Про­ис­хож­де­ние эу­ка­ри­от

Вариант № 4

Про­ис­хож­де­ние эу­ка­ри­от - student2.ru 1. За­да­ние. При­ме­не­ние ка­ко­го на­уч­но­го ме­то­да ил­лю­стри­ру­ет сюжет кар­ти­ны гол­ланд­ско­го ху­дож­ни­ка Я. Стена «Пульс», на­пи­сан­ной в се­ре­ди­не XVII в.?

1) мо­де­ли­ро­ва­ние

2) из­ме­ре­ние

3) экс­пе­ри­мент

4) на­блю­де­ние

По­яс­не­ние.

Он из­ме­ря­ет пульс.

Ответ: 2.

Ответ: 2

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная версия ГИА—2014 по биологии.

2. За­да­ние. Фор­му­лу ка­ко­го ве­ще­ства сле­ду­ет впи­сать на месте про­пус­ка в схеме хи­ми­че­ской ре­ак­ции: Про­ис­хож­де­ние эу­ка­ри­от - student2.ru ?

1) угар­но­го газа

2) уг­ле­кис­ло­го газа

3) хло­ро­фил­ла

4) кис­ло­ро­да

По­яс­не­ние.

Опи­сан про­цесс окис­ле­ния глю­ко­зы (ды­ха­ние):

Про­ис­хож­де­ние эу­ка­ри­от - student2.ru

Ответ: 2.

Ответ: 2

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 1334.

Про­ис­хож­де­ние эу­ка­ри­от - student2.ru 3. За­да­ние. На каком из ри­сун­ков пред­став­лен фраг­мент тела гриба под­оси­но­ви­ка?

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

По­яс­не­ние.

3 — шля­поч­ный гриб (под­оси­но­вик);

1 — дрож­жи; 2 — мукор; 4 — пе­ни­цилл.

Ответ: 3

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по био­ло­гии 28.04.2014 ва­ри­ант БИ90802.

4. За­да­ние. Рас­те­ния, в от­ли­чие от жи­вот­ных, в про­цес­се пи­та­ния НЕ ис­поль­зу­ют

1) энер­гию сол­неч­но­го света

2) ми­не­раль­ные соли

3) уг­ле­кис­лый газ и воду

4) го­то­вые ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства

По­яс­не­ние.

Под­ра­зу­ме­ва­ет­ся ответ под но­ме­ром 4, т. к. рас­те­ния в про­цес­се ми­не­раль­но­го пи­та­ния со­зда­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства, т. е. яв­ля­ют­ся ав­то­тро­фа­ми.

Ответ: 4.

Ответ: 4

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 1329.

5. За­да­ние. Какой тип плода у паслёна?

1) ко­ро­боч­ка

2) орех

3) ко­стян­ка

4) ягода

По­яс­не­ние.

Плод у пас­ле­на — ягода.

У Пас­ле­но­вых два типа пло­дов: ко­ро­боч­ка и ягода. У пас­ле­на, то­ма­та, кар­то­фе­ля — плод ягода.

Ко­ро­боч­ка — плод Пас­ле­но­вых (на­при­мер, у бе­ла­дон­ны); ко­стян­ка — плод Ро­зо­цвет­ных; орех — плод се­мей­ства Оре­хо­вых (на­при­мер, грец­ко­го ореха)

Ответ: 4

Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по био­ло­гии 18.12.2014 Ва­ри­ант БИ90102.

6. За­да­ние. Жи­вот­ное, име­ю­щее мяг­кое на ощупь не­чле­ни­стое тело, ра­ко­ви­ну и ман­тию, от­но­сят к типу

1) Коль­ча­тые черви

2) Хор­до­вые

3) Чле­ни­сто­но­гие

4) Мол­люс­ки

По­яс­не­ние.

Мол­люс­ки — ши­ро­ко рас­про­стра­нен­ные вто­рич­но­по­лост­ные, бес­по­зво­ноч­ные жи­вот­ные. Тело их мяг­кое, не­рас­чле­нен­ное, у боль­шин­ства оно под­раз­де­ля­ет­ся на го­лов­ку, ту­ло­ви­ще и ногу. Глав­ны­ми при­зна­ка­ми мол­люс­ков яв­ля­ет­ся на­ли­чие у боль­шин­ства видов из­вест­ко­вой ра­ко­ви­ны и ман­тии кож­ной склад­ки, при­кры­ва­ю­щей внут­рен­ние ор­га­ны.

