Клеточное строение организмов (4 ч)

Горшунова Ирина Валентиновна

МОУСОШ №16, г. Королев

e-mail: [email protected]

Рабочая программа по биологии 6 класс

51 учебный час. ( 1.5 часов в неделю).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии 6 класс составлена на основе примерной программы основного общего образования (базовый уровень) по биологии; Пасечник В.В., Пакулова В.М., Латюшин В.В., Маш Р.Д. (35 часов, 1 час в неделю)

Рабочая программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта и предполагает увеличение часов на изучение предмета до 51часа.

Рабочая программа рассчитана на 51 учебный час из расчета 1.5 часа в неделю.

Программа является расширенной. Расширение программы происходит за счёт увеличения часов при изучении следующих тем :

  1. Царства Бактерии и Грибы (4 ч)+1 часа
  1. Царство растения (5 ч)+2часа.
  2. Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 ч)+6 часов
  3. Классификация растений 7 часов
  4. Развитие растительного мира 2 часа

Увеличение количества часов на указанные разделы и темы позволит сформировать у учащихся 6 класса устойчивые знания, умения и навыки,

Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Данная программа предназначена для использования при работе с учебно-методическим комплектом по биологическому образованию для основной школы (5 – 9 классы), разработанный под руководством В.В.Пасечника. (Учебник «Биология. 6кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.Пасечник. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005».)

Расширение программы отражено в учебно – тематическом плане и календарно – тематическом планировании.

Рабочая программа рассчитана на 51 учебный час из расчета 1.5 часа в неделю.

Цели.

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

· дать общее представление о трех царствах живых организмов- бактериях, грибах и растениях;

· изучить особенности строения жизнедеятельности и значение отделов растений; строение и жизнедеятельность покрытосеменных растений, а также основы классификации их;

· дать представление об историческом развитии растений, растительных сообществах, их изменении под влиянием деятельности человека и как следствие, необходимости охраны сообществ.

Основные типы учебных занятий.

· урок нового материала;

· комбинированный урок;

· урок обобщения по отдельным разделам;

· урок контроля знаний;

· лабораторные и практические работы.

Виды контроля.

· текущий (поурочный);

· итоговый по разделам;

· по полугодиям.

Учебно-тематический план

По предмету биология 51 час в год

№п/п Тема Всего часов
1.   Введение.   1 часа
2. Клеточное строение организмов 4 часа
3. Царство бактерии и Грибы(4 ч)+1 часа 5часов
4. Царство растения (5ч)+2часа 7часов
5. Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 ч)+6 часов 14 часов
6. Жизнь растений (7 ч) 8 часов
7. Классификация растений 7 часов
8. Природные сообщества 3 часа
9. Развитие растительного мира 2 часа
  Всего: 51 час

Основное содержание

Введение. (1 ч)

Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Клеточное строение организмов (4 ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.

Лабораторные работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

3. Царство Бактерии и Грибы (4 ч)+1 часа

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека. Шляпочные грибы Московской области.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.

Лабораторные работы

Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом. Изучение строения тел шляпочных грибов.

4. Царство растения (5 ч)+2часа

Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Лабораторные работы

Наши рекомендации