Цитологические основы наследственности
ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА С ОСНОВАМИ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ГБОУ СПО РО
"Волгодонский медицинский колледж"
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
для внеаудиторной самостоятельной работы студентов
По дисциплине: "Генетика человека с основами медицинской генетики" Специальность: 33.02.01 Фармация, 31.02.01Лечебное дело, 34.02.01 Сестринское дело
Студентки (таI курса
группы
Фамилия
Имя
г. Волгодонск
2016 г.
Курченко Е.Ю.
Генетика человека с основами медицинской генетики: рабочая тетрадь для
студентов I курса специальности 33.02.01 Фармация, 31.02.01Лечебное дело, 34.02.01 Сестринское дело
/ Курченко Е.Ю. – г. Волгодонск, 2016 – 62с.
Рабочая тетрадь составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, соответствует рабочей про- грамме дисциплины "Генетика человека с основами медицинский генетики" и предназначена для студентов, обучающихся по образовательным про- граммам специальности 33.02.01 Фармация, 31.02.01Лечебное дело, 34.02.01 Сестринское дело. Рабочая тетрадь содержит задания для внеаудиторной письменной самостоятельной работы в ходе самоподготовки к практическим занятиям по дисциплине "Генетика человека с основами медицинской генетики".
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ занятия | Тема практического занятия | Страницы |
Oснoвные понятия дисциплины и ее связь с другими науками. Истoрия развития науки | ||
Цитологические основы наследственности | ||
Биохимические основы наследственности | ||
Закoномернoсти наследования признаков Взаимодействие между генами Наследование свойств крови | ||
Методы изучения наследственности и изменчивости человека в норме и патологии Построение и анализ родословных схем | ||
Метoды изучения наследственности и изменчивости человека в норме и патологии. Генетика пола у человека. Тельца Барра и их диагностическое значение | ||
Виды изменчивости и виды мутаций у человека. Факторы мутагенеза | ||
Наследственность и патология Хромосомные болезни. Генные болезни. Наследственное предрасположение к болезням | ||
Наследственность и патология Диагностика, профилактика и лечение наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование | ||
Дифференцированный зачет | ||
Список литературы |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Генетика занимает осoбoе местo среди фундаментальных диcциплин coвременной биoлогии и медицины. Знание генетики неoбходимо для пoнимания не тoлькo механизмoв нoрмальнoй жизнедеятельности, нo и патoгенеза забoлеваний, так как все виды забoлеваний и анoмалии развития связаны с нарушениями либо генетической инфoрмации (наследственные бoлезни), либo её реализации (приoбретённые бoлезни), либo обoих этих процессoв (мультифактoриальные забoлевания). В пoследние гoды генетиче- ский вклад в младенческую смертнoсть возрос с 3 до 40%. Генетические фак- торы, oпределяющие вoзникнoвение инвалиднoсти с детства, реализуются у 7 детей из 1000. Сoгласнo существующей статистик, в Рoссии ежегoднo рoждается бoлее 70 000 нoвoрoжденных с самыми серьезными дефектами и пoрoками развития, часть из кoтoрых погибает и oпределяет уровень прена- тальной смертности. Oставшиеся в живых - станoвятся инвалидами с детст- ва. Причем 56% этoй патoлогии нoсит наследственный характер. Следoвательно, эта прoблема нoсит не тoлькo медикo-сoциальный характер, нo и имеет oгромнoе гoсударственнoе значение. Изучение генетики челoвека с оснoвами медицинскoй генетики неoбходимo для будущей профессиoнальной деятельности, в тoм числе для распрoстранения генети- ческих знаний среди ширoких слoев населения. Средний медицинский ра- ботник дoлжен oсoзнавать, чтo рoждение здoрoвoгo пoлнoценнoгo челoвека является задачей гoсударственной важности.
Для выполнения внеаудиторной письменной самостоятельной работы в ходе самоподготовки к практическим занятиям по дисциплине "Генетика че- ловека с основами медицинской генетики" разработана для студентов I курса специальности 33.02.01 Фармация, 31.02.01Лечебное дело, 34.02.01 Сестринское дело рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь состоит из 9 занятий, отражающих темы дисциплины. Для подготовки к занятиям рекомендуется использовать список рекомендуемой для изучения литературы.
Рабочая тетрадь - твой надежный помощник при подготовке
К зачету.
Желаем успехов в учебе!
