Техника безопасности при приготовлении моющих и дезинфицирующих растворов

При приготовлении растворов и проведении санитарной обработки необходимо соблюдать меры предосторожности, так как многие из дезинфицирующих средств в тех или иных условиях могут быть опасны для людей, выполняющих эту работу. Едкие щелочи разъедают кожу, вызывают глубокие ожоги.

· При попадании на кожу концентрированных растворов щелочи необходимо как можно быстрее их смыть большим количеством воды, а при необходимости нейтрализовать слабым раствором органических кислот. При попадании внутрь они вызывают отравления, сильную рвоту, поносы с кровью, боли в животе и т.д. Особенно опасны брызги щелочей для глаз.

· При использовании горячих растворов щелочи в помещениях, загрязненных фекалиями животных, необходимо хорошее проветривание, чтобы удалить образующийся при взаимодействии мочи с щелочью аммиак, который при большой концентрации может вызвать отравление.

· Хлорная известь и препараты хлора сильно раздражают дыхательные пути, глаза, кожу, повреждают зубы. Рабочих, которые готовят растворы моющих и дезинфицирующих средств, обязательно обеспечивают необходимой спецодеждой, в том числе халатами, фартуками, резиновыми сапогами и перчатками, а при санитарной обработке, связанной с распылением или разбрызгиванием дезинфектантов, если раствор содержит активного хлора более 2% - противогазами или респираторными масками ХРУ-60 или РМГ-67) с патронами марки В и защитными очками.

· Курить и принимать пищу во время работы с дезинфицирующими средствами категорически запрещается.

· Спецодежда должна быть чистой. Фартуки, нарукавники и клеенки, резиновую спецодежду после окончания работы промывают горячей водой с мылом и ополаскивают слабым раствором хлорной воды 0,05-0,1% активного хлора) или 0,3-0,5% раствором хлорамина Б. Щетки обеззараживают горячей водой.

· По окончании работы необходимо вымыть лицо и руки теплой водой с мылом, а посуду и инвентарь, используемый для приготовления дезсредств, промыть 2% раствором кальцинированной соды.

· Хранят их в сухом, хорошо проветриваемом помещении, оборудованном стеллажами: хлорную известь - при температуре не выше 25°С и влажности воздуха не более 20%, не допускается совместное содержание щелочи, огнеопасных веществ, металлов, смазочных масел; хлорамин Б - в темной, плотно закрытой стеклянной или деревянной таре, а трихлоризоциануровую кислоту и дихлоризоцианурат натрия - отдельно от кислот и щелочей; едкий натр в кристаллическом виде - в металлических барабанах, а концентрированные растворы - в емкостях из стали; кальцинированную соду - в многослойных бумажных мешках; препарат демп - в крафт-мешках, вложенных в бочки.

Практическая часть.

1. Соблюдая технику безопасности при приготовлении дезинфицирующих растворов, приготовить 0,2% раствор хлорной извести.

2. Соблюдая технику безопасности при приготовлении дезинфицирующих растворов, приготовить рабочий раствор хлорной извести.

3. Соблюдая технику безопасности при приготовлении дезинфицирующих растворов, приготовить 2% раствор хлорамина.

4. Соблюдая технику безопасности при приготовлении дезинфицирующих растворов, приготовить 1 % раствор хлорамина.

Заполнить таблицу:

Название средства для дезинфекции Технические характеристики средства Концентрация для применения.
       

Контрольные вопросы:

1.Что такое дезинфекция?

2. Назвать необходимые средства защиты при приготовлении дезрастворов.

3. Какие меры предосторожности необходимо соблюдать при приготовлении моющих и дезинфицирующих средств?

смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Десногорский энергетический колледж»

кабинет № 11 студента группы №__209-ТП

Ф.И.О . «» 201__г.

Отчёт по практической работе № 1 .

«Микробиология основных пищевых продуктов»

Цель работы: закрепить основные понятия темы, классифицировать микробы в соответствии с порчей продуктов.

1. Используя учебный материал, заполните таблицу:

Техника безопасности при приготовлении моющих и дезинфицирующих растворов - student2.ru

2. Читая утверждения, впишите в таблицу комментарий «ДА» или «НЕТ»:

Утверждения Комментарии
1. На мясе размножаются микробы в процессе убоя скота и разделки туш  
2. Мясо может приобретать синюшний цвет в результате порчи  
3. Мясо птицы сальмонеллами не заражается  
4. На колбасных изделиях появляются микроорганизмы в результате нарушения процесса производства  
5. Процесс замораживания замедляет развитие микробов на поверхности рыбы  
6. Продукты моря (ракообразные, головоногие, двустворчатые) не могут подвергаться обсеменению микробами  
7. Баночные консервы не поражаются микробами, если соблюдать санитарно-гигиенические условия  

3. Письменно ответьте на вопрос:

Зачем работникам общественного питания знание микробиологии пищевых продуктов?

смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Десногорский энергетический колледж»

кабинет № 11 студента группы №__209-ТП

Ф.И.О . «» 201__г.

Отчёт по практической работе № 2

«Пищевые отравления и инфекционные заболевания, гельминтозы»

Цель работы: закрепить основные понятия темы,

1. Письменно ответьте на вопросы:

Что такое инфекция и как она может передаваться?___________________________________________________

Что такое иммунитет?______________________________________________________

По каким признакам различают иммунитет?______________________________________________________

Почему острые кишечные инфекции называют болезнями «грязных рук»?___________________________________________________________

Пищевые инфекционные заболевания подразделяются на:______________________________________________________________________________

2. Используя учебный материал, заполните таблицу:

Техника безопасности при приготовлении моющих и дезинфицирующих растворов - student2.ru

3. Письменно ответьте на вопросы:

Что такое пищевые отравления и вследствие чего они возникают у человека?

Каковы санитарные правила обработки проросшего картофеля?

В каких случаях возникает отравление цинком и медью?

4. Заполните недостающие звенья и поставьте стрелки в схеме пищевых отравлений

Техника безопасности при приготовлении моющих и дезинфицирующих растворов - student2.ru

5. Используя учебный материал, заполните таблицу:

Техника безопасности при приготовлении моющих и дезинфицирующих растворов - student2.ru

6. Используя учебный материал, заполните таблицу:

Техника безопасности при приготовлении моющих и дезинфицирующих растворов - student2.ru

смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Десногорский энергетический колледж»

кабинет № 11 студента группы №__209-ТП

Ф.И.О . «» 201__г.

Отчёт по практической работе № 3 .

«Санитарные требования к устройству и содержанию предприятий общественного питания»

1. Допишите фразы:

Участок, где построено предприятие общественного питания, должен быть______________________________________________________

К производственным помещениям относятся:_____________________

Складские помещения проектируются в ____________________ части здания.

Питьевая вода по качеству должна соответствовать_________________

Для очистки воздуха используется вентиляция

____________________________________________________ типа.

Все производственные помещения должны освещаться

_______________________________ светом.

Ежемесячная уборка помещений называется

2. Дайте определение следующим понятиям:

Дезинфекция это –

Дератизация это –

Дезинсекция это –

3. Используя учебный материал, заполните таблицу:

Техника безопасности при приготовлении моющих и дезинфицирующих растворов - student2.ru

3. Проверка степени усвоения материала

Выб е р и т е п р а в и л ь ный о т в е т :

1. Самым гигиеничным является следующее оборудование:

а) электрическое;

б) механическое.

2. На предприятиях общественного питания могут использоваться оборудование, инвентарь, посуда и тара только из разрешённых Минздравом материалов?

а) да;

б) нет.

3. Все ли виды оборудования ополаскивают горячей водой?

а) да;

б) нет.

4. Обязательно ли дезинфицировать инвентарь и инструменты?

а) да;

б) нет.

5. Какую посуду разрешается использовать на предприятиях общественного питания?

а) стеклянную;

б) пластмассовую;

в) алюминиевую.

6. С какой целью производится маркировка инвентаря?

а) для предотвращения микробного заражения продуктов;

б) для определения последовательности использования разделочных досок;

в) в целях эстетического оформления.

7. Каким образом работники ЦГСЭН берут смывы на предприятиях общественного питания?

а) просят поваров вымыть руки с дезинфицирующими средствами;

б) протирают влажным стерильным тампоном поверхности изучаемого объекта;

в) смывают горячей водой микроорганизмы с поверхности изучаемого объекта.

смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Десногорский энергетический колледж»

кабинет № 11 студента группы №__209-ТП

Ф.И.О . «» 201__г.

Отчёт по лабораторной (практической) работе № 4 .

«Санитарные требования к транспортировке и хранению пищевых продуктов»

  1. Используя учебный материал, заполните таблицу:
Вид складских помещений   Складируемый продукт   Температурный режим     Срок реализации  
  1. Холодильная камера для хранения мяса
  2. Холодильная камера для хранения рыбы
  3. Холодильная камера для молочных продуктов
  4. Холодильная камера для гастрономических продуктов
  5. Холодильная камера для фруктов и зелени
  6. Склад сухих продуктов
  7. Склад овощей
  8. Хранение хлеба
     

2. Перечислите правила и требования:

2.1. Санитарные правила перевозки полуфабрикатов:____________________________________________________________________

2.2. Санитарные правила хранения пищевых продуктов:__________________________________________________________________________

смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Десногорский энергетический колледж»

кабинет № 11 студента группы №__209-ТП

Ф.И.О . «» 201__г.

