Тема 16. Человек в животном мире

Место человека в системе животного мира и антропогенез:

иммунология и биохимия как определители родства человека с приматами

Основные этапы развития Человека разумного:

гипотеза широкого моноцентризма.

Дифференциация на расы. Расы и этносы:

грацилизация, акселерация, биоэтика.

Эколого-эволюционные возможности человека

Биосоциальные основы поведения:

Мораль животных.

Тема 17. Биосфера и цивилизация

Биосфера и место человека в биосфере:

трофическая цепь, продуценты, консументы, редуценты, абиотический и

биотический, факторы, закон Либиха, лимитирующие факторы.

Антропогенный фактор и глобальные экологические проблемы:

парниковый эффект, кислотные дожди.

Негэнтропийный взгляд на экологические проблемы:

главный источник негэнтропии.

Тема 18. Основные концепции биотехнологии

Микробиология:

великие микробиологи, основные направления микробиологии.

Инженерная энзимология:

иммобилизованный фермент, инженерная энзимология.

Перспективы биотехнологии и проблемы биологической безопасности.

Биоэтика:

генная и клеточная инженерия, евгеника, клонирование, расшифровка

генома человека, биоэтика.

Тема 19. Принципы симметрии в научной картине мира

Понятие симметрии:

геомерическая, динамическая, калибровочная, теорема Нётер.

Симметрия простраства-времени и законы сохранения:

однородность, изотропность, однородность пространства, однородность

времени, изотропность пространства, анизотропность времени.

Симметрия и асимметрия живого:

понятие киральности, ложный и истинный вакуум.

Нарушение симметрии как источник самоорганизации.

Тема 20. Эволюционно-синергетическая парадигма

Концепция самоорганизации в науке.

Основные понятия и принципы синергетики:

открытость, нелинейность, диссипативность, порядок и хаос, бифуркации и

параметры порядка, фазовое пространство и аттракторы системы.

Примеры самоорганизации в неживой природе:

«ячейки Бенара», «химические часы»

Самоорганизация в социальных системах:

синергетика и экономика, эволюция в социальных и гуманитарных

системах, синергетические координаты для описания эволюции.

Тема 21. Естествознание в мировой культуре

Проблема двух культур:

наука и мистицизм, вопрос о ценности науки, раскол на 2 культуры.

Перспективы интеграции знаний в науке будущего.

План семинаров

Семинар 1. Круглый стол – семинар. Доклады по разделам: Научный метод. История естествознания. Основные понятия современной физики.

Семинар 2. Круглый стол – семинар. Доклады по разделам: Синергетика. Основные понятия и законы химии.

Семинар 4. Круглый стол – семинар. Доклад по теме «Античная картина мира и её творцы». Лабораторная работа «Карта звездного неба».

Семинар 4. Круглый стол – семинар. Доклады по разделам: История геологического развития Земли. Возникновение и развитие жизни. Эволюция.

Семинар 5. Круглый стол – семинар. Доклады по разделам: Человек. Биоэтика. Биосфера. Ноосфера.

Темы докладов

Свойства научного знания.

Методы эмпирического познания.

Методы теоретического познания.

Фундаментальные вопросы, на которые отвечает НКМ.

Научные картины мира.

ОТО как теоретическая основа современной научной космологии.

Физическое поле как совокупность реальных и виртуальных частиц.

Физический вакуум и проблемы космомикрофизики.

Принцип дополнительности как методологический и гносеологический.

Энтропия как измеряемая физическая величина.

Реликтовое электромагнитное излучение.

Реликтовые нейтрино.

Проблема темной массы и темной материи.

Симметрия как принцип построения и структурной организации физических теорий.

Квантовая механика - основа неклассического мышления и современных технологий.

Псевдонаука как имитация научной деятельности.

Научные революции и их специфика.

Первичная сингулярность. Что было до Большого взрыва?

Антропный принцип в космологии. Его общенаучное и философское значение.

Проблема происхождения тяжелых элементов во Вселенной.

Зачем нужен адронный коллайдер?

Основные условия и принципы самоорганизации.

Теория относительности как физическое учение о пространстве и времени.

Вопросы к итоговому экзамену

1. Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира.

2. Научный метод познания.

3. Естественнонаучная и гуманитарная культуры.

4. Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития).

5. Развитие представлений о материи.

6. Развитие представлений о движении.

7. Развитие представлений о взаимодействии.

8. Пространство, время, симметрия.

9. Принципы симметрии, законы сохранения.

10. Эволюция представлений о пространстве и времени.

11. Специальная теория относительности.

12. Общая теория относительности.

13. Структурные уровни и системная организация материи.

14. Микро-, макро-, мегамиры.

15. Системные уровни организации материи.

16. Структуры микромира.

17. Процессы в микромире.

18. Химические системы.

19. Реакционная способность веществ.

20. Особенности биологического уровня организации материи.

21. Принципы воспроизводства живых систем.

22. Порядок и беспорядок в природе.

23. Динамические и статистические закономерности в природе.

24. Концепции квантовой механики.

25. Принцип возрастания энтропии.

26. Закономерности самоорганизации. Принципы универсального эволюционизма.

27. Панорама современного естествознания.

28. Космология (мегамир).

29. Геологическая эволюция.

30. Происхождение жизни (эволюция и развитие живых систем).

31. Эволюция живых систем.

32. История жизни на Земле и методы исследования эволюции (эволюция и развитие живых систем).

33. Генетика и эволюция.

34. Биосфера и человек.

35. Экосистемы (многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости живых систем).

36. Биосфера.

37. Человек в биосфере.

38. Глобальный экологический кризис (экологические функции литосферы, экология и здоровье).