Ответ: 4.

Ответ: 4

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 1331.

Про­ис­хож­де­ние эу­ка­ри­от - student2.ru 7. За­да­ние. Какие ор­га­ны ды­ха­ния ха­рак­тер­ны для изоб­ражённого жи­вот­но­го?

1) жабры

2) лёгкие

3) воз­душ­ные мешки

4) тра­хеи

По­яс­не­ние.

На ри­сун­ке изоб­ра­жен кро­ко­дил (Пре­смы­ка­ю­ще­е­ся), ор­га­ны ды­ха­ния ко­то­ро­го пред­став­ле­ны лёгкими.

Ответ: 2

Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по био­ло­гии 06.04.2015 Ва­ри­ант БИ90702.

8. За­да­ние. Какой при­знак клас­са Мле­ко­пи­та­ю­щие свой­ствен че­ло­ве­ку?

1) диа­фраг­ма

2) лёгоч­ное ды­ха­ние

3) го­лов­ной и спин­ной мозг

4) за­мкну­тая кро­ве­нос­ная си­сте­ма

По­яс­не­ние.

Диа­фраг­ма яв­ля­ет­ся ха­рак­тер­ным ана­то­ми­че­ским при­зна­ком мле­ко­пи­та­ю­щих. Иг­ра­ет важ­ную роль в про­цес­се ды­ха­ния.

Лёгоч­ное ды­ха­ние, при­знак мно­гих клас­сов на­чи­ная с Зем­но­вод­ных; го­лов­ной и спин­ной мозг — при­знак мно­гих клас­сов на­чи­ная с Рыб. За­мкну­тая кро­ве­нос­ная си­сте­ма есть и у Коль­ча­тых чер­вей.

Ответ: 1.

Ответ: 1

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 1306.

9. За­да­ние. Для какой ткани ха­рак­тер­но на­ли­чие меж­кле­точ­но­го ве­ще­ства в виде ми­не­ра­ли­зо­ван­ных пла­сти­нок?

1) эпи­те­ли­аль­ной

2) по­пе­реч­но­по­ло­са­той

3) хря­ще­вой

4) кост­ной

По­яс­не­ние.

По мик­ро­ско­пи­че­ско­му стро­е­нию кост­ное ве­ще­ство пред­став­ля­ет осо­бый вид со­еди­ни­тель­ной ткани (в ши­ро­ком смыс­ле слова), кост­ную ткань, ха­рак­тер­ные при­зна­ки ко­то­рой: твёрдое, про­пи­тан­ное ми­не­раль­ны­ми со­ля­ми во­лок­ни­стое меж­кле­точ­ное ве­ще­ство и звезд­ча­тые, снабжённые мно­го­чис­лен­ны­ми от­рост­ка­ми, клет­ки.

Ответ: 4.

Ответ: 4

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 1306.

10. За­да­ние. К ме­ха­ни­че­ской функ­ции ко­стей ске­ле­та че­ло­ве­ка от­но­сят

1) дви­же­ние

2) уча­стие в им­му­ни­те­те

3) обмен солей

4) кро­ве­тво­ре­ние

По­яс­не­ние.

Ске­лет вы­пол­ня­ет ме­ха­ни­че­ские и био­ло­ги­че­ские функ­ции.

Ме­ха­ни­че­ские функ­ции:

— опор­ную функ­цию — кости вме­сте с их со­еди­не­ни­я­ми со­став­ля­ют опору тела, к ко­то­рой при­креп­ля­ют­ся мяг­кие ткани и ор­га­ны;

— функ­цию пе­ре­дви­же­ния (хотя и кос­вен­но, так как ске­лет слу­жит для при­креп­ле­ния ске­лет­ных мышц);

— рес­сор­ную функ­цию — за счет су­став­ных хря­щей и дру­гих кон­струк­ций ске­ле­та (свод стопы, из­ги­бы по­зво­ноч­ни­ка), смяг­ча­ю­щих толч­ки и со­тря­се­ния;

— за­щит­ную функ­цию — фор­ми­ро­ва­ние кост­ных об­ра­зо­ва­ний для за­щи­ты важ­ных ор­га­нов: го­лов­но­го и спин­но­го мозга; серд­ца, лег­ких. В по­ло­сти таза рас­по­ла­га­ют­ся по­ло­вые ор­га­ны. В самих ко­стях на­хо­дит­ся крас­ный кост­ный мозг.

