Содержания основной образовательной программы

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Учебно-методическое пособие и программа курса

Екатеринбург, 2011

ББК 20я73

Рожицина Е.В., Ягодин Д.А.. Концепции современного естествознания. Учебно-методическое пособие и программа курса. Екатеринбург, 2011.

Пособие содержит Госстандарт курса КСЕ (2001г.), списки основной и дополнительной литературы, комментарии к списку литературы, программу учебной дисциплины, план лекционного курса и семинарских занятий, вопросы для самопроверки. Пособие включает в себя также Словарь основных терминов курса КСЕ.

Авторы-составители: Рожицина Е.В. к. ф.-м. н.

Ягодин Д.А. к. ф.-м. н.

Рецензенты:

П.С.Попель, зав. кафедрой общей физики и естествознания УрГПУ, профессор, д.ф.-м.н.

Н.И.Ильиных, зам.зав.кафедры математики и физики СибГУТИ, доцент, к.ф.-м.н.

Цели и задачи курса

Цель курса – ознакомление студентов, обучающихся по гуманитарным направлениям, с дополнительным для них неотъемлемым компонентом единой культуры – естествознанием – формирование целостной системы взглядов на окружающий мир. Данная дисциплина предствляет собой не просто совокупность образных глав традиционных курсов физики, химии, биологии и экологии, является продуктом междисциплинарного синтеза на основе комплексного историко- философского, культурологического и эволюционно-синергетического подхода к современному естествознанию. Её эффективное преподавание возможно на основе применения новой мировоззренческой парадигмы, способной объединить оба компонента культуры и раскрыть универсальную роль метаязыка, синтезирующего фундаментальные законы естествознания, философии и синергетики.

Настоящая программа составлена в соответствии с примерной программой дисциплины «Концепции современного естествознания», утвержденной Главным управлением образовательно-профессиональных программ и технологий Госкомвуза России, а также в соответствии с дополнительными требованиями (вузовско-региональным компонентом) к обязательному минимуму содержания и к уровню подготовки бакалавров и специалистов в Уральском государственном педагогическом университете.

Требования к знаниям

По окончании курса студент должен иметь представление:

- об истории развития естествознания;

- об особенностях современного естествознания; о концепциях пространства и времени;

- о принципах симметрии и законах сохранения;

- о корпускулярной и континуальной традициях в описании природы;

- о динамических и статистических закономерностях в естествознании;

- о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот;

- о самоорганизации в живой и неживой природе;

- об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира;

- о взаимодействиях физических, химических и биологических процессов; - о специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем, о целостности и гомеостазе; об иерархичности, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем;

- о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы;

- о сообществах организмов, экосистемах, о места человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры.

Стартовый контроль

проводится в форме тестирования. Позволяет оценить уровень остаточных знаний по естественнонаучным дисциплинам. На общую оценку успеваемости не влияет.

Возможные формы проведения - диктант (по терминологии курса), либо тестирование.

Методические рекомендации для студентов.

1. Ознакомиться с требованиями ГОС и Тезаурусом курса (см. ниже). Прослушать курс лекций.

2. Выбрать тему самостоятельной работы и согласовать ее с преподавателем.

Письменное эссе (тезисы доклада) должно с естественнонаучной точки зрения и собственной позиции автора раскрыть смысл темы. Объем тезисов - не более 5 стр. формата А4. Объем реферата (доклада) не более 20 стр. Доклад сдавать на электронном носителе с целью проверки по программе Атиплагиат Вуз.. Ссылки на эл. ресурсы обязательны.

3. Итоговый контроль. Доклады на семинарских занятиях в форме конференции. Проверка уровня представлений по перечисленным ниже вопросам, отражающим требования ГОС, владения терминологией тезауруса дисциплины в форме экзамена (см. Вопросы к экзамену), итоговое компьютерное диагностическое тестирование (www.i-exam.ru), федеральный интернет экзамен в сфере профессионального образования (www.fepo.ru).

Требования ГОС к обязательному минимуму

содержания основной образовательной программы

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии. Химические процессы, реакционная способность веществ. Эволюция Земли и современные концепции развития геосферных оболочек. Особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, биосфера и космические циклы; ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре. Проблемы и методы современных естественных наук; методы математического моделирования в современном естествознании и экологии.

План лекционного курса

Стандартный курс КСЕ для дневного отделения рассчитан на 100-120 ч. полной нагрузки или 50-60 ч. аудиторной работы и 50-60 ч. СРС. Соотношение аудиторной и внеаудиторной работы при заочной форме обучения составляет в среднем 1/10, т.е. большая часть работы ложится на плечи слушателя. Именно этот факт и является основанием для тщательной организации индивидуального учебного пространства (см. ниже).

Наши рекомендации