Человек как биосоциальное существо. 1)Сущность человеческой природы

1)Сущность человеческой природы. Биопсихосоциальная природа человека. / Человек – продукт творения природы и общества.

2) Проявления человеческой природы:

а) биологические (раса, пол, возраст, особенности телосложения, генотип);

б) психические (эмоции, чувства, воля, свойства памяти, направленность личности ,темперамент и т.д.);

в) социальные ( умения, знания, ценности, идеалы, жизненный опыт).

.3) Сложность человеческой сущности:

а) человек как индивид;

б) человек как индивидуальность;

в) человек как лично

ПЛАН

Личность

Понятие о личности. / Личность – субъект и объект общественных отношений./ Личность – совокупность социально значимых качеств.

2) Важнейшие свойства личности:

а) знания о мире, обществе, себе;

б) познавательные и практические умения;

в) социальный опыт;

г) моральные ценности и идеалы;

д) иные социально значимые качества.

Свойства личности:

а) универсальные (вневременные, характерные для людей разных исторических эпох);

б) конкретно-исторические (формируемые в зависимости от исторических условий).

3) Социализация (становление личности)– процесс вхождения человека в мир социальных связей и взаимодействий:

а) первичная социализация (семья, малый социум, дошкольное образование);

б) вторичная социализация (школа, профессиональная деятельность и пр.).

4) Модели взаимодействия личности и общества:

а) конструктивная;

б) деструктивная.

5) Требования к личности в современную эпоху:

а) толерантность;

б) инновационность;

в) креативность;

г) инициативность;

д) гуманистичность.

адаптивность к быстроизменяющемуся миру;

; открытость, толерантное восприятие нового;

инициативность и самодеятельность;

умение жить и взаимодействовать в поликультурном обществе.

6) Основные факторы воздействия на личность в современном обществе:

а) система средств массовой коммуникации;

б) возросшие информационные потоки;

в) изменившийся характер образования и труда;

г) интенсификация общения в сетевом сообществе.

7) Личность и общество, взаимосвязь и взаимозависимость

Дополнительный материал

Социализация человека

.

Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями .Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная — в сфере отношений социальных

Адаптация - ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям существования

),

Стадии(этапы) социализации, жизненные циклы: детство, юность, зрелость и старость.. Начальная, или ранняя социализация, охватывающая периоды детства и юности, и продолженная, или зрелая, социализация, охватывающая зрелость и старость.

А)Агенты социализации -конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. Различают агентов первичной социализации (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.) и агентов вторичной социализации (должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения и т. д.).

Б) Институты социализации— это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его Примером первичного института социализации могут служить семья, школа, вторичного — средства массовой информации, армия, церковь.

Функции социализации.Агенты и институты социализации выполняют две основные функции:

1) обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;

2) осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.

4)Факторы способствующие успешной социализации

(образов,СМИ ….)

Социализация

ПЛАН

1) Сущность процесса социализации. / Социализация – процесс формирования личностных качеств. / Социализация – процесс вхождения человека в мир социальных связей и взаимодействий Личность как субъект и объект общественной жизни

2) Функции социализации:

а) освоение системы знаний о мире, человеке, человеческом обществе;

б) приобретение опыта взаимодействия человека с обществом;

в) усвоение моральных ценностей и идеалов;

г) освоение практических умений и навыков.

3) Уровни (этапы) социализации):

а) первичная социализация;

б) вторичная социализация.

4) Институты (агенты) социализации:

а) семья;

б) ближайшее окружение;

в) система образования;

д) профессиональная деятельность.

5) Специфика процесса социализации в современную эпоху.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Домашнее задание:

1. Читать конспект

2. Читать параграфы в школьном учебнике по теме «Человек»

3. Заполнить таблицу

  Общее Отличительное
Человек    
 
 
Животное  
 
 

4. Выучить основные понятия темы (выделенные курсивом).

5. Решить вариант теста

1. Установите соответствие:

1. Единичный конкретный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа. А. Человек.
2. Любой, кто принадлежит к человеческому роду, поскольку обла­дает присущими всем людям свойствами и качествами. Б. Индивид.
3. Субъект сознательной деятельности, обладающеий совокупно­стью социально значимых черт, свойств и качеств, которые че­ловек как субъект реализует в общественной жизни. В. Личность
4. Социальная индивидуальность, неповторимость, которая форми­руется в процессе воспитания и деятельности человека под влия­нием конкретной социокультурной среды.  

2. Верны ли следующие суждения?

А. Не всякий человек является личностью.

Б. Человеком рождаются, а личностью становятся.

1. Верно только А. 3. Верно А и Б.

2. Верно только Б. 4. Оба суждения неверны.

3. Верны ли следующие суждения?

А. Главным в характеристике личности является обще­ственная сущность. Б. Новорожденный человек является личностью.

1. Верно только А. 3. Верно А и Б.

2. Верно только Б. 4. Оба суждения неверны.

4. Деятельность человека - это:

1. Форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира и самосовершенствование.

2. Процесс обмена информацией между людьми как равноправными субъектами познавательной и преобразовательной деятельности.

3. Система поступков и действий человека по обеспечению им своего существования во взаимодействии с другими людьми.

4. Форма активности человека, основное содержание которой - отра­жение объективной реальности в его сознании, а результат -получение нового знания о себе.

5.К какому понятию относится данное определение: «Процесс усвоения индивидом на протяжении его жиз­ни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит»?

1. Адаптация. 3. Воспитание.

2. Образование. 4. Социализация.

6.Потребности человека, заключаются в:

1. Познании.

2. Творческом самовыражении.

3. Интеллектуальном самосовершенствовании.

4. Нравственном самосовершенствовании.

7.Верны ли следующие суждения?

А. Новорожденный младенец может стать личностью только в человеческом обществе.

Б. Новорожденный младенец может стать личностью и вне человеческого общества.

1. Верно только А. 3. Верно А и Б.

2. Верно только Б. 4. Оба суждения неверны.

8.Верны ли следующие суждения?

А. Человек как участник общественных отношений и сознательной деятельности - индивид.

Б. Человек как участник общественных отношений и сознательной деятельности - личность.

1. Верно только А. 3. Верно А и Б.

2. Верно только Б. 4. Оба суждения неверны.

9. Преобразование реально существующих объектов природы и общества является главной и основной целью:

1. Духовной деятельности.

2. Практической деятельности.

3. Как духовной, так и практической деятельности.

4. Правильного ответа нет.

10. Способность, лежащая в основе отличия человека от животных:

1. К общению (обмену информацией с себе подобными).

2. К взаимопомощи (оказанию поддержки попавшим в опасную си­туацию).

3. К подражанию (усвоению форм и поведения других).

4. К сотрудничеству (совместному изготовлению орудий труда).

11. Верны ли следующие суждения?

А. Социализация осуществляется в ходе стихийного влияния на человека жизненных обстоятельств.

Б. Социализация осуществляется в результате целена­правленного воздействия общества через систему обра­зования.

1. Верно только А. 3. Верно А и Б.

2. Верно только Б. 4. Оба суждения неверны.

12. Потребности человека, выражаются в:

1. Общении с другими людьми.

2. Получении образования.

3. Достижении определенного статуса.

4. Организации частной жизни.

Наши рекомендации