Био­ло­ги­че­ские функ­ции:

— кро­ве­твор­ную функ­цию — крас­ный кост­ный мозг, на­хо­дя­щий­ся в ко­стях, яв­ля­ет­ся ис­точ­ни­ком кле­ток крови;

— за­па­са­ю­щую функ­цию — кости слу­жат депо для мно­гих не­ор­га­ни­че­ских со­еди­не­ний: фос­фо­ра, каль­ция, же­ле­за, маг­ния и по­это­му участ­ву­ют в под­дер­жа­нии по­сто­ян­но­го ми­не­раль­но­го со­ста­ва внут­рен­ней среды ор­га­низ­ма.

Ответ: 1.

Ответ: 1

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 1305.

11. За­да­ние. Про­цесс свёрты­ва­ния крови на­чи­на­ет­ся с

1) раз­ру­ше­ния тром­бо­ци­тов

2) по­ни­же­ния дав­ле­ния крови в со­су­де

3) на­коп­ле­ния в со­су­де ве­ноз­ной крови

4) пре­вра­ще­ния фиб­ри­на в фиб­ри­но­ген

По­яс­не­ние.

Про­цесс свёрты­ва­ния крови на­чи­на­ет­ся с раз­ру­ше­ния тром­бо­ци­тов

Ответ: 1

Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по био­ло­гии 06.04.2015 Ва­ри­ант БИ90702.

12. За­да­ние. В каком(-их) со­су­де(-ах) дав­ле­ние крови наи­боль­шее?

1) в ка­пил­ля­рах

2) в верх­ней полой вене

3) в ниж­ней полой вене

4) в пле­че­вой ар­те­рии

По­яс­не­ние.

В пле­че­вой ар­те­рии че­ло­ве­ка си­сто­ли­че­ское дав­ле­ние со­став­ля­ет 110−125 мм рт. ст., а диа­сто­ли­че­ское — 60—85 мм рт. ст. У детей дав­ле­ние крови зна­чи­тель­но ниже, чем у взрос­лых. Чем мень­ше ре­бе­нок, тем у него боль­ше ка­пил­ляр­ная сеть и шире про­свет кро­ве­нос­ной си­сте­мы, а сле­до­ва­тель­но, и ниже дав­ле­ние крови. После 50 лет мак­си­маль­ное дав­ле­ние по­вы­ша­ет­ся до 130—145 мм рт. ст.

В мел­ких ар­те­ри­ях и ар­те­рио­лах из-за боль­шо­го со­про­тив­ле­ния току крови кро­вя­ное дав­ле­ние резко сни­жа­ет­ся и со­став­ля­ет 60—70 мм рт. ст., в ка­пил­ля­рах оно еще ниже — 30—40 мм рт. ст., в мел­ких венах со­став­ля­ет 10−20 мм рт. ст., а в верх­ней и ниж­ней полых венах в ме­стах впа­де­ния их в серд­це дав­ле­ние крови ста­но­вит­ся от­ри­ца­тель­ным, т. е. ниже ат­мо­сфер­но­го дав­ле­ния на 2−5 мм рт. ст.

Ответ: 4.

Ответ: 4

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 1307.

13. За­да­ние. Био­ло­ги­че­ская роль ды­ха­ния в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка за­клю­ча­ет­ся в

1) диф­фу­зии кис­ло­ро­да из ка­пил­ля­ров в тка­не­вую жид­кость и уг­ле­кис­ло­го газа в ка­пил­ля­ры

2) осу­ществ­ле­нии вдоха и вы­до­ха

3) вы­де­ле­нии энер­гии при окис­ле­нии ор­га­ни­че­ских ве­ществ в клет­ках

4) при­со­еди­не­нии кис­ло­ро­да к мо­ле­ку­лам ге­мо­гло­би­на

По­яс­не­ние.

