Год - - - Исследователи и их открытия
1869 - - - Фридрих Мишеротрыл новое вещество - ДНК (в гное из инфицированных ран!)
1941 - - - Бидл и Татум - один ген - один белок.
1944 - - - Эвери -ДНК - это генетический материал.
1953 - - - Уотсон и Крик -открытие двойной спирали ДНК.
1958 - - - Меселсон и Сталь,полуконсервативная модель репликации ДНК.
1961 - - - Жакоб и Моно,- модель оперона в генетической регуляции.
1970 - - - Темин и Балтимор,обратная транскриптаза в ретровирусах.
1977 - - - Расшифровка ДНК; некодирующие последовательности в генах.
1981 - - - Обнаружена каталитическая активность РНК; получены трансгенные животные
1987 - - - Кери Миллис,полимеразная цепная реакция
1995 - - - Бактерия Haemophilus influenzae стала первым организмом, чья ДНК была полностью расшифрована
1997 - - - Клонирование овечки «Долли»
2000 - - - Расшифрована последовательность нуклеотидов генома человека (Дж. Крейг Вентор)
Дополнительная литература.
1. Д.Кларк, Л. Рассел Молекулярная биология: простой и занимательный подход. / Пер с англ. изд. 2-е. - М.: ЗАО "Компания КОНД" 2004. 472 с.
2. Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Л. Молекулярная биология. М.: 2003 554 с.
Вопросы для подготовки к контрольной работе №1
Вариант 1
1. Какие виды пассивного транспорта веществ в клетку и из клетки Вы знаете?
2. Примеры структурной, защитной и сигнальной функции углеводов.
3. Какие этапы окисления глюкозы Вы знаете и каков их энергетический выход?
4. Перечислите двумембранные органоиды и назовите их главные функции.
5. Точковая мутация вставка и её последствия для кодируемого белка
6. Основные условия для репликации ДНК?
7. Расставить продукты по их энергетической ценности от боле сытных к менее сытным: хлеб, бутылка кукурузного масла, пачка сахара – рафинада
8. Биологический смысл мейоза.
9. Назвать производные мезодермы.
10. Указать правильную последовательность из 7 периодов жизни человека.
Вариант 2.
1. Перечислить функции белков (9).
2. Почему при употреблении избыточного количества углеводов (мучное и сладкое) происходит ожирение?
3. Назвать пуриновые и пиримидиновые азотистые основания РНК.
4. Две главные опасности анаэробного окисления глюкозы и место его протекания в клетке.
5. Описать отличия 8 видов нуклеотидов.
6. Общий план строения всех биологических мембран.
7. Почему клетки печени и кожи человека с одинаковыми молекулами ДНК не похожи друг на друга?
8. Стадии митоза, при которых происходят процессы спирализация и деспирализация хромосом.
9. Назвать производные эктодермы.
10. Факторы, снижающие дозировку лекарств у грудных детей.
Вариант 3.
1. Отличия ДНК от РНК по составу нуклеотидов.
2. Функции углеводов.
3. Пример отрицательной обратной связи при регуляции гомеостаза в организме человека.
4. Что такое свободные радикалы и каково их влияние на биологические мембраны?
5. Чем аденин ДНК отличается от аденина РНК?
6. С чем был связан дерепрессор при транскрипции в опытах Жакоба-Моно и что его разрушало?
7. Возможные последствия для здоровья замещения 1 нуклеотида в ДНК?
8. Биологический смысл митоза.
9. Назвать производные энтодермы.
10. Факторы, снижающие дозировку лекарств у стариков.
Вариант 4.
1. Примеры значения для организма человека Na, K, и Ca.
2. Функции липидов.
3. Назвать 5 видов азотистых оснований и 2 вида пентоз в составе нуклеотидов.
4. Сколько всего триплетов в генетическом коде, сколько триплетов кодируют аминокислоты в биосинтезе белка, сколько стоп-кодонов и сколько инициирующих кодонов?
5. Назвать органоиды, содержащие собственную ДНК.
6. Возможные последствия выпадения 1 нуклеотида из ДНК для структуры кодируемого белка.
7. Пять главных условий для транскрипции.
8. Назвать три источника комбинативной изменчивости.
9. Что не проникает через здоровый плацентарный барьер?
10. Факторы, снижающие дозировку лекарств у стариков.
Вариант 5
1. Примеры значения для организма человека Fe, F и I.
2. Почему точечная мутация "выпадение" опаснее "инверсии"?
3. Привести по 2 примера в каждой из трех главных групп углеводов.
4. Как с помощью ДНК кодируются небелковые компоненты клетки (липиды, углеводы)?
