Темы СРС для выполнения на английском языке (по желанию)
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С.Д.АСФЕНДИЯРОВА
кафедра: молекулярная биология и генетика
диСциплина: молекулярная биология и медицинская генетика
специальность: «СТОМАТОЛОГИЯ» - 5В130200
объем часов: 108 часов
курс: 1
семестр: первый
АЛМАТЫ, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. СИЛЛАБУС ………………………….…..… 5-31
2. ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС .………… 32-44
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ
(СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ.......….……….. 45-97
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ....…………….……... 153-186
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ
СРЕДСТВА……………………..………….... 188-276
6. Карта учебно-методической ОБеспеченности дисциплины…… 277-278
7. Приложение…………………………… 279-280
СИЛЛАБУС
По молекулярной биологии и медицинской генетике MBMG 1201
специальность 5В130200 – стоматология
кафедра молекулярной биологии и генетики
Курс первый Семестр первый
Лекции – 18 часов
Практические
(семинарские) занятия – 54 часа
Всего: 72 часа
Самостоятельная работа студентов (СРС) – 36 часов
Всего: 108 часов
Форма контроля: экзамен
Алматы, 2016
Силлабус по молекулярной биологии и медицинской генетике разработан в соответствии с рабочей программой профессором, д.м.н. Куандыковым Е.У., доцентом Альмухамбетовой С.К., старшим преподавателем Нурпеисовой И.К., обсужден и утвержден на заседании кафедры от «15» мая 2015 г., протокол № 16.
Заведующий кафедрой, профессор Куандыков Е.У.
Общие сведения
4.1.1. Наименование вуза –Казахский национальный медицинский университет имени
С.Д. Асфендиярова
4.1.2. Кафедра молекулярной биологии и генетики
4.1.3. Дисциплина «Молекулярная биология и медицинская генетика»,
код дисциплины MBMG 1201
4.1.4 Специальность:5В130200 – Стоматология
4.1.5 Объем учебных часов–108 часов
4.1.6 Курс и семестры изучения–курс первый, семестр первый – по линейному методу
4.1.7 Сведения о преподавателях:
№ | Ф.И.О. | Ученая степень, звание | Должность | Приоритетные научные интересы, достижения | e–mail сотрудников кафедры |
Куандыков Есенгельды Усербаевич | Доктор медицинских наук, профессор | Заведующий кафедрой | Генетика | [email protected] | |
Альмухамбетова Светлана Кадыровна | Кандидат биологических наук, доцент | Доцент | Паразитология | almuhambet.s @gmail.com | |
Нуртаева Курманкуль Салиевна | Кандидат медицинских наук, доцент | Доцент | Паразитология | [email protected] | |
Джумашева Рахима Тажибаевна | Доктор биологических наук, доцент | Профессор | Радиобиология | Jumasheva.r @gmail.com | |
Таракова Куралай Акылбаевна | Старший преподаватель | [email protected] | |||
Нурпеисова Индира Кубетаевна | Старший преподаватель | [email protected] | |||
Какишева Гульзада Турсынбековна | Преподаватель | ||||
Кыдырбаева Әсем Қияшқызы | Преподаватель | asem.kydyrbaeva@ mail.ru | |||
Танеева Гульжан Туленбековна | Преподаватель | gulzhan_taneeva@ mail.ru | |||
Кашаганова Жазира Абаевна | Преподаватель | abaikyzy_zh@ mail.ru | |||
Жузжан Куралай Ермаковна | Преподаватель | [email protected] | |||
14. | Бакубаева А.Т. | преподаватель |
4.1.8 Контактная информация:
г. Алматы, улица Толе би 94, учебный корпус №7, 2 этаж.
E-mail: [email protected]
4.1.9 Политика дисциплины:
Преподаватели кафедры молекулярной биологии и генетики осознают ответственность за высокое качество преподавания и гарантируют доброжелательное отношение к каждом студенту и объективную оценку его знаний.