Ды­ха­ние — это со­во­куп­ность про­цес­сов, обес­пе­чи­ва­ю­щих по­ступ­ле­ние в ор­га­низм кис­ло­ро­да, ис­поль­зо­ва­ние его для окис­ле­ния ор­га­ни­че­ских ве­ществ с вы­сво­бож­де­ни­ем энер­гии и вы­де­ле­ни­ем уг­ле­кис­ло­го газа в окру­жа­ю­щую среду.

Глав­ная роль ды­ха­ния — обес­пе­че­ние ор­га­низ­ма энер­ги­ей. Ис­точ­ни­ком энер­гии яв­ля­ют­ся ор­га­ни­че­ские со­еди­не­ния, ко­то­рые по­сту­па­ют в ор­га­низм с пи­ще­вы­ми ве­ще­ства­ми. Ды­ха­ние обес­пе­чи­ва­ет вы­сво­бож­де­ние этой энер­гии. Энер­гия вы­сво­бож­да­ет­ся на по­след­нем этапе (тка­не­вом ды­ха­нии) при окис­ле­нии ор­га­ни­че­ских со­еди­не­ний.

Ответ: 3.

Ответ: 3

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 1307.

Про­ис­хож­де­ние эу­ка­ри­от - student2.ru 14. За­да­ние. Рас­смот­ри­те ри­су­нок стро­е­ния нефро­на. Что на нём обо­зна­че­но под циф­рой 1?

1) из­ви­той ка­на­лец

2) со­би­ра­тель­ная труб­ка

3) по­чеч­ная ар­те­рия

4) кап­су­ла нефро­на

По­яс­не­ние.

Циф­рой 1 обо­зна­че­на по­чеч­ная ар­те­рия.

Нефрон пред­став­ля­ет собой тон­чай­ший эпи­те­ли­аль­ный ка­на­лец, рас­ши­рен­ный конец ко­то­ро­го в виде мик­ро­ско­пи­че­ски ма­лень­кой дву­стен­ной ча­шеч­ки (кап­су­лы Боуме-на-Шум­лян­ско­го) слепо за­мкнут, а дру­гой конец от­крыт в ло­хан­ку. Между эпи­те­ли­аль­ны­ми стен­ка­ми ча­шеч­ки на­хо­дит­ся узкая по­лость, пе­ре­хо­дя­щая в про­свет из­ви­то­го ка­наль­ца пер­во­го по­ряд­ка. В моз­го­вом ве­ще­стве почки ка­на­лец вы­прям­ля­ет­ся и в се­ре­ди­не из­ги­ба­ет­ся на 180°, об­ра­зуя петлю Генле. В петле две части: нис­хо­дя­щее и вос­хо­дя­щее ко­ле­на. Конец вос­хо­дя­ще­го ко­ле­на петли Генле, до­стиг­нув кор­ко­во­го слоя, из­ви­ва­ет­ся рядом с ча­шеч­кой сво­е­го же нефро­на, об­ра­зуя из­ви­той ка­на­лец вто­ро­го по­ряд­ка, ко­то­рый пе­ре­хо­дит в со­би­ра­тель­ную тру­боч­ку.

К каж­дой ча­шеч­ке под­хо­дит при­но­ся­щая ар­те­рио­ла, ко­то­рая в ее углуб­ле­нии рас­па­да­ет­ся на ка­пил­ляр­ную сеть, на­зы­ва­е­мую со­су­ди­стым клу­боч­ком.

Ответ: 3.

Ответ: 3

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 1309.

15. За­да­ние. В глаз­ном яб­ло­ке че­ло­ве­ка за зрач­ком сле­ду­ет

1) хру­ста­лик

2) стек­ло­вид­ное тело

3) пе­ред­няя ка­ме­ра

4) сет­чат­ка

По­яс­не­ние.

Пред­ло­жен­ный спи­сок по по­ряд­ку: ро­го­ви­ца, пе­ред­няя ка­ме­ра, ра­дуж­ная обо­лоч­ка со зрач­ком, хру­ста­лик, стек­ло­вид­ное тело, сет­чат­ка.

Ответ: 1.

Ответ: 1

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 1321.

16. За­да­ние. Какой про­цесс ха­рак­те­рен для че­ло­ве­ка, на­хо­дя­ще­го­ся в со­сто­я­нии быст­ро­го сна?

