Классификация биологических ритмов.
Класс ритмов:
1) Высокой частоты (период менее 0,5 ч.) (микроритмы)
Название ритмов: Специальных названий пока нет.
Пример: Ритмы электроэнцефалограммы (альфа-, бета и др.)
Минутные волны. Секундные волны
Период: От тысячной до сотой доли мкрсек. От 30 мс до 2 мс
Минутные волны; до 30 мин
Секундные волны: от 1с до 1мин
Функции, которые присущи данным ритмам: осцилляции на молекулярном уровне, ЭЭГ, дыхание, перистальтика кишечника, ЭКГ.
Рисунок 1. Схематическое изображение ритма и его показателей. Период (Т) - время между повторениями событий или время, требуемое для завершения цикла. Обратная величина периода, в единицах циклов в единицу времени - частота ритма. МЕЗОР (М) - средний уровень показателя. Амплитуда (А) - расстояние от МЕЗОРа до пика, максимума показателя (наибольшее отклонение полезного сигнала от МЕЗОРа). Акрофаза - момент времени, соответствующий регистрации максимального значения полезного сигнала (когда ритм описывается косинусоидой, пик кривой обозначается термином акрофаза, 0).
Цель изучения модуля:Ознакомить студентов с задачами и методами экологии, дать понятие о роли экологических факторов в биосфере. Изучить взаимосвязь человека и окружающей среды. Ознакомиться с основными характеристиками популяции. Освоить основные понятия хронобиологии.
Задачи модуля:Научить студентов применять закон Харди-Вайнберга для человеческих популяций. Ознакомить студентов с основными понятиями хронобиологии.
Изучение данного учебного модуля направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлениям подготовки – 060201 «лечебное дело» и 060103 «педиатрия»:
а) общекультурные (ОК):
- способностью и готовностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
б) профессиональные(ПК)
- способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);
- способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);
- способностью и готовностью анализировать роль биологических факторов в развитии болезней, генотипические и фенотипические проявления наследственных болезней, генетические основы врожденных нарушений челюстно-лицевого аппарата, владеть современными методами исследования генетики человека, принципами медико-генетического консультирования; объяснять характер отклонения в ходе развития, способных привести к формированию вариантов, аномалий и пороков развития (ПК-26).
В результате освоения модуля студент должен:
Знать:
- основные принципы и эволюционные механизмы, действующие в человеческих популяциях.;
- сущность, математическое выражение и практическое использование закона Харди-Вайнберга.;
- цели и задачи современной хронобиологии, базовые термины хронобиологии, классификацию ритмов и их основные параметры;
- главные механизмы регуляции суточной ритмичности.
Уметь:
- применить полученные знания для расчета генетической структуры популяции по имеющимся данным о частоте встречаемости признака;
- самостоятельно обосновать значение хронобиологии для медицины.;
- получить ориентировочные расчеты основных параметров ритма (мезора, амплитуды, периода и акрофазы) по нескольким точкам во временном ряду.
Владеть:
- подходами к решению популяционно-генетических задач;
- навыками построения биоритмов в виде графика.
ЗАНЯТИЕ 2.5.1.
Генетическая структура человеческой популяции. Популяционная генетика. Практическое использование закона Харди – Вайнберга.
Цель занятия: Ознакомиться с характеристикой популяции, законом Харди-Вайнберга, с условиями его действия. Научиться определять частоту встречаемости аллелей и генотипов в популяции и определять характер исследования признаков.
Знать: Основные принципы и эволюционные механизмы, действующие в человеческих популяциях. Сущность, математическое выражение и практическое использование закона Харди-Вайнберга.
Уметь: Применить полученные знания для расчета генетической структуры популяции по имеющимся данным о частоте встречаемости признака.
Материалы и оборудование: Два мешочка, в каждом из которых имеется по 100 гамет – 30 белых (рецессивной аллель «а») и 70 черных (доминантная аллель «А»).
Вопросы самоподготовки:
1. Генофонд популяции, как основа эволюционной и экологической пластичности вида. Консервативность и пластичность генофонда. Аллелофонд.
2. Вид. Критерии вида. Значение полового процесса для существования вида. Динамичность вида. Различия популяции и вида. Почему понятие «вид» не может быть применено к размножающимся бесполым путем агамным, самооплодотворяющимся и строго партеногетическим организмам.
3. Популяция. Экологическая и генетическая характеристика популяции. Генетическа стабильность популяции. Типы расселения популяций.
4. Закон Харди-Вайнберга, условия его проявления. Практическое применение закона Харди-Вайнберга для анализа человеческих популяций. Частоты аллелей и генотипов. Менделевская популяция, причины их отсутствия в природе.
5. Элементарные эволюционные факторы популяции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор, дрейф генов.
6. Видообразование. Наследственный полиморфизм природных популяций. Генетический груз и мутационный груз и их биологическая сущность.
7. Популяционная структура вида. Взаимодействие между генами полное и неполное доминирование, экспрессивность, пенетрантность.
8. Популяция людей. Дем. Изолят. Демографические показатели.