Отчёт по практической работе № 5

«Санитарные требования к обработке пищевых продуктов».

1. Используя учебный материал, заполните таблицу:

Вид продукта Санитарно-гигиенические требования Сроки хранения
Мясо    
Птица    
Рыба    
Овощи    
Сыпучие продукты    
Молоко и молочные продукты    
Яйца и яичные продукты    
Кондитерские изделия    

2. Выберите правильный ответ:

2.1. Какова основная цель тепловой обработки продуктов?

а) получение готового продукта;

б) разнообразие блюд;

в) уничтожение микробов.

2.2. Почему необходимо соблюдать санитарные правила при изготовлении мясных полуфабрикатов?

а) чтобы не было бактериального обсеменения;

б) для лучшего хранения.

2.3. Какое яйцо используют для приготовления белкового крема?

а) столовое;

б) диетическое.

3. Допишите фразы:

До начала раздачи качество готовых блюд должно_____________________________________________________

Категорически запрещается смешивать_________________________________________________

При подаче первые блюда и горячие напитки должны иметь температуру

_______ С, вторые блюда и гарниры температуру ______ С, порционные блюда температуру ______ С, холодные блюда и напитки ______ С.

В лечебно-профилактических и детских учреждениях в зимне-весенний период из-за недостатка в овощных блюдах ___________________ требуется обогащать этим некоторые блюда.

За качество готовой продукции и соблюдение правил её отпуска на предприятиях общественного питания несут ответственность ________________ .

4. Ответьте на вопросы:

Какой запас пищи допустим на раздаче?__________________________________________________________

Как нужно организовывать продажу полуфабрикатов на предприятии общественного питания?___________________________________________

Какие санитарные правила следует соблюдать повару при обслуживании потребителей?_______________________________________________________

смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Десногорский энергетический колледж»

кабинет № 11 студента группы №__209-ТП

Ф.И.О . «» 201__г.

Отчёт по практической работе № 6 .

«Санитарно-эпидемиологический надзор и санитарно-эпидемиологическое законодательство»

1. Допишите фразы:

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в нашей стране

Осуществляет________________________________________________

Практическими учреждениями в государственной санитарно-

эпидемиологической службе являются центры Государственного санитарно-эпидемиологического надзора ( ЦГСЭН), в штатах которых_____________________________________________________

Цель предупредительного санитарно-пищевого надзора –__________

Текущий санитарно-пищевой надзор –__________

2. Используя учебный материал, заполните таблицу:

Наименование надзора Где осуществляется? С какой целью осуществляется?  
     
     
     

смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Десногорский энергетический колледж»

кабинет № 11 студента группы №__209-ТП

Ф.И.О . «» 201__г.

Отчёт по лабораторной (практической) работе № 1

«Ознакомление с оборудованием и принадлежностями микробиологической лаборатории. Устройство микроскопа правила работы с ним».

Цель: ознакомиться с оборудованием и принадлежностями микробиологической лаборатории: термостат, сушильный шкаф, автоклав и весы, чашки Петри, препарировальные иглы.

ознакомиться со строением микроскопа и сформировать навыки практической работы с увеличительным прибором.

Оборудование: термостат, сушильный шкаф, автоклав и весы, чашки Петри, препоравальные иглы; микроскоп, бумажные салфетки, листья герани или другого растения.

Порядок выполнения работы:

  1. Рассмотреть аппараты, посуду, приспособления и ознакомиться с их устройством и назначением.
  2. Практически освоить приемы работы с аппаратурой, посудой и приспособлениями
  3. Зарисовать схематично термостат, сушильный шкаф, автоклав, чашки Петри, бактериологическую петлю и препорировальную иглу, подписать их составные части.
  4. Определить назначение каждого аппарата и приспособления.

Устройство микроскопа

Порядок выполнения работы:

1. Установить микроскоп в удобное положение перед собой так, чтобы справа можно было расположить тетрадь.

2. Чистой х.б. салфеткой протереть линзы окуляра, объектива, конденсора и зеркало.

3. Установить окуляр и объектив.

4. Проверить, открыта ли диафрагма.

5. Вращая макровинт, установить тубус в таком положении, чтобы расстояние от линзы до объекта было не более 1 см.

6. Поворачивая зеркало, добиться равномерного освещения поля зрения.