1) тор­мо­же­ние в вос­при­я­тии внеш­них раз­дра­жи­те­лей

2) по­вы­ше­ние дав­ле­ния крови

3) сни­же­ние ча­сто­ты ды­ха­ния

4) рас­слаб­ле­ние мышц

По­яс­не­ние.

Быст­рый сон — самая по­след­няя ста­дия в цикле сна. Уси­ли­ва­ет­ся моз­го­вой кро­во­ток, на фоне глу­бо­ко­го мы­шеч­но­го рас­слаб­ле­ния на­блю­да­ет­ся мощ­ная ак­ти­ва­ция ве­ге­та­ти­ки. По­ми­мо то­ни­че­ских ком­по­нен­тов ста­дии быст­ро­го сна, вы­яв­ля­ют­ся фа­зи­че­ские ком­по­нен­ты — быст­рые дви­же­ния глаз­ных яблок при за­кры­тых веках, мы­шеч­ные по­дер­ги­ва­ния в от­дель­ных груп­пах мышц, рез­кие из­ме­не­ния ча­сто­ты сер­деч­ных со­кра­ще­ний (от та­хи­кар­дии к бра­ди­кар­дии) и ды­ха­ния (серия ча­стых вдо­хов-вы­до­хов, потом пауза), эпи­зо­ди­че­ские подъ­емы и па­де­ния кро­вя­но­го дав­ле­ния.

Ответ: 2.

Ответ: 2

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 1334.

17. За­да­ние. Какое за­бо­ле­ва­ние воз­ни­ка­ет у детей, ис­пы­ты­ва­ю­щих не­до­ста­ток солей каль­ция и фос­фо­ра в пи­та­нии?

1) цинга

2) ги­по­ди­на­мия

3) ма­ло­кро­вие

4) рахит

По­яс­не­ние.

Рахит — за­бо­ле­ва­ние детей груд­но­го и ран­не­го воз­рас­та, про­те­ка­ю­щее с на­ру­ше­ни­ем об­ра­зо­ва­ния ко­стей и не­до­ста­точ­но­стью их ми­не­ра­ли­за­ции, обу­слов­лен­ное глав­ным об­ра­зом де­фи­ци­том каль­ция и его ак­тив­ных форм в пе­ри­од наи­бо­лее ин­тен­сив­но­го роста ор­га­низ­ма.

Ответ: 4.

Ответ: 4

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 1321.

18. За­да­ние. Кон­ку­рен­ция в ис­кус­ствен­ных со­об­ще­ствах воз­ни­ка­ет между

1) па­ра­зи­та­ми и хо­зя­е­ва­ми

2) ви­да­ми со сход­ны­ми по­треб­но­стя­ми

3) ви­да­ми, из­вле­ка­ю­щи­ми поль­зу из связи друг с дру­гом

4) хищ­ни­ка­ми и жерт­ва­ми

По­яс­не­ние.

Кон­ку­рен­ция — вза­и­мо­от­но­ше­ния ак­тив­но­го со­рев­но­ва­ния между осо­бя­ми од­но­го или раз­ных видов со сход­ны­ми по­треб­но­стя­ми за сред­ства су­ще­ство­ва­ния и усло­вия раз­мно­же­ния.

Ответ: 2.

Ответ: 2

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Центр. Ва­ри­ант 1304.

Про­ис­хож­де­ние эу­ка­ри­от - student2.ru 19. За­да­ние. Если в про­цес­се эво­лю­ции у жи­вот­но­го сфор­ми­ро­ва­лось серд­це, изоб­ражённое на ри­сун­ке, то ор­га­на­ми ды­ха­ния жи­вот­но­го долж­ны быть

1) кожа

2) лёгкие

3) лёгоч­ные мешки

4) жабры

По­яс­не­ние.

На ри­сун­ке серд­це трех­ка­мер­ное с не­пол­ной пе­ре­го­род­кой, при­над­ле­жа­щее Пре­смы­ка­ю­щим­ся; орган ды­ха­ния Пре­смы­ка­ю­щих­ся — лег­кие.

Ответ: 2.

Ответ: 2

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Даль­ний Восток. Ва­ри­ант 1326.