9. Действие эволюционных факторов на популяции людей: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, дрейф генов, естественный отбор.
10. Генетический полиморфизм. Генетический полиморфизм человечества. Генетический груз в популяциях людей.
Литература обязательная:
Учебник по биологии. Под ред. В.Н.Ярыгина, 2008, 2 т. c. 2-51.
Литература дополнительная:
1. «Генетика» под ред. Н.В.Лобашова
2. «Введение в медицинскую генетику» В.Л.Эфроимсон
3. Лекции по генетике
Работа №1. Составление модельных панмиктических популяций при заданных частотах гамет.
Изучение наследования в популяциях связано с изучением их генотипического состава в сменяющихся поколениях, т.е. с определением частот различных генотипов и аллелей. Частота определенного генотипа в популяции – это относительное количество особей данного генотипа, выраженное в долях единицы или процентах (за единицу или 100% принимается общее число особей в популяции или исследуемой выборке). Аналогичным образом рассчитываются и частоты аллелей.
Инбридинг – близкородственное скрещивание, скрещивание организмов, имеющих общих предков, приводящее к гомозиготизации. У человека к такому же результату приводят родственные браки.
Панмиксия – это свободное скрещивание особей в популяции с различными генотипами. Поскольку в панмиктической популяции следующее поколение воспроизводится за счет разнообразных сочетаний различных гамет, произведенных родительскими организмами, численность особей того или иного генотипа будет определяться частотой разных типов гамет родителей.
В двух мешочках имеется по 100 гамет – окрашенные кружочки с аллелью «А» (30 с рецессивной аллелью и 70 с доминантной аллелью). В одном мешочке «яйцеклетки», в другом «сперматозоиды». Один из студентов вытаскивает, не глядя в мешочек, по одному кружочку – «яйцеклетку», другой «сперматозоид», третий записывает сочетание гамет, т.е. «зиготу» (АА, Аа, аа). Каждый кружок возвращается на место и тщательно перемешивается. Эта процедура повторяется 100 раз. Подсчет результатов работы проводится по правилу конвертов согласно таблице 1.
Таблица 1. Учет фактической частоты генотипов панмиктической популяции.
Генотипы | АА | Аа | аа |
Число |
Теоретически ожидаемое соотношение генотипов для данного случая можно рассчитать по таблице 2. Для выражения результатов в целых числах необходимо полученные величины умножить на 100.
Таблица 2. Расчет теоретически ожидаемых частот генотипов в модельной панмиктической популяции (указана частота образования гамет для мужчин и женщин).
♂ ♀ | 0,7 А | 0,3 а |
0,7 А | 0,49 АА | 0,21 Аа |
0,3 а | 0,21 Аа | 0,09 аа |
В таблицу 3 внести фактически полученные и теоретически ожидаемые частоты и, сравнив их методом c2 (кси-квадрат), доказать соответствие фактов. Вероятности «р» для критериев c2 даны в табл.4
Таблица 3 Расчет величины c2.
Показатели | Частоты генотипов | |||
АА | Аа | аа | Всего | |
Фактически полученные (х) | ||||
Теоретически ожидаемые (у) | ||||
α2 ( α2 = (х-у)2 ) |
Достоверность полученных данных оценивать с помощью таблицы 4.
Таблица 4. Критическая (процентная) точка для вероятности Р=0,05
при числе степеней свободы k=1. (по Г.Ф. Лакину, 1990).
k | Р=0,05 |
3,841 |
k=1, т.к. учитывается только один фактор: частота аллелей в популяции.
Уровень значимости, или вероятность ошибки, допускаемой при оценке принятой гипотезы, может различаться. Обычно при проверке статистических гипотез принимают три уровня значимости: 5%-ный (вероятность ошибочной оценки Р=0,05), 1%-ный (Р=0,01) и 0,1%-ный (Р=0,001). В биологических исследованиях часто считают достаточным 5%-ный уровень значимости. Если значение c2 меньше или равно 3,841, то полученные результаты являются достоверными, так как теоретические и фактические данные близки между собой. Если значение c2 больше 3,841, то полученные фактические результаты являются недостоверными.
Пример решения и оформления задачи:
Допустим, что случайным образом у нас образовалось 52 зиготы с генотипом АА, 37 – с генотипом Аа и 11 – с генотипом аа. Необходимо сравнить теоретические и фактические полученные данные и выяснить, существуют ли между ними различия и случайны ли они.
Таблица 5. Ход решения задачи.
Показатели | Частоты генотипов | |||
АА | Аа | аа | Всего | |
Фактически полученные (х) | ||||
Теоретически ожидаемые (у) | ||||
(α2) | (52-49)2=9 | (37-42)2=25 | (11-9)2=4 |
c2 = 9/49 + 25/42 + 4/9 = 1,223
Ответ: Так как 1,223 < 3,841 (таблица 4), то полученные данные являются достоверными, потому что в фактически существующей популяции с такими же частотами аллелей «А» и «а» возможно такое распределение аллелей между потомками.
Работа №2. Решение задач на частоту гомо- и гетерозигот в популяции.