Преподаватели кафедры гарантируют соблюдение всех пунктов кодекса чести преподавателя КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова и желают от студента соблюдения Кодекса чести студента:
- не опаздывать на занятия;
- не пропускать занятия без уважительной причины;
- приходить на занятия и лекции только в белых халатах;
- участвовать активно в учебном процессе;
- выполнять все задания практических занятий и оформлять их соответственно
требованиям;
- с разрешения деканата отрабатывать пропущенные занятия в определенное время, назначенное преподавателем;
- выполнять задания по СРС и сдавать их в установленные сроки;
В связи с реализацией программы трехязычия в КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова и разработкой Университетской модели медицинского образования, основанной на компетентностно-ориентированном подходе, включающем формирование языковой компетенции, в политику дисциплины кафедры вводятся следующие дополнения:
- Студентам, выполнившим научно-исследовательскую работу в кружке или индивидуально на английском языке без грубых грамматических и лексических ошибок, при условии устного доклада результатов работы на кружке или научной конференции на английском языке без грубых грамматических и лексических ошибок засчитываются 2 СРС с максимальной оценкой и к оценке 1 коллоквиума добавляется 10 баллов
- Студентам, выполнившим научно-исследовательскую работу в кружке или индивидуально на втором языке без грубых грамматических и лексических ошибок, при условии устног о доклада результатов работы на кружке или научной конференции на втором языке без грубых грамматических и лексических ошибок засчитываются 2 СРС с максимальной оценкой и к оценке 1 коллоквиума добавляется 5 баллов
- Студентам, выполнившим научно-исследовательскую работу в кружке или индивидуально на английском и втором языке без грубых грамматических и лексических ошибок, при условии устного доклада результатов работы на кружке или научной конференции на английском языке без грубых грамматических и лексических ошибок засчитываются 2 СРС с максимальной оценкой и к оценке 1 коллоквиума добавляется 15 баллов
- Студентам, выполнившим научно-исследовательскую работу в кружке или индивидуально на английском и втором языке без грубых грамматических и лексических ошибок, при условии устного доклада результатов работы на кружке или научной конференции на втором языке без грубых грамматических и лексических ошибок засчитываются 2 СРС с максимальной оценкой и к оценке 1 коллоквиума добавляется 10 баллов
- Студентам, ответившим по своему желанию на английском языке на вопрос билета или устно на «хорошо» или «отлично», без допущения грубых грамматических и лексических ошибок добавляется 10 баллов к итоговой оценке на 2 этапе экзамена
- Студентам, ответившим по своему желанию на втором языке на вопрос билета или устно на «хорошо» или «отлично», без допущения грубых грамматических и лексических ошибок добавляется 5 баллов к итоговой оценке на 2 этапе экзамена
- Студентам, выполнившим и защитившим СРС по собственному желанию на английском языке без грубых грамматических и лексических ошибок, добавляется 10 баллов к оценке
- Студентам, выполнившим и защитившим СРС по собственному желанию на втором языке без грубых грамматических и лексических ошибок, добавляется 5 баллов к оценке
- Студентам, выполнившим СРС по собственному желанию на английском и втором языке; защитившим СРС по собственному желанию на английском или втором языке без грубых грамматических и лексических ошибок, добавляется 15 баллов к оценке
- Студентам, имеющим собственные конспекты или выполненные упражнения и ситуационные задачи к теме занятия на английском языке без грубых грамматических и лексических ошибок, к оценке за соответствующее занятие прибавляется 10 баллов
- Студентам, имеющим собственные конспекты или выполненные упражнения и ситуационные задачи к теме занятия на втором языке без грубых грамматических и лексических ошибок, к оценке за соответствующее занятие прибавляется 5 баллов
- Студентам, имеющим собственные конспекты или выполненные упражнения и ситуационные задачи к теме занятия на трех языках (английский, казахский и русский), к оценке за соответствующее занятие прибавляется 15 баллов
- Студентам, имеющим собственные конспекты и выполненные упражнения с ситуационными задачами к теме занятия на английском языке без грубых грамматических и лексических ошибок, к оценке за соответствующее занятие прибавляется 15 баллов
- Студентам, имеющим собственные конспекты и выполненные упражнения с ситуационными задачами к теме занятия на втором языке без грубых грамматических и лексических ошибок, к оценке за соответствующее занятие прибавляется 10 баллов
Преподаватель вправе снизить баллы (до 10) за:
- опоздание студента на 15 минут и больше;
- присутствие на занятиях без халата;
- отсутствие альбома.