20. За­да­ние. Рас­смот­ри­те гра­фик за­ви­си­мо­сти роста эм­бри­о­на (в мм) от воз­рас­та этого эм­бри­о­на. На каком ме­ся­це бе­ре­мен­но­сти рост эм­бри­о­на со­став­ля­ет 250 мм?

Про­ис­хож­де­ние эу­ка­ри­от - student2.ru

1) 3

2) 4

3) 5

4) 6

По­яс­не­ние.

На­хо­дим точку пе­ре­се­че­ния гра­фи­ка с "во­об­ра­жа­е­мой" ли­ни­ей и на­хо­дим по­ка­за­тель на оси срок бе­ре­мен­но­сти — по­лу­ча­ем 5 ме­ся­цев

Ответ: 3

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по био­ло­гии 16.10.2013 ва­ри­ант БИ9102.

21. За­да­ние. Между по­зи­ци­я­ми пер­во­го и вто­ро­го столб­цов при­ведённой ниже таб­ли­цы име­ет­ся опре­делённая связь:

Целое Часть
Цел­лю­ло­за Глю­ко­за
Белок ...

Какое по­ня­тие сле­ду­ет впи­сать на место про­пус­ка в этой таб­ли­це?

1) хитин

2) ри­бо­за

3) ами­но­кис­ло­та

4) нук­лео­тид

По­яс­не­ние.

Связь между столб­ца­ми: по­ли­мер (целое) — мо­но­мер (часть).

По­ли­мер — цел­лю­ло­за : мо­но­мер — глю­ко­за; по­ли­мер — белок : мо­но­мер — ами­но­кис­ло­та.

Ответ: 3.

Ответ: 3

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 1323.

22. За­да­ние. Ука­жи­те, какие из при­ведённых суж­де­ний верны.

A. Транс­порт ми­не­раль­ных ве­ществ в рас­те­нии про­ис­хо­дит по кси­ле­ме.

B. За­па­са­ние пи­та­тель­ных ве­ще­ству рас­те­ний про­ис­хо­дит толь­ко в кор­нях.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко В

3) верны оба утвер­жде­ния

4) оба утвер­жде­ния не­вер­ны

По­яс­не­ние.

А — верно.

Б — не верно, т. к. за­па­са­ние ве­ществ может про­ис­хо­дить и в дру­гих ча­стях рас­те­ния, на­ри­мер, в стеб­лях (в серд­це­ви­не).

Ответ: 1

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по био­ло­гии 27.01.2014 ва­ри­ант БИ90301.

23. За­да­ние. Какие из при­ведённых ха­рак­те­ри­стик ха­рак­тер­ны для дву­доль­ных рас­те­ний? Вы­бе­ри­те три вер­ных при­зна­ка из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) про­во­дя­щие пучки со­дер­жат кам­бий

2) одна се­мя­до­ля

3) стерж­не­вая кор­не­вая си­сте­ма

4) все­гда тра­вя­ни­стые

5) па­рал­лель­ное жил­ко­ва­ние ли­стьев

6) число ча­стей цвет­ка крат­но четырём или пяти

По­яс­не­ние.

При­зна­ки дву­доль­ных: про­во­дя­щие пучки со­дер­жат кам­бий, стерж­не­вая кор­не­вая си­сте­ма, число ча­стей цвет­ка крат­но четырём или пяти.

2, 4, 5 — при­зна­ки Од­но­доль­ных.

Ответ: 136

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по био­ло­гии 27.01.2014 ва­ри­ант БИ90301.

24. За­да­ние. Какие при­зна­ки ха­рак­тер­ны для пред­ста­ви­те­лей клас­са Хря­ще­вые рыбы? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) от­сут­ствие жа­бер­ных кры­шек

2) осе­вой ске­лет кост­ный или кост­но-хря­ще­вой

3) от­сут­ствие пла­ва­тель­но­го пу­зы­ря

4) толь­ко на­руж­ное опло­до­тво­ре­ние

5) оби­та­ют в реках, озёрах, пру­дах

6) оби­та­ют в морях и оке­а­нах

По­яс­не­ние.

У хря­ще­вых рыб, в от­ли­чие от кост­ных, нет пла­ва­тель­но­го пу­зы­ря; жабры от­кры­ва­ют­ся на­ру­жу жа­бер­ны­ми ще­ля­ми; жа­бер­ных кры­шек нет; ске­лет со­сто­ит из хря­щей; боль­шин­ство видов живут в со­ле­ных водах, хотя есть и прес­но­вод­ные. Для хря­ще­вых рыб ха­рак­тер­но внут­рен­нее опло­до­тво­ре­ние.