Оценка качества работы.......................................................в рабочей тетради
ФИО студента
№ | Тема практического занятия | Оценка | Роспись |
1. | Основные понятия дисциплины и ее связь с другими науками. История развития науки. Цитологические основы наследственности | ||
2. | Биохимические основы наследственности | ||
3. | Закономерности наследования признаков. Взаимодействие между генами. Наследование свойств крови | ||
4. | Методы изучения наследственности и изменчи- вости человека в норме и патологии. Построение и анализ родословных схем. | ||
5. | Методы изучения наследственности и изменчи- вости человека в норме и патологии. Генетика пола у человека. Тельца Барра и их диагностическое значение. | ||
6. | Виды изменчивости и виды мутаций у человека. Факторы мутагенеза | ||
7. | Наследственность и патология. Хромосомные болезни. Генные болезни. Наследственное предрасположение к болезням | ||
8. | Наследственность и патология. Диагностика, профилактика и лечение наслед- ственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование | ||
9. | Дифференцированный зачет |
Тема 1.1
Основные понятия дисциплины и ее связь с другими науками.
История развития науки
Темы для составления электронных презентаций и подготовки рефератив- ных сообщений :
· История развития науки, вклад отечественных ученых
· История развития науки, вклад зарубежных ученых
· Перспективные направления решения медико-биологических и генетических проблем
· Значение генетики для медицины
· Аксиомы медицинской генетики
· Проект "Геном человека"
· Нобелевские лауреаты в области генетики
Тема 1.2
Цитологические основы наследственности
Цели самоподготовки
После самоподготовки студент должен
знать:
· строение эукариотической клетки;
· строение и функции хромосом человека, кариотип человека;
· биологическую роль митоза и амитоза;
· биологическое значение мейоза;
· развитие сперматозоидов и яйцеклеток человека;
уметь:
· дать морфофункциональную характеристику эукариотической клетки;
· определять пол по сочетанию половых хромосом;
· определять кариотип по набору хромосом;
· пользоваться терминами по теме.
Задание №1
Инструктаж: Установить соответствие между одной цифрой и одной буквой
1. Цитоплазма 2. Органоиды | А - Б - | Особое состояние хромосом в интерфазе в деспирализованном виде Набор хромосом соматической клетки, характе- ризующийся количеством, строением и набором генов |
3. Хромосомы | В - | Спирализованный хроматин |
4. Хроматин | Г - | Гиалоплазма с погруженными в нее органоидами |
5. Идиограмма | Д - | Активный хроматин |
6. Кариотип | Е - Ж - З - | Систематизированный кариотип Пассивный хроматин Постоянные дифференцированные участки ци- топлазмы, имеющие определенное строение и выполняющие определенную функцию |
1-
2 -
3 -
4 -
5 -
6 -
Задание №2 Рис. 1. Строение клетки человека
Инструктаж:Выполнить обозначения к рисунку
1...................................................................................................................................
2...................................................................................................................................
3...................................................................................................................................
4...................................................................................................................................
5...................................................................................................................................
6...................................................................................................................................
7...................................................................................................................................
8...................................................................................................................................
9...................................................................................................................................
10.................................................................................................................................
11.................................................................................................................................
Задание №3 Рис. 2 Типы хромосом человека
Инструктаж: обозначить на рисунке
1 - Первичная перетяжка А - Метацетрическая хромосома
2 - Короткое плечо Б - Субметацентрическая хромосома
3 - Длинное плечо В - Акроцентрическая хромосома 4 - Вторичная перетяжка Г - Хромосома, имеющая спутник 5 - Спутник
Задание №4 Инструктаж:указать фазы митоза
............................... ...............................
............................... ...............................
Задание №5 Инструктаж:установить кариотип
Кариотип - ...............хромосом
Задание №6
Инструктаж:определить пол
Пол ..................................., так как сочетание половых хромосом .......................
Задание №7 Инструктаж:заполнить таблицу
Клетки человека | Набор хромосом | Типы деления |
Сперматозоиды | ||
Соматические клетки | ||
Стареющие клетки | ||
Кожный эпителий, роговица глаза |
Темы для составления электронных презентаций и подготовки реферативных сообщений :
· Химическая организация клетки
· Организация биосинтеза в клетке
· Регуляция клеточного цикла
· Старение и гибель клеток
· Роль амитоза в формировании патологии организма
Составить план лекции: "Цитологические основы наследственности"
..................................................................................................................................................
..................................................................................................................................................
..................................................................................................................................................
..................................................................................................................................................
..................................................................................................................................................
..................................................................................................................................................
..................................................................................................................................................
..................................................................................................................................................
..................................................................................................................................................
..................................................................................................................................................
..................................................................................................................................................
..................................................................................................................................................
..................................................................................................................................................
..................................................................................................................................................
..................................................................................................................................................
..................................................................................................................................................
..................................................................................................................................................
.................................................................................................................................................
Тема 1.2