Лабораторное занятие 12. Взаимодействие неаллельных генов

Цель: закрепление теоретических знаний о закономерностях наследования признаков при взаимодействии неаллельных генов

Лабораторная работа 1. Решение ситуационных генетических задач на комплементарность

Ход работы

1. Решите задачи

1. У душистого горошка красная окраска цветков обусловлена сочетанием двух неалельных доминантных генов С и Р. При отсутствии одного из них или обоих пигмент не образуется и цветы остаются белыми.

Скрещиваются два белоцветковых растения. Все гибриды F1 имеют красные цветы. Установите расщепление по фенотипу в потомстве, полученном при скрещивании гибридов первого поколения между собой.

2. У человека доминантный ген D необходим для нормального развития улитки, а ген E – слухового нерва. Рецессивные гены d и e обусловливают глухоту, так как повреждаются эти обязательные отделы слухового аппарата. Определите фенотипы у следующих пар родителей и вероятность рождения глухого ребенка в каждом браке:

а) DdEE ´ DDEe;

б) DdEe ´ DDEe;

в) DdEe ´ ddEe;

г) DdEe ´ DdEe.

д) DDee ´ ddEE;

е) DdEE ´ DdEe.

3. У норки известны два разных рецессивных гена p и i, каждый из них или оба одновременно в гомозиготном состоянии обусловливают платиновую окраску меха. При наличии доминантных аллелей Р и I формируется окраска меха дикого типа. При скрещивании двух платиновых норок все потомство первого поколения было коричневым. Определите генотипы исходных родителей и ожидаемое расщепление по фенотипу во втором поколении от скрещивания особей первого поколения между собой.

4. При скрещивании черной крольчихи с белым кроликом все крольчата первого поколения оказались черными. При возвратном скрещивании гибридов первого поколения с белым родителем получено 18 белых и 7 черных животных. Как наследуется данный тип окраски шерсти у кроликов?

5. В развитии органа слуха участвуют комплементарные гены А и В. Глухонемые супруги Ивановы имели 4 глухонемых детей, а глухонемые супруги Петровы – 5 глухонемых. После смерти жены Иванов женился на вдове Петрова. От этого брака родились 6 детей, все с нормальным слухом.

а) Напишите генотипы супругов Ивановых, супругов Петровых и их детей от первого и второго браков.

б) Сын от второго брака, Иванов-Петров, женился на девушке с таким же генотипом, как у него. Укажите вероятность рождения глухонемых детей в этой семье.

в) Второй сын из семьи Ивановых-Петровых женился на глухонемой девушке – племяннице своей матери. Какова вероятность рождения глухонемых детей у этих супругов?

г) Дочь супругов Ивановых-Петровых вышла замуж за глухонемого юношу, который родился с нормальным слухом, но потерял его вследствие перенесенного заболевания. В его семье никогда не было глухонемых. Какова вероятность рождения глухих детей у этих супругов?

6. У кур встречаются четыре формы гребня, обусловленные взаимодействием двух пар генов. Ген R детерминирует розовидный гребень, ген P – гороховидный. При сочетании этих генов развивается ореховидный гребень. Птицы, рецессивные по обоим генам rrpp, имеют простой листовидный гребень. Определите типы гребней у каждой пары птиц и ожидаемое расщепление по фенотипу у их потомков:

а) rrPP ´ RRpp;

б) RrPp ´ RrPp;

в) RrPp ´ rrpp.

7. У кур встречаются четыре формы гребня, обусловленные взаимодействием двух пар генов. Ген R детерминирует розовидный гребень, ген P – гороховидный. При сочетании этих генов развивается ореховидный гребень. Птицы, рецессивные по обоим генам rrpp, имеют простой листовидный гребень. Определите типы гребней у каждой пары птиц и ожидаемое расщепление по фенотипу у их потомков:

а) rrPP ´ RRpp;

б) RrPp ´ RrPp;

в) RrPp ´ rrpp.

Наши рекомендации