Ответ: 136

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 1315.

25. За­да­ние. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ком обык­но­вен­ной без­зу­б­ки и кри­те­ри­ем вида, для ко­то­ро­го этот при­знак ха­рак­те­рен. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

ПРИ­ЗНАК КРИ­ТЕ­РИЙ ВИДА
A) ли­чин­ка раз­ви­ва­ет­ся в воде 1) мор­фо­ло­ги­че­ский
Б) ра­ко­ви­на об­ра­зо­ва­на двумя створ­ка­ми 2) эко­ло­ги­че­ский
В) тело по­кры­то ман­ти­ей  
Г) пи­та­ет­ся вод­ны­ми ор­га­низ­ма­ми  
Д) кро­ве­нос­ная си­сте­ма не­за­мкну­тая  
Е) взрос­лое жи­вот­ное оби­та­ет в прес­ных водоёмах  

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

A Б В Г Д Е
           

По­яс­не­ние.

Кри­те­рии вида — это при­зна­ки, по ко­то­рым срав­ни­ва­ют 2 ор­га­низ­ма, чтобы опре­де­лить, от­но­сят­ся они к од­но­му виду или к раз­ным.

Мор­фо­ло­ги­че­ский — внут­рен­нее и внеш­нее стро­е­ние.

Эко­ло­ги­че­ский — со­во­куп­ность фак­то­ров внеш­ней среды, не­об­хо­ди­мых для жизни вида (тем­пе­ра­ту­ра, влаж­ность, пища, кон­ку­рен­ты и т. п.).

Ответ: 211212

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 1321.

26. За­да­ние. Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке пунк­ты ин­струк­ции по про­ве­де­нию экс­пе­ри­мен­та, до­ка­зы­ва­ю­ще­го вы­де­ле­ние рас­те­ни­я­ми уг­ле­кис­ло­го газа. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

1) На­крой­те ком­нат­ное рас­те­ние стек­лян­ным кол­па­ком.

2) По­ме­сти­те рядом с ком­нат­ным рас­те­ни­ем ста­кан с из­вест­ко­вой водой.

3) По­ме­сти­те ком­нат­ное рас­те­ние, на­кры­тое стек­лян­ным кол­па­ком, в тёмный шкаф.

4) Рас­смот­ри­те по­мут­нев­шую из­вест­ко­вую воду.

5) Возь­ми­те ком­нат­ное рас­те­ние с боль­шим чис­лом ли­стьев.

По­яс­не­ние.

По­ря­док сле­ду­ю­щий:

Возь­ми­те ком­нат­ное рас­те­ние с боль­шим чис­лом ли­стьев.

По­ме­сти­те рядом с ком­нат­ным рас­те­ни­ем ста­кан с из­вест­ко­вой водой.

На­крой­те ком­нат­ное рас­те­ние стек­лян­ным кол­па­ком.

По­ме­сти­те ком­нат­ное рас­те­ние, на­кры­тое стек­лян­ным кол­па­ком, в тёмный шкаф.

Рас­смот­ри­те по­мут­нев­шую из­вест­ко­вую воду.

Ответ: 52134

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Даль­ний Восток. Ва­ри­ант 1325.

27. За­да­ние. Вставь­те в текст «Про­ис­хож­де­ние эу­ка­ри­от» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого чис­ло­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в ответ.

Про­ис­хож­де­ние эу­ка­ри­от

Со­глас­но самой рас­про­стра­нен­ной на се­го­дняш­ний мо­мент тео­рии, пер­вы­ми на пла­не­те по­яви­лись __________ (А) ор­га­низ­мы. Эу­ка­ри­о­ты по­яви­лись на­мно­го позд­нее. Тео­рия гла­сит, что эу­ка­ри­о­ты воз­ник­ли в ре­зуль­та­те по­сте­пен­но­го услож­не­ния стро­е­ния ар­хе­бак­те­рий и вступ­ле­ния их в _________ (Б) с дру­ги­ми бак­те­ри­я­ми. Так, ми­то­хон­дрии, име­ю­щие свою соб­ствен­ную ДНК и ри­бо­со­мы, яв­ля­ют­ся ор­га­но­и­да­ми, про­изо­шед­ши­ми таким об­ра­зом. Ми­то­хон­дрии вы­пол­ня­ют функ­ции по­став­щи­ков __________ (В) для клет­ки. Дру­ги­ми ор­га­но­и­да­ми та­ко­го про­ис­хож­де­ния яв­ля­ют­ся __________ (Г).