4.2. Программа:
4.2.1 Введение
Молекулярная биология изучает строение и функции нуклеиновых кислот, принципы и механизмы реализации наследственной информации, а также молекулярные основы структуры и функций клеток, процессы роста, развития, деления, опухолевой трансформации и гибели клеток.
Медицинская генетика изучает причины возникновения и развития наследственных болезней, их диагностику, профилактику и лечение.
При интегрированном подходе к преподаванию в медицинских вузах, изучение молекулярной биологии создает базу для изучения молекулярных основ строения и функционирования клетки, регуляции экспрессии генов, необходимых для понимания, как нормальных процессов жизнедеятельности, так и их нарушений, приводящих к возникновению многих заболеваний, в том числе наследственных, связанных с мутациями в генах и хромосомах, что составляет содержание медицинской генетики.
Такая фундаментальная подготовка позволит уже, начиная с первого курса, сформировать у студентов клиническое мышление. Студент, изучая молекулярную биологию и медицинскую генетику, познает механизмы нарушения процессов жизнедеятельности на молекулярном, генетическом и клеточном уровнях, их роль в формировании и клиническом проявлении патологических состояний, а также основы их диагностики и профилактики.
Таким образом, изучение молекулярной биологии и генетики создает теоретическую базу для последующего изучения биологической химии, гистологии, физиологии, патологической физиологии, общей иммунологии, фармакологии, педиатрии, неврологии, акушерства и гинекологии и других клинических дисциплин.
4.2.2 Цель дисциплины:
В процессе изучения молекулярной биологии и генетики использовать новую модель медицинского образования, основанную на компетентностно-ориентированном подходе, это:
- формирование у студентов современных знаний об основных молекулярно-генетических и клеточных механизмах функционирования организма (когнитивные компетенции);
- эффективное использование теоретических полученных по молекулярной биологии и генетике знаний в процессе выполнения практических заданий, решении типовых и ситуационных задач, составлении схем, таблиц;
- обучение навыкам начального уровня коммуникативных компетенций: умение выстроить взаимоотношения с преподавателем, с коллегами в группе, поддерживать атмосферу, благоприятную для достижения цели занятия;
- знание нормативно-правовых документов в РК в области здравоохранения и фармации (правовые компетенции);
- развитие самосовершенствования через создание собственного портфолио.
4.2.3 Задачи:
· сформировать понимание роли молекулярно-генетических и клеточных механизмов функционирования организма в норме и патологии для эффективной диагностики, профилактики и лечения наиболее распространенных заболеваний;
· сформировать представление об основных принципах применения современных молекулярно-генетических методов и технологий в теоретической и практической медицине;
· научить распознавать основные признаки наследственных патологий для их своевременной диагностики и профилактики;
· дать представление об этических и правовых нормах использования достижений молекулярно-генетических исследований в медицине;
· научить навыкам работы с научной литературой и электронными базами данных по наследственным болезням.
4.2.4 Конечные результаты обучения:
Студент должен показать свои конкретные достижения – это совокупность знаний, пониманий, навыков, умений:
- сформировать когнитивные компетенции – знания и представления:
· об основных молекулярно-генетических и клеточных механизмах функционирования организма, структурно-функциональной организации наследственного материала на молекулярном уровне (ДНК);
· о направлении и механизмах передачи наследственной информации в живых системах, их роли и значении в функционировании живых организмов в нормальных и патологических условиях;
· о молекулярных механизмах реализации наследственной информации;
· о структурно-функциональной организации наследственного материала на генном, хромосомном и геномном уровнях;
· о причинах и механизмах возникновения наследственной изменчивости и их роли в формировании наследственной патологии человека и врожденных пороков развития;
· о сущности наследственности, типах наследования признаков (болезней), контролируемых генами и их применении в практической врачебной деятельности для распознавания наследственного характера заболевания;
· об основных молекулярно-генетических и клеточных механизмах реакции организма на лекарственные препараты;
· о молекулярных основах синтеза и применения лекарственных препаратов;
· о молекулярно-биологической и генетической терминологии на международном языке;
· о правовых аспектах проблем профилактики наследственной патологии, врожденных пороков развития.
