Оформление результатов наблюдений
Результаты наблюдений оформляют в виде рисунков. Для зарисовок необходимы альбом для рисования или черчения из плотной бумаги без линеек, простой карандаш средней твердости (Т, ТМ, Н, НВ), мягкая резинка. В некоторых случаях можно пользоваться цветными карандашами, но предпочтительнее черно-белые рисунки и схемы.
В альбоме записывается тема занятия, название лабораторной работы, под названием выполняется рисунок. Детали рисунка обозначают цифрами, которые расшифровывают в подрисуночной подписи. На одной странице можно размещать рисунки к 2–3 лабораторным работам, поэтому страницу можно разлинеить на 2–3 колонки. Рисунки в альбоме выполняются только на лицевой стороне страниц. Записи по теме занятия, дополнительные сведения, заметки можно делать на обороте страницы.
Рисунки должны быть достаточно крупными, сделанными от руки (без линейки и циркуля). Рисунок должен быть четким и понятным не только его автору, но и любому специалисту в этой области знания. Он должен с возможной полнотой отражать результаты наблюдения и трактовку исследованных структур. Рисунок – это не только метод фиксирования результатов наблюдения, но и метод исследования, так как в процессе зарисовки препарат анализируется более внимательно и подробно.
Рисунки, сделанные на лабораторных занятиях, облегчают освоение теоретического курса.
Значение свойств среды, в которую заключен объект
При работе с микроскопом необходимо полно и правильно использовать все его возможности.
В микроскоп можно рассматривать не только поверхность объекта, но и внутреннюю его часть, так как свет, получаемый от источника, проходя через объект, освещает всю его толщу.
Опуская или поднимая тубус микроскопа, можно поставить в фокус и рассматривать любые участки объекта, находящиеся на разной глубине, т. е. получать «оптические сечения».
Резкость изображения участков, лежащих на разных уровнях,– глубина поля зрения – зависит от размеров отверстия диафрагмы. Уменьшая это отверстие (закрывая диафрагму), можно получить большую глубину поля зрения.
Четкость изображения существенно зависит от показателя преломления среды, в которую заключен объект. Показатели преломления среды и объекта не должны быть совершенно одинаковыми, так как в этом случае объект будет слишком прозрачным. Если показатель преломления объекта значительно больше, чем показатель преломления среды, объект будет выглядеть под микроскопом очень темным, так как часть преломленных и отраженных им лучей не попадет в объектив. Пузырьки воздуха, находящиеся в воде, глицерине или какой-либо иной среде, кажутся темными, черными или окруженными черной каймой. Например, воздух имеет показатель преломления света, равный 1,0, вода – 1,33, лактофенол – 1,44–1,48, глицерин – 1,47, стекло – 1,52, канадский бальзам – 1,52, оболочка клеток – 1,48–1,49.
Для рассмотрения контуров клеток лучше всего использовать канадский бальзам; его показатель преломления очень близок показателю преломления оболочек клеток, состоящих из клетчатки. Канадский бальзам употребляют для изготовления так называемых постоянных, т. е. длительно сохраняющихся препаратов, при этом до заключения в бальзам срезы окрашивают специальными красителями, промывают спиртом и обезвоживают. Поскольку это связано с большой затратой времени, на лабораторных занятиях по цитологии делают только временные препараты, большей частью неокрашенные, и в качестве сред для приготовления препаратов обычно употребляют воду, глицерин или лактофенол.
На первом занятии следует ознакомиться с основными приемами работы с микроскопом, выявить значение среды, в которую заключен объект, значение глубины поля зрения и оптического сечения.
Лабораторная работа № 1. Строение микроскопа.