурийский 3) Появление многочисленных групп водорослей

Г) Девонский 4) Появление звероподобных ящеров и семени

Д) Каменноугольный 5) Появление многочисленных групп трилобитов

Е) Пермский 6) Появление папоротников и стегоцефалов

А Б В Г Д Е
           

8. К эволюционному учению Ж.Б.Ламарка относятся следующие утверждения:

А) Факторы среды оказывают непосредственное влияние на растения и низших животных

Б) Закон упражнения и неупражнения органов

В) Следствием борьбы за существование является естественный отбор

Г) Причина градации – стремление организмов к самосовершенствованию

Д) Результатом естественного отбора является многообразие видов

Е) Индивидуальные наследственные изменения приводят к приспособленности

9. Определите характеристики дизруптивного отбора:

А) Проявляется в относительно постоянных условиях

Б) Увеличивает численность особей со средним значением

В) Протекает на фоне резкого изменения условий существования

Г) Направлен против среднего значения признака

Д) Происходит при постепенном изменении факторов среды или при их колебаниях

Е) Благоприятствует двум или нескольким направления изменчивости

10. Обстоятельства, благоприятствующие естественному отбору:

А) Высокая частота проявления наследственных изменений

Б) Близкородственное скрещивание

В) Изоляция группы особей

Г) Многочисленность особей вида

Д) Узкий ареал вида

Е) Наличие полового диморфизма

11. Сравнительно-анатомическими доказательствами эволюции являются:

А) Атавизмы

Б) Рудименты

В) Филогенетические ряды

Г) Окаменелости

Д) Гомологичные органы

Е) Наличие скелета

12. Установите последовательность событий при экологическом видообразовании насекомоопыляемых растений:

А) Половая изоляция данной группы растений от находящихся рядом растений

Б) Появление групп растений одного вида с различными формами венчика

В) Избирательная специализация насекомых опылителей

Г) Специализация насекомых-опылителей к цветкам данного вида

А Б В Г
       

13. Установите последовательность событий, происходящих при эволюции лошади:

А) Увеличение роста

Б) Переход к жизни на широких пространствах

В) Увеличение быстроты бега

Г) Облегчение скелета ноги и уменьшение числа пальцев

Д) Более эффективная защита от хищников и поиск корма

А Б В Г Д
         

14. Установите последовательность эволюционных событий, происходящих при зарождении жизни:

А) Возникновение озонового слоя

Б) Появление хемотрофов

В) Появление фотоавтотрофов

Г) Изменение газового состава атмосферы

А Б В Г
       

15. Определите ароморфозы, возникшие в процессе эволюции растений:

А) Появление пыльцевой трубки

Б) Появление корней-прицепок у плюща

В) Образование кочана у капусты в средних климатических зонах

Г) Появление семени

Д) Появление двойного оплодотворения

Е) Возникновение нектарников у цветковых

16. Установите последовательность основных этапов эволюции кровеносной системы животных типа Хордовые:

А) Венозная кровь в двухкамерном сердце, один круг кровообращения

Б) Смешанная кровь в трехкамерном сердце с неполной перегородкой, два круга кровообращения

В) Венозная кровь в пульсирующей брюшной аорте, один круг кровообращения

Г) Кровь полностью разделена на артериальную и венозную в четырехкамерном сердце, два круга кровообращения

Д) Смешанная кровь в трехкамерном сердце, два круга кровообращения

А Б В Г Д
         

17. Установите последовательность основных этапов эволюции выделительной системы животных типа Хордовые:

А) Парные туловищные лентовидные почки

Б) Компактные парные туловищные почки

В) Нефридии

Г) Парные тазовые почки

А Б В Г
       

18. Примером дегенераций в растительном мире являются:

А) Отсутствие хлорофилла у омелы

Б) Наличие колючек

В) Появление проводящих тканей у моховидных

Г) Появление присосок вместо корней у повилики

Д) Отсутствие ризоидов у сфагнума

Е) Наличие коротких побегов

19. Установите соответствие между эволюционными направлениями и их проявлением:

А) Одногорбый и двугорбый верблюды 1) Конвергенция

Б) Белый и полярный медведи 2) Дивергенция

В) Тигровая акула и синий кит 3) Параллелизм

Г) Морж и корова

Д) Морская корова и морской лев

А Б В Г Д
         

20. Установите соответствие между основными эволюционными понятиями и учеными:

А) Наследственность 1) Ж.Б.Ламарк

Б) Изменчивость 2) Ч.Дарвин

В) Стремление к совершенствованию

Г) Борьба за существование

Д) Естественный отбор

Е) Упражнение органов

А Б В Г Д Е
           

21. Установите соответствие между типами изменчивости по Ч.Дарвину и их проявлениями:

А) Появление в стаде овец барана с более короткими ногами 1) Определенная

Б) Совместное наследование длинных конечностей 2) Неопределенная и длинной шеи

В) Отсутствие густой шерсти у овец при выращивании 3) Соотносительная в теплых условиях

Г) Образование густой кроны у сосны, растущей на открытых пространствах

Д) Наличие у голубей с оперением на ногах также и перепонки между пальцами

Е) Наличие окраски листьев растений совместно с окраской корней или корнеплодов

А Б В Г Д Е
           

22. Установите соответствие между особенностями строения и жизнедеятельности речного окуня и критериями вида:

А) Обитает в пресноводных водоемах или реках 1) Морфологический

Б) Имеются: парные конечности, двухкамерное 2) Физиологический сердце и внутреннее ухо

В) Обитает в водах средней полосы России 3) Экологический

Г) Имеется особый орган чувств – боковая линия 4) Географический

Д) Нерест происходит весной в этом же водоеме

Е) Развитие происходит с неполным превращением

А Б В Г Д Е
           

23. Установите соответствие между особенностями строения и жизнедеятельности опенка летнего и критериями вида:

А) Растет на гниющей лиственной древесине 1) Морфологический

Б) Произрастает обычно большими группами 2) Физиологическим

В) Произрастает в средней полосе России и в некоторых 3)Экологический странах Западной Европы

Г) Шляпка, диаметром до 7 см, ножка, длиной до 8 см 4) Географический

Д) Размножается как частями мицелия, так и половым способом

Е) Споровый порошок бурого цвета

А Б В Г Д Е
           

24. Установите соответствие между гомологичными и аналогичными органами и их особенностями:

А) Сходный план строения 1) Гомологичные органы

Б) Различный план строения 2) Аналогичные органы

В) Сходное происхождение

Г) Разное происхождение

Д) Сходные функции

Е) Различные функции

Ж) Характерны для организмов, близких в систематическом отношении

З) Характерны для организмов, далеких в систематическом отношении

А Б В Г Д Е Ж З
               

25. Установите соответствие между расами и основными признаками:

А) Преимущественно узкое лицо 1) Европеоиды

Б) Преимущественно плоское широкое лицо 2) Монголоиды

В) Характеризуются косым разрезом глаз 3) Негроиды

Г) Отличаются черными курчавыми волосами

Д) Характерны широкий плоский нос и толстые губы

Е) Характерен желтовато-смуглый цвет кожи

А Б В Г Д Е
           


26. Основными факторами расогенеза являются:

А) Наследственная изменчивость Г) Популяционные волны

Б) Изоляция Д) Естественный мутагенез

В) Смешанные браки Е) Естественный отбор

4) Экология.

Часть А. Вашему вниманию будут представлены тематические тесты в рамках школьной программы. Каждый тест состоит из нескольких вариантов ответа. Вам необходимо выбрать только ОДИН правильный ответ.

