Ферменты бактерий и их значение
Ориентировочная карта для самостоятельной работы с литературой.
1. Выполните работу в следующем порядке
Основное задание | Указания | Ответы |
Ферменты микроорганизмов | Опишите природу веществ, их основные свойства | |
Классификация ферментов микроорганизмов | Классифицируйте ферменты по локализации, по времени выделения, по катализируемым реакциям (составьте схему). | |
Практическое использование микробных ферментов | В каких областях применяются ферменты и ферментативные процессы |
2. Дайте ответы на вопросы самоконтроля (ответы вложите в тетрадь):
1. Что собой представляют ферменты?
2. Какие функции выполняют ферменты?
3. Как называются ферменты, выделяемые микробной клеткой во внешнюю среду? Внутрь клетки?
4. Как называются ферменты выделяемые клеткой постоянно?
5. Если для данного фермента не субстрата в окружающей среде, то он не продуцируется микробной клеткой. Как называются эти ферменты?
6. Перечислите шесть основных классов ферментов, которые способны синтезировать микробные клетки.
7. Ферментный состав любого микроорганизма является достаточно постоянным признаком, а различные микроорганизмы довольно четко различаются по набору ферментов. Как человек использует это свойство микроорганизмов?
3.** Оценка каких свойств микроорганизмов проводится?
1. 2. 3. | |
Самостоятельная работа №4
Микрофлора организма человека.
- Изучив материал учебника, заполните таблицу. Укажите представителей микробиоценозов организма человека:
|
|
Антагонизм – это …………….. взаимоотношения микроорганизмов, при которых один из видов микроорганизмов ………………… ………………… другого за счет образования ………… ………………, приводящих к …………… или ………… другого.
Антибиотики – это специфические ……………. жизнедеятельности организмов или их ……………., обладающие высокой физиологической …………………. по отношению к определенным группам …………….. или злокачественным опухолям, избирательно задерживая их ………… или подавляя ……………… .
3. Как называется нарушение нормальной микрофлоры организма человека вследствие антибиотикотерапии?
____________________________________________________________________
4. Заполните таблицу:
№ п/п | Побочное действие антибиотика | Метод преодоления воздействия препарата |
Развитие аллергических явлений | ||
Реакция обострения | ||
Нарушение формирования полноценного иммунитета | ||
Дисбактериозы | ||
Прямые токсические органотропные реакции | ||
Влияние на развитие плода. |
Самостоятельная работа №5
Генетика микроорганизмов.
1. Ответить на вопросы:
· Как проявляется генотип у бактерий?
____________________________________________________________________
· Где находятся гены бактерий?
____________________________________________________________________
· Какой процесс предшествует делению клетки?
____________________________________________________________________
2. Решите тесты(правильные ответы обведите кружочком):
1. Назовите 5 основных отличий нуклеоида от ядра эукариотической клетки:
1. не имеет ядерной мембраны
2. имеет хромосомы как структуры
3. содержит одну макромолекулу ДНК
4. содержит ДНК и РНК
5. не имеет хромосомы как структуры
6. делится амитотически
7. имеет гистоны
8. нет гистонов
9. имеет ядерную мембрану
10. делится почкованием
2. Перечислите 3 химических компонента нуклеоида:
1. ДНК
2. липид
3. фермент
4. РНК
5. белок
6. нитраты
3. Укажите 4 области которые изучает генетика:
1. агрессивность бактерий
2. изменчивость
3. основы молекулярной биологии
4. инвазионность
5. генная инженерия
6. вирулентность бактерий
7. наследственность
8. микробная инжинерия
4.Назовите 3 фактора влияющие на изменчивость бактерии:
1. физические
2. дезинфекция
3. асептика
4. химические
5. стерилизация
6. биологические
5. Назовите 5 основных свойств микроорганизмов изменяющихся при мутации:
1. ростковые
2. морфологические
3. культуральные
4. хромосомные
5. генные
6. биохимические
7. антигенные
8. пищеварительные
9. писпособительные
10. биологические
6. Укажите 3 механизма генетических рекомбинаций у бактерий:
1. трансформация
2. транскрипция
3. трансдукция
4. конвергенция
5. конъюгация
6. дилятация
7. Назовите 2 механизма передачи вирулентности среди бактерий:
1. трансдукция
2. лизогения
3. передача плазмид при конъюгации
4. трансформация
8. Укажите 2 составляющих от которых зависит регуляция трансформации:
1. компетентность реципиентной бактерии
2. количественные свойства и-РНК
3. качественные свойства трансформирующего ДНК
4. комплементность донорной бактерии
9. Назовите 3 качественных характеристики трасформирующего ДНК:
1. наличие РНК
2. гомологичность
3. наличие двойной спирали ДНК
4. гетерогенность
5. небольшая молекулярная масса (до 50000 КД)
6. значительная молекулярная масса (более 10000 КД)
10. Под влиянием каких 4 факторов трансформирующая способность ДНК значительно снижается:
1. повышенной температуры
2. низкой температуры
3. ультрафиолетовых лучей
4. РНК-казы
5. витаминов
6. ДНК-азы
7. химических мутагенов
8. инфракрасных лучей
11. Какие 3 агента участвуют в трансдукции:
1. F- пили
2. бактерия-донор
3. профаг
4. бактерия-реципиент
5. умеренный фаг
6. РНК
12. Укажите 5 факторов которые принадлежат плазмидам:
1. фактор фертильности (F-фактор)
2. фактор адгезии
3. фактор множественной лекарственной устойчивости (R-фактор)
4. ферментативный фактор
5. гемолитический (HLY-фактор)
6. фактор капсулообразования
7. энтеротоксигенный (ENT-фактор)
8. уреазный (URE-фактор)
9. фaктор адсорбции
10. трансфузионный фактор
13. Назовите 5 веществ в технологии изготовления которых используются генетические методы:
1. сульфаниламидные препараты
2. пищевые продукты
3. анатоксины
4. нуклеиновые кислоты
5. вакцины
6. пиримидины
7. иммуноглобулины
8. антитоксические сыворотки
9. антибиотики
10. витамины
Самостоятельная работа №6