7. Поместить препарат на предметный столик микроскопа и, глядя сбоку, опускают объектив при помощи винта до тех пор, пока расстояние не станет 4-5 мм.

8. Медленно поворачивая макровинт, добиться резкого изображения объекта.

9. Закончив работу, чистой х.б. салфеткой протереть все линзы, микроскоп убрать в специальный футляр.

10. Зарисовать микроскоп и подписать его части.

Записать вывод:

смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Десногорский энергетический колледж»

кабинет № 11 студента группы №__209-ТП

Ф.И.О . «» 201__г.

Отчёт по лабораторной (практической) работе № 2

«Способы приготовления препаратов для микроскопирования.

Цель работы:

Приборы и посуда:бактериологическая петля, покровное стекло, стекло с луночкой, предметной стекло.

Материалы и реактивы: исследуемый материал, мясо-пептонный бульон, вазелиновое масло.

Порядок выполнения работы:

Для изучения микроорганизмов готовят препараты висячей и раздавленной капли.

1. Приготовление висячей капли.

Приготовить суспензию из исследуемого материала и мясо-пептонного бульона. Бактериологической петлей в центр покровного стекла нанести небольшую каплю приготовленной суспензии.

Взять специальное стекло с луночкой в центре и смазать ее края вазелиновым маслом. Луночкой предметного стекла накрыть каплю исследуемого материала так, чтобы капля находилась в центре луночки. Предметное стекло слегка прижать и быстро перевернуть его. При правильном приготовлении препарата капля свисает в луночку.

2. Приготовление раздавленной капли.

Каплю приготовленной суспензии нанести на предметное стекло. Сверху предметного стекла положить покровное.

3. Записать вывод.

4. Контрольные вопросы.

смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Десногорский энергетический колледж»

кабинет № 11 студента группы №__209-ТП

Ф.И.О . «» 201__г.

Отчёт по лабораторной (практической) работе № 3

«Изучение под микроскопом морфологии бактерий, дрожжей и микроскопических грибов»

Цель работы:

Изучить формы, строение и размножение клетки бактерий.

Изучить формы, строение и размножение клетки дрожжей.

Изучить формы, строение и размножение клетки плесневых грибов.

Оборудование:

Окрашенные препараты бактерий (заранее приготовленные).

Суспензия дрожжей (разных видов). Биологический микроскоп. Предметные и покровные стекла. Плесневые грибы (оидиум, мукор, пенициллиум аспергиллюс, альтернария), заранее выращенные на сусло-агаре в чашках Петри.

Практическая часть.

Задание. Микроскопировать окрашенные препараты бактерий, изучить их основные формы. Результаты микроскопирования зарисовать в отчёт.

По результатам изучения письменно ответить на вопросы:

1. Какую форму имеют клетки бактерий?

2. Каковы размеры бактерий?

3. Какие основные виды бактерий?

Задание . Микроскопировать дрожжи в живом виде.

Для изучения морфологии дрожжей путем микроскопирования препарата «раздавленная капля»,ознакомиться с формами (овальные, круглые, лимонообразные и др.), рассмотреть строение клетки и способы размножения). Результаты микроскопирования зарисовать в отчёт.

По результатам изучения ответить на вопросы:

1. Каковы морфологические признаки дрожжей?

2. Какие известны способы размножения дрожжей?

Задание. Микроскопировать плесневые грибы в живом виде в препарате «раздавленная капля», изучить строение мицелия, познакомиться со способами бесполого образования спор. Познакомиться с ключом для определения плесневых грибов. Результаты микроскопирования зарисовать в отчёт.

По результатам изучения ответить на вопросы:

1. Каково строение тела плесневых грибов?

2. Приведите примеры грибов одноклеточных, многоклеточных, а также грибов с одно- и многоклеточными конидиями?

3. Каковы способы размножения грибов?

4. Каково строение органов бесполого и полового размножения грибов?

Вывод:

смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Десногорский энергетический колледж»

кабинет № 11 студента группы №__209-ТП

Ф.И.О . «» 201__г.

Отчёт по лабораторной (практической) работе № 4 .

«Санитарно-бактериологическое исследование смывов с рук, одежды, инвентаря, оборудования »

Цель занятия: Освоить метод смыва для исследования санитарного состояния объектов (столы, руки студентов, термостат, шкаф для посуды)

Приборы и посуда: термостат, чашки Петри, ватные тампоны или салфетки, пипетка.

Материалы и реактивы: мясопептонный агар, изотонический раствор хлорида натрия.

Порядок выполнения работы:

Материалом для посева при исследовании смывов является смывная жидкость, используемая для увлажнения тампона или марлевой салфетки.

Наши рекомендации