Рекомендуемая литература.

1. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Нс. 1997. – 832 с. http://www.biblioclub.ru/57299_Kontseptsii_sovremennogo_estestvoznaniya_Osnovnoi_kurs_v_voprosakh_i_otvetakh.html

2. Рузавин Г. Концепции современного естествознания . М. 1997. – 287с. http://www.biblioclub.ru/115396_Kontseptsii_sovremennogo_estestvoznaniya_Uchebnik.html

3. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. Под ред. С.И. Самыгина. Р/Д: «Феникс», 1999. – 448с.

4. Горелов А. Концепции современного естествознания. М. 1997. – 208с.

5. Гуляев С.А., Жуковский В.М., Комов С.В. Основы естествознания. Екатеринбург: изд-во «УралЭкоЦентр», 2000.-560 с.

6. Дягилев Ф.М. Концепции современного естествознания.

7. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика.

8. Недельский Н.Ф. и др. Концепции современного естествознания (уч. пособ.).

9. Савельев И.В. Основы теоретической физики.

10. Маров М.Я.Планеты солнечной системы.

11. Шкловский И.С. Вселенная, Жизнь, Разум.

12. Зигель Ю.А. Астрономическая мозаика.

13. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение.

14. Общая биология // под ред. Акад. В.К.Шумного и др.

15. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации.

16. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания.

17. Сноу Ч.П. Две культуры.

Дополнительная литература

1. Аллен Дж., Нельсон М. Космические биосферы. М.: Прогресс. 1991. – 128с.

2. Горелов А. Человек – гармония –природа. М.: Наука, 1990. – 192с.

3. Девис П. Суперсила. Поиски единой теории Природы. М.: Мир. 1989. – 272с.

4. Концепции современного естествознания. Учебные пособия по для вузов 2000-2001 гг. издания.

5. Мотылева Л.. и др. КСЕ. СПб. 2000.

6. Суханов А.Д., Голубева О.Н. КСЕ. М. 2000.

7. Лавринеко В.Н., Ратникова В.П. КСЕ. М. 2000.

8. Карпенков С.Х. КСЕ. М. 2000.

9. Кэри У. В поисках закономерностей развития Земли и Вселенной. М.: Мир. 1991. – 447с.

10. Журналы «Вопросы философии», «Наука и жизнь», «Природа», «Nature» и др..

К списку литературы

Учебник Дубнищевой Т. содержит разделы:

Мир, природа, человек: естествознание в мировой культуре. Пространство и время, структура пространства. Масштабы Вселенной. Законы сохранения и принципы симметрии. Динамика Ньютона. Астрономическая Вселенная и закон всемирного тяготения. Колебания и волны. Закон сохранения и превращения энергии. Второе начало термодинамики. Поиск моделей и закономерностей, феноменологические модели строения вещества, атомистическое строение материи, полевая форма материи, свет – электромагнитная волна. Химические связи и химические реакции. Статистическое понимание физических законов, реальные системы и фазовые переходы. Световые кванты и зарождение квантовой теории. Единство и разнообразие живых организмов. Вероятностный мир и законы эволюции. Появление флуктуаций в физике. Вероятностное понимание микромира. Эволюция и строение Галактики. Элементы эволюции Вселенной. История нашей планеты. Эволюция климата. Элементарная биохимия. Гипотезы происхождения жизни. Теории эволюции живого. Самоорганизация. Энтропия и информация. Генетическая информация. Открытые системы. Теории хаоса и порядка. Жизнь и игра или «Игра жизни». Закономерности эволюции биосферы. Негэнтропия и экологические проблемы. Модели естествознания и процессы в обществе.

Данное пособие является самым объемным из учебников по КСЕ и рекомендуется в качестве справочного пособия для тех, кто хочет освежить в памяти основные разделы естественных наук.

Учебник Рузавина Г. содержит разделы:

Естественно–научная и гуманитарная культуры. Естественно–научная картина мира. Концепция относительности пространства–времени. Концепция неопределенности квантовой механики. Концепция детерминизма и статистические законы. Концепция необратимости и термодинамики. Концепция бесконечности и космогоническая эволюция. Концепция атомизма и элементарные частицы. Концептуальные уровни в познании веществ и химические системы. Концепция уровней биологических структур и организации живых систем. Концепция биосферы и экология. Концепция эволюции в биологии. Концепция самоорганизации в науке. Концепция системного метода.

Учебник Самыгина наиболее полно отвечает требованиям Госстандарта, за исключением пунктов 20-24 [1][1]. Содержит разделы:

Научный метод. История естествознания. Элементы современной физики. Основные понятия и представления химии. Возникновение и эволюция жизни. Человек.

Учебник Горелова А. содержит разделы:

Что такое наука и естествознание. Структура естественнонаучного познания. Методы и динамика естественнонаучного познания. Расширяющаяся Вселенная. Строение и эволюция звезд и планет. Релятивистская физика: теория относительности. Вероятностный подход: квантовая механика. Науки о сложных системах: кибернетика. Науки о сложных системах: синергетика. Происхождение и эволюция жизни. Генетика и самовоспроизводство жизни. Экология и учение о биосфере. Происхождение и эволюция человека. Поведение и высшая нервная деятельность. Этология и социобиология. Вклад естествознания в изучение человека. Мозг, сознание, бессознательное. Расширяющееся сознание и углубляющаяся нравственность. Современная естественнонаучная картина мира и будущее науки.

Учебник Гуляева С.А. содержит разделы:

Система мира. Космический этап истории Замли. О природе вещей. Геологический этап истории Земли. «Исторический» этап истории Земли. Ноосфера.

***

Наши рекомендации