- сформировать умения и навыки – практические, коммуникативные, правовые компетенции и навыки самосовершенствования:
· использовать знание молекулярно-генетических процессов для объяснения механизмов развития заболеваний;
· распознавать наследственный характер заболевания человека;
· дифференцировать различные типы хромосом и распознавать нормальные и патологические кариотипы человека;
· применять генеалогический метод для установления наследственного характера заболевания;
· использовать специальный справочный материал, молекулярно-биологическую и генетическую терминологию, электронные генетические базы данных и т.д.;
· владеть навыками написания рефератов;
· владеть навыками написания эссе;
· владеть навыками написания тезисов;
· владеть навыками подготовки презентации доклада и умение выступления перед аудиторией;
· работать в команде;
· навыки лидерства;
· ораторские способности;
· организаторские способности.
С учетом внедрения трехъязычного обучения по завершении изучения молекулярной биологии и генетики у студентов будут сформирована:
коммуникативная компетенция: студент будет способен выражать свои мысли с использованием профессиональных терминов на трех языках на уровне А2 – В1 и выше, вступать в контакт по профессиональным вопросам
4.2.5 Пререквизиты и постреквизиты.
Пререквизиты: школьный курс общей биологии, органическая химия, гистология, нормальная физиология, медицинская биофизика, введение в клиническую медицину
Постреквизиты: биохимия, микробиология, патологическая физиология, фармакология.
4.2.6 Краткое содержание дисциплины:
Предмет и задачи, основные направления развития молекулярной биологии и медицинской генетики. Место молекулярной биологии и медицинской генетики среди других медико-биологических дисциплин. Молекулярные механизмы реализации наследственной информации. Клеточный цикл и его молекулярные механизмы регуляции. Наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Роль мутаций в развитии наследственной патологии человека. Молекулярно-генетические методы исследования и их применение в практической медицине. Электронные базы данных и биомедицинские сайты. Молекулярно-генетические механизмы возникновения наследственных болезней человека. Методы диагностики и профилактики наследственных болезней. Генетические механизмы индивидуального развития. Основы популяционной генетики. Основы экогенетики. Основы фармакогенетики. Основы онкогенетики.
Тематический план лекций, практических занятий и СРС
Тематический план лекций
№ п/п | № раздела | Тема лекции | Объем учебных часов |
1. | I | Основы молекулярной биологии Введение в молекулярную биологию. Молекулярные основы наследственности | |
2. | I | Молекулярная биология гена | |
3. | I | Реализация наследственной информации (репликация) | |
4. | I | Реализация наследственной информации (транскрипция, трансляция) | |
5. | I | Регуляция экспрессии генов у про- и эукариот | |
6. | I | Генетический аппарат клетки | |
7. | I | Молекулярно-генетические механизмы регуляции митотического цикла | |
8- 9. | I | Наследственная изменчивость. Репарация ДНК | |
10. | I | Основы онкогенетики | |
11. | II | Основы общей генетики и медицинской генетики Введение в общую и медицинскую генетику. Типы наследования | |
12. | II | Действие гена | |
13. | II | Генетика развития | |
14. | II | Генетика врожденных пороков развития | |
15. | II | Основы популяционной генетики | |
16-17. | II | Наследственные болезни человека. | |
18. | ІІ | Современные методы диагностики и профилактики наследственных болезней | |
Всего: |
Тематический план практических занятий
№ п/п | № раздела | Тема занятия | Объем учебных часов |
1. | I | Раздел «Основы молекулярной биологии» Введение молекулярную биологию. Молекулярные основы наследственности | |
2. | I | Молекулярная биология гена | |
3. | I | Реализация наследственной информации. Основной постулат Крика. Репликация ДНК, особенности репликации линейных молекул ДНК | |