1. Одним из основных отличий живого от неживого является:

А) Питание В) Обмен веществ

Б) Рост Г) Движение

2. Абиотическим фактором является:

А) Химический состав атмосферы

Б) Фабрики и заводы

В) Симбиоз гриба и водоросли

Г) Болезнетворные бактерии

3. Пределы выносливости – это:

А) Все факторы окружающей среды

Б) Степень влияния факторов

В) Сила действия факторов окружающей среды

Г) Значения фактора, при которых возможна жизнедеятельность

4. Лимитирующим фактором для растений является:

А) Содержание кислорода в атмосфере

Б) Содержание азота в атмосфере

В) Органический состав почвы

Г) Солнечный свет

5. Лимитирующим фактором для гомойотермных животных является:

А) Влажность

Б) Концентрация азота в атмосфере

В) Концентрация кислорода

Г) Температура окружающей среды

6. Широким пределом выносливости обладает:

А) Сосна обыкновенная

Б) Мох кукушкин лен

В) Гингко двулопастной

Г) Амурский тигр

7. С фотопериодизмом у живых организмов НЕ связано:

А) Активность половых желез животных

Б) Перелеты птиц

В) Состояние оцепенения животных

Г) Образование клубней многолетними растениями

8. Анабиоз – это:

А) Миграция на дальние расстояния

Б) Пониженный уровень обмена веществ

В) Зимняя спячка у гомойотермных животных

Г) Глубокое оцепенение

9. В оцепенение впадают следующие животные:

А) Еж, барсук В) Зайцы, медведи

Б) Грызуны, черепахи Г) Насекомые, земноводные

10. Приспособлением к недостатку влаги у животных НЕ является:

А) Горб у верблюда

Б) Жировое тело у насекомых

В) Появление мехового покрова

Г) Быстрый бег в течение длительного времени

11. Отношения между организмами, когда для их существования необходимы сходные условия существования – это:

А) Конкуренция В) Аменсализм

Б) Хищничество Г) Паразитизм

12. Выработка организмами антибиотиков и фитонцидов – это пример:

А) Симбиоза В) Аменсализма

Б) Хищничества Г) Паразитизма

13. К мутуализму относятся следующие отношения у следующих организмов:

А) Простейшие в кишечнике животных и человека

Б) Печеночный сосальщик и малый прудовик

В) Растения и шляпочные грибы

Г) Грызуны и парнокопытные

14. Взаимоотношения ели и большинства других растений в еловом лесу являются:

А) Аменсализмом В) Симбиозом

Б) Паразитизмом Г) Квартиранством

15. При использовании пестицидов они будут накапливаться в большей степени в организме:

А) Продуцентов

Б) Редуцентов

В) Консументов II порядка

Г) Консументов I порядка

16. В океане пирамида биомасс перевернутая, потому что:

А) Мало редуцентов

Б) Консументы II порядка быстро съедают консументов I порядка

В) Биомасса продуцентов намного меньше биомассы консументов

Г) Количество консументов многократно превышает количество продуцентов

17. Устойчивость биоценозов обеспечивается:

А) Разнообразием антропогенных факторов

Б) Высоким видовым разнообразием

В) Прямым уничтожением хищниками жертвы

Г) Высокой степенью межвидовой конкуренции

18. К костным элементам биосферы относится:

А) Полевой шпат В) Газы атмосферы

Б) Известняк Г) Природный газ

19. Организм, относящийся к группе бентоса – это:

А) Камбала В) Полип актиния

Б) Медуза Г) Радиолярия

20. Индикаторами чистоты водоема являются:

А) Личинки мух и комаров

Б) Перловицы и личинки стрекоз

В) Речной рак и элодея канадская

Г) Личинки ручейников и личинки мух

21. Индикатором чистоты атмосферы являются:

А) Кустистые лишайники В) Одуванчик лекарственный

Б) Накипные лишайники Г) Клевер белый

22. К группе планктонных организмов относится:

А) Дельфин В) Каракатица

Б) Дафния Г) Осьминог

23. К концентрационной функции живого вещества биосферы не относится:

А) Накопление в живых организмах химических элементов

Б) Отложение каменного угля

В) Отложения мела и известняка

Г) Окисление углеводов до диоксида углерода и воды

24. Термин «Биосфера» был введен:

А) В.И.Вернадским В) В.Н.Сукачевым

Б) Э.Зюссом Г) Э.Геккелем

25. Наименьшей составляющей в биосфере является:

А) Живое вещество В) Биокостное вещество

Б) Костное вещество Г) Биогенное вещество

Наши рекомендации