Характеристика основных видов учебной
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение | Ознакомление с биологическими системами разного уровня: клеткой, организмом, популяцией, экосисте- мой, биосферой. Определение роли биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей. Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (рас- тениям и животным и их сообществам) и их охране |
УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ | |
Химическая организация клетки | Умение проводить сравнение химической организа- ции живых и неживых объектов. Получение представления о роли органических и неорганических веществ в клетке |
Строение и функции клетки | Изучение строения клеток эукариот, строения и многообразия клеток растений и животных с помощью микропрепаратов. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам |
Обмен веществ и превращение энергии в клетке | Умение строить схемы энергетического обмена и био- синтеза белка. Получение представления о пространственной струк- туре белка, молекул ДНК и РНК |
Жизненный цикл клетки | Ознакомление с клеточной теорией строения организ- мов. Умение самостоятельно искать доказательства того, что клетка — элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов |
ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ | |
Размножение организмов | Овладение знаниями о размножении как о важнейшем свойстве живых организмов. Умение самостоятельно находить отличия митоза от мейоза, определяя эволюционную роль этих видов де- ления клетки |
Индивидуальное развитие организма | Ознакомление с основными стадиями онтогенеза на примере развития позвоночных животных. Умение характеризовать стадии постэмбрионального развития на примере человека. Ознакомление с при- чинами нарушений в развитии организмов. Развитие умения правильно формировать доказатель- ную базу эволюционного развития животного мира |
Индивидуальное развитие человека | Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательства их эволюционного родства. Получение представления о последствиях влияния ал- коголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие и репродуктивное здоровье человека |
Продолжение таблицы
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ | |
Закономерности изменчивости | Ознакомление с наследственной и ненаследственной изменчивостью и ее биологической ролью в эволюции живого мира. Получение представления о связи генетики и медицины. Ознакомление с наследственными болезнями челове- ка, их причинами и профилактикой. Изучение влияния алкоголизма, наркомании, куре- ния на наследственность на видеоматериале. Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм |
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | Получение представления о генетике как о теоретиче- ской основе селекции. Развитие метапредметных умений в процессе нахождения на карте центров многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных, открытых Н. И. Вавиловым. Изучение методов гибридизации и искусственного отбора. Умение разбираться в этических аспектах некоторых достижений в биотехнологии: клонировании животных и проблемах клонирования человека. Ознакомление с основными достижениями cовременyой селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов |
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ | |
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле | Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. Получение представления об усложнении живых ор- ганизмов на Земле в процессе эволюции. Умение экспериментальным путем выявлять адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Ознакомление с некоторыми представителями редких и исчезающих видов растений и животных. Проведение описания особей одного вида по морфологическому критерию при выполнении лабораторной работы. Выявление черт приспособленности организмов к разным средам обитания (водной, наземно- воздушной, почвенной) |
История развития эволюционных идей | Изучение наследия человечества на примере зна- комства с историей развития эволюционных идей К. Линнея, Ж. Б. Ламарка Ч. Дарвина. Оценивание роли эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира. Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение |
Микроэволюция и макроэволюция | Ознакомление с концепцией вида, ее критериями, подбор примеров того, что популяция — структурная единица вида и эволюции. Ознакомление с движущимися силами эволюции и ее доказательствами. Усвоение того, что основными направлениями эволю- ционного прогресса являются биологический прогресс и биологический регресс. |
Продолжение таблицы
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Умение отстаивать мнение, о сохранении биологиче- ского многообразия как основе устойчивости биосфе- ры и прогрессивного ее развития. Умение выявлять причины вымирания видов | |
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА | |
Антропогенез | Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека. Развитие умения строить доказательную базу по сравнительной характеристике человека и приматов, доказывая их родство. Выявление этапов эволюции человека |
Человеческие расы | Умение доказывать равенство человеческих рас на основании их родства и единства происхождения. Развитие толерантности, критика расизма во всех его проявлениях |
ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ | |
Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой | Изучение экологических факторов и их влияния на организмы. Знакомство с экологическими системами, их видовой и пространственной структурами. Умение объяснять причины устойчивости и смены экосистем. Ознакомление с межвидовыми взаимоотношениями в экосистеме: конкуренцией, симбиозом, хищниче- ством, паразитизмом. Умение строить ярусность растительного сообщества, пищевые цепи и сети в биоценозе, а также экологиче- ские пирамиды. Знание отличительных признаков искусственных со- обществ — агроэкосистемы и урбоэкосистемы. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных при- родных систем (например, леса) и какой-нибудь агро- экосистемы (например, пшеничного поля). Составление схем передачи веществ и энергии по це- пям питания в природной экосистеме и агроценозе |
Биосфера — глобальная экосистема | Ознакомление с учением В. И. Вернадского о биосфере как о глобальной экосистеме. Наличие представления о схеме экосистемы на при- мере биосферы, круговороте веществ и превращении энергии в биосфере. Умение доказывать роль живых организмов в биосфе- ре на конкретных примерах |
Биосфера и человек | Нахождение связи изменения в биосфере с послед- ствиями деятельности человека в окружающей среде. Умение определять воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии. Ознакомление с глобальными экологическими проб- лемами и умение определять пути их решения. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводного аквариума). Решение эко- логических задач. Демонстрирование умения постановки целей деятель- ности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения воз- |
Окончание таблицы
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
можных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов. Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям, животным и их сообществам) и их охране | |
БИОНИКА | |
Бионика как одно из направле- ний биологии и кибернетики | Ознакомление с примерами использования в хозяйственной деятельности людей морфо- функциональных черт организации растений и жи- вотных при создании совершенных технических си- стем и устройств по аналогии с живыми системами. Знакомство с трубчатыми структурами в живой при- роде и технике, аэродинамическими и гидродинами- ческими устройствами в живой природе и технике. Умение строить модели складчатой структуры, ис- пользуемые в строительстве |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося___51 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося _34____ часа;
самостоятельной работы обучающегося __17__ часов.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