4. | I | Транскрипция гена. Трансляция гена. Генетический код | |
5. | I | Регуляция экспрессии прокариотических и эукариотических генов | |
6. | I | Генетический аппарат клетки. Кариотип. Классификация хромосом | |
7. | I | Митотический цикл. Митоз. Гаметогенез. Мейоз. Молекулярно-генетические механизмы регуляции митотического цикла | |
8. | I | Наследственная изменчивость. Репарация ДНК | |
9. | I | Рубежный контроль по разделу: «Основы молекулярной биологии» | |
10. | II | Раздел «Основы общей и медицинской генетики» Наследственность, наследования. Типы наследования. Сцепленное наследование. Хромосомная теория наследственности | |
11. | II | Действие гена. Генотип, фенотип | |
12. | II | Клеточные и генетические механизмы онтогенетического развития | |
13. | II | Врожденные пороки развития: причины, классификация, медицинское значение. Врожденные пороки лицевого черепа | |
14. | II | Основы популяционной генетики. Основы экогенетики и фармакогенетики | |
15. | II | Наследственные болезни человека. Хромосомные болезни человека | |
16. | ІІ | Моногенные болезни человека. Полигенные (мультифакториальные) болезни | |
17. | II | Современные методы диагностики и профилактики наследственных болезней | |
18. | ІІ | Рубежный контроль по разделу: «Основы общей и медицинской генетики» | |
Всего: |
Тематический план СРС
№ п/п | № раздела | Тема СРС | Объем учебных часов |
I | Биоинформатика: молекулярная биология между пробиркой и компьютером | ||
I | Современные представления о репликации ДНК | ||
I | Теломеры. Теломеразная активность | ||
I | Метилирование ДНК | ||
I | Эпигенетика | ||
I | Болезни, вызываемые нарушением регуляции экспрессии генов | ||
I | Репарация | ||
I | Генетическая природа онкогенеза | ||
I | Современные данные о мутагенных факторах | ||
I | Современные данные о канцерогенных факторах | ||
II | Хромосомная теория наследственности | ||
II | Генетика групп крови по системе АВО | ||
II | Современные данные о тератогенных факторах | ||
II | Экологические болезни | ||
ІІ | Каталог наследуемых признаков и болезней | ||
II | Неонатальный скрининг | ||
ІІ | Предиктивная медицина, таргетная терапия | ||
ІІ | Современные методы ДНК-диагностики наследственных болезней | ||
Всего: |
Форма выполнения: подготовка рефератов, подготовка презентаций,составление клинического случая, составление глоссария.
4.2.8 Задания для самостоятельной работы студентов:
Темы самостоятельной работы студентов:
4.2.8.1. Биоинформатика: молекулярная биология между пробиркой и компьютером
4.2.8.2. Современные представления о репликации ДНК
4.2.8.3. Теломеры. Теломеразная активность
4.2.8.4. Метилирование ДНК
4.2.8.5. Эпигенетика
4.2.8.6. Болезни, вызываемые нарушением регуляции экспрессии генов
4.2.8.7. Репарация
4.2.8.8. Генетическая природа онкогенеза
4.2.8.9. Современные данные о мутагенных факторах
4.2.8.10. Современные данные о канцерогенных факторах
4.2.8.11. Хромосомная теория наследственности
4.2.8.12. Генетика групп крови по системе АВО
4.2.8.13. Современные данные о тератогенных факторах
4.2.8.14. Экологические болезни
4.2.8.15. Каталог наследуемых признаков и болезней
4.2.8.16. Предиктивная медицина, таргетная терапия
4.2.8.17. Современные методы ДНК-диагностики наследственных болезней
Темы СРС для выполнения на английском языке (по желанию)
Bioinformatics: molecular biology between a test tube and the computer
Modern ideas about of DNA replication
Теломеры. Теломеразная активность
DNA methylation
Epigenetics
Болезни, вызываемые нарушением регуляции экспрессии генов
Reparation
Current data about mutagenic factors
Current data about carcinogenic factors
Genetic nature of oncogenesis
Chromosomal theory of heredity
Genetics of blood types on ABO system
Current data about teratogenic factors
Ecological disease
Catalog of inherited signs of and diseases
Neonatal screening
Predictive medicine, targeted therapy
Modern methods of DNA diagnostics of hereditary diseases