Общие методические рекомендации по решению генетических задач
- Алгоритм решения генетических задач
1. Внимательно прочтите уровень задачи.
2. Сделайте краткую запись условия задачи.
3. Запишите генотипы и фенотипы скрещиваемых особей.
4. Определите и запишите типы гамет, которые образуют скрещиваемые особи.
5. Определите и запишите генотипы и фенотипы полученного от скрещивания потомства.
6. Проанализируйте результаты скрещивания. Для этого определите количество классов потомства по фенотипу и генотипу и запишите их в виде числового соотношения.
7. Запишите ответ на вопрос задачи.
(При решении задач по определённым темам последовательность этапов может изменяться, а их содержание модифицироваться.)
- Оформление задач
1. Первым принято записывать генотип женской особи, а затем – мужской (верная запись - ♀ААВВ х ♂аавв; неверная запись - ♂аавв х ♀ААВВ).
2. Гены одной аллельной пары всегда пишутся рядом(верная запись – ♀ААВВ; неверная запись ♀АВАВ).
3. При записи генотипа , буквы, обозначающие признаки, всегда пишутся в алфавитном порядке, независимо, от того, какой признак – доминантный или рецессивный – они обозначают (верная запись - ♀ааВВ ;неверная запись -♀ВВаа).
4. Если известен только фенотип особи, то при записи её генотипа пишут лишь те гены, наличие которых бесспорно. Ген, который невозможно определить по фенотипу, обозначают значком «_»(например, если жёлтая окраска (А) и гладкая форма (В) семян гороха – доминантные признаки, а зелёная окраска (а) и морщинистая форма (в) – рецессивные, то генотип особи с жёлтыми морщинистыми семенами записывают следующим образом: А_вв).
5. Под генотипом всегда пишут фенотип.
6. Гаметы записывают, обводя их кружком(А).
7. У особей определяют и записывают типы гамет, а не их количество
Верная запись неверная запись
♀ АА ♀ АА
А А А
Фенотипы и типы гамет пишутся строго под соответствующим генотипом.
9.Записывается ход решения задачи с обоснованием каждого вывода и полученных результатов.
10. При решении задач на ди- и полигибридное скрещивание для определения генотипов потомства рекомендуется пользоваться решёткой Пеннета. По вертикали записываются типы гаметы по материнской особи, а по горизонтали – отцовской. На пересечении столбца и горизонтальной линии записываются сочетание гамет, соответствующие генотипу образующейся дочерней особи.
♀ ♂ | АВ | Ав | аВ | ав |
АВ | ААВВ | ААВв | АаВВ | АаВв |
Ав | ААВв | ААвв | АаВв | Аавв |
аВ | АаВВ | АаВв | ааВВ | ааВв |
ав | АаВв | Аавв | ааВв | аавв |
11. Результаты скрещивания всегда носят вероятностный характери выражаются либо в процентах, либо в долях единицы (например, вероятность образования потомства, восприимчивого к головне, 50%, или ½. Соотношение классов потомства записывается в виде формулы расщепления (например, жёлтосеменные и зелёносеменные растения в соотношении 1 :1).
· Пример решения и оформления задач
Задача.У томатов красная окраска плодов (А) доминирует над желтой. Определите генотипы и фенотипы F1 и F2, полученных от скрещивания гомозиготных растений, имеющих красную и желтую окраску плодов.
Дано: А – красная окраска а – желтая окраска Р ♀АА х ♂аа | Решение: 1. Определяем и записываем генотипыскрещиваемых особей. По условию задачи родительские особи гомозиготны. Их генотип: АА и аа |
F1 и F2 - ?_ |
2. Записываем схему скрещивания.
Р ♀АА х ♂аа
Кр желт.
а
А
G
F1 Аа
100%
Кр..
Р ♀Аа х ♂Аа
Кр. Кр.
а
А
а
А
G
F2 АА Аа Аа аа
Кр кр. Кр. Желт.
25% 25% 25%25%
по фенотипу 3 : 1
по генотипу 1 : 2 : 1
Ответ: F1 Аа 100% кр.; F2 АА , Аа, аа
IV. Закрепление
Решить задачу.
1. Какие типы гамет будет образовывать организм с генотипом
а) АА б) аа в) Аа
2. Какое потомство получится при скрещивании гомозиготных серых мышей? Если серая окраска является доминантным признаком, чёрная окраска – рецессивным.
V. Домашнее задание.
Выучить алгоритм решения задач, генетические термины