Пе­ре­чень тер­ми­нов

1) па­ра­зи­тизм

2) сим­би­оз

3) ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства

4) энер­гия

5) про­ка­ри­о­ти­че­ский

6) эу­ка­ри­о­ти­че­ский

7) хло­ро­пласт

8) ап­па­рат Голь­д­жи

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г
       

По­яс­не­ние.

Со­глас­но самой рас­про­стра­нен­ной на се­го­дняш­ний мо­мент тео­рии, пер­вы­ми на пла­не­те по­яви­лись про­ка­ри­о­ти­че­ские (А) ор­га­низ­мы. Эу­ка­ри­о­ты по­яви­лись на­мно­го позд­нее. Тео­рия гла­сит, что эу­ка­ри­о­ты воз­ник­ли в ре­зуль­та­те по­сте­пен­но­го услож­не­ния стро­е­ния ар­хе­бак­те­рий и вступ­ле­ния их в сим­би­оз (Б) с дру­ги­ми бак­те­ри­я­ми. Так, ми­то­хон­дрии, име­ю­щие свою соб­ствен­ную ДНК и ри­бо­со­мы, яв­ля­ют­ся ор­га­но­и­да­ми, про­изо­шед­ши­ми таким об­ра­зом. Ми­то­хон­дрии вы­пол­ня­ют функ­ции по­став­щи­ков энер­гии (В) для клет­ки. Дру­ги­ми ор­га­но­и­да­ми та­ко­го про­ис­хож­де­ния яв­ля­ют­ся хло­ро­пла­сты (Г).

Ответ: 5247

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по био­ло­гии 28.04.2014 ва­ри­ант БИ90802.

28. За­да­ние 28 № 221. Рас­смот­ри­те фо­то­гра­фию листа ин­жи­ра. Вы­бе­ри­те ха­рак­те­ри­сти­ки, со­от­вет­ству­ю­щие его стро­е­нию, по сле­ду­ю­ще­му плану: тип листа; жил­ко­ва­ние листа; форма листа; тип листа по со­от­но­ше­нию длины, ши­ри­ны и по рас­по­ло­же­нию наи­бо­лее ши­ро­кой части; форма края. При вы­пол­не­нии ра­бо­ты ис­поль­зуй­те ли­ней­ку и ка­ран­даш.

Про­ис­хож­де­ние эу­ка­ри­от - student2.ru А. Тип листа

1) че­реш­ко­вый 2) си­дя­чий

Б. Жил­ко­ва­ние листа

1) па­рал­лель­ное 2) ду­го­вид­ное
3) паль­ча­тое 4) пе­ри­стое

В. Форма листа Про­ис­хож­де­ние эу­ка­ри­от - student2.ru

Г. Тип листа по со­от­но­ше­нию длины, ши­ри­ны и по рас­по­ло­же­нию наи­бо­лее ши­ро­кой части Про­ис­хож­де­ние эу­ка­ри­от - student2.ru

Д. Край листа (для вы­де­лен­но­го фраг­мен­та) Про­ис­хож­де­ние эу­ка­ри­от - student2.ru

Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

A Б В Г Д
         

По­яс­не­ние.

Лист ин­жи­ра: че­реш­ко­вый, паль­ча­тый, паль­ча­то-раз­де­лен­ный, округ­лый, вол­ни­стый.

Ответ: 13572

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Центр. Ва­ри­ант 1303.

29. За­да­ние. Поль­зу­ясь тек­стом «Раз­ви­тие бы­чье­го цепня» и соб­ствен­ны­ми зна­ни­я­ми, опи­ши­те воз­мож­ный путь па­ра­зи­та от боль­но­го жи­вот­но­го, через тор­го­вую сеть, до места в теле че­ло­ве­ка, где взрос­лый червь может про­жить до 15 лет.

Наши рекомендации