5. Что лимитирует (ограничивает) функции митохондрий (3 фактора)?
6. Пример осмоса в организме человека
7. Почему у людей не отрастают ампутированные конечности, несмотря на наличие строительного материала, энергии и информации?
8. Указать правильную последовательность событий клеточного цикла при митотическом кариокинезе.
9. Продолжительность эмбрионального, фетального и внутриутробного периода жизни.
10. Назвать три группы гипотез старения.
Вариант 6.
1. Примеры жирных кислот.
2. Принцип комплементарного спаривания азотистых оснований нуклеиновых кислот.
3. Энергетическая сущность фотосинтеза.
4. Какие органоиды клетки не имеют мембран?
5. Дать определение нуклеиновых кислоты.
6. Что «переводят» при трансляции?
7. Почему выпадение трех последовательных нуклеотидов лучше выпадения 1 нуклеотида?
8. Указать правильную последовательность событий клеточного цикла при мейотическом кариокинезе.
9. Указать последовательность этапов онтогенеза от оплодотворения (зиготы) до родов.
10. Классификация видов регенерации.
Вариант 7.
1. Назвать основные этапы биосинтеза белка (4).
2. Принцип комплементарности при репликации ДНК.
3. Указать главные преимущества аэробного окисления перед анаэробным.
4. Зачем в сердечных клетках - миокардиоцитах так много митохондрий (34%)?
5. Примеры немембранных органоидов клетки.
6. Почему вставка трех последовательных нуклеотидов лучше вставки 1 нуклеотида?
7. Какие гипотезы биогенеза не отвечают на вопрос о происхождении жизни во вселенной?
8. Назвать три последовательных периода интерфазы клеточного цикла.
9. Назвать симптомы, свидетельствующие о перенесенном тератогенном воздействии на ребенка.
10. Что такое «Иммунная яма»?
Вариант 8.
1. В чем сущность процессинга.
2. В чем сущность фолдинга.
3. Где конкретно идет анаэробное окисление глюкозы в клетке?
4. Чем отличаются активный и пассивный транспорт по отношению к градиенту концентрации?
5. Сущность гипотезы биогенеза «стационарное состояние».
6. Конкретный пример индукции гена.
7. Что такое интроны, экзоны и сплайсинг?
8. Указать правильную последовательность 4 стадий сперматогенеза мужчин.
9. Перечислить основные провизорные органы зародыша.
10. Указать период жизни, возраст и пол человека, при котором наблюдаются строго периодические изменения гормонального фона.
Вариант 9.
1. Основные свойства генетического кода?
2. Почему точечные мутации "вставки" опаснее "замещений"?
3. Пример инактивации экзогенных веществ на гладком эндоплазматическом ретикулуме.
4. Зачем нужны гены - операторы?
5. Что такое отрицательная обратная связь?
6. Четыре вида точковых мутаций.
7. Примеры ферментов репликации ДНК, транскрипции и фолдинга.
8. Указать правильную последовательность 3 стадий оогенеза женщин.
9. Назвать функции аллантоиса и амниона.
10. Какие этапы жизни здорового половозрелого человека требуют строгие ограничения спектра принимаемых препаратов?
Вариант 10.
1. Функции пластинчатого аппарата клетки (комплекса Гольджи).
2. Чем хорош вырожденный триплетный генетический код?
3. Что лимитирует (ограничивает) функции митохондрий (3 главных фактора)?
4. Примеры регуляторной, защитной и структурной функций липидов.
5. Почему опасно нарушать границы рН в клетках?
6. Биологический смысл неравного деления цитоплазмы оогонии при мейотическом делении?
7. Чем «инверсия» хуже «замещения»?
8. Какие качественные изменения наследственного материала происходят при нормальном мейотическом делении?
9. Назвать функции хориона и желточного мешка.
10. В чем опасность концевой «недорепликации» ДНК по одной из гипотез старения.
Вариант 11.
1. Понятие о гомеостазе.
2. Назвать главные функции гладкой эндоплазматической сети
3. Почему митохондрии относят к жизненноважным органоидам клетки, если выработка энергии дублируется на гладкой ЭПС?
4. Точковая мутация – замещение и её последствия для кодируемых белковых молекул.
5. Какие основные условия (5) необходимы для трансляции?
6. Что необходимо для 2-го этапа окисления в клетке (3 фактора)?
7. Назвать две менее тяжелые и две более тяжелые точковые мутации.
8. Чем интроны отличаются от экзонов?
9. Какие качественные изменения наследственного материала происходят при нормальном мейотическом делении?
10. Назвать функции плаценты.
Вариант 12.
1. Основные условия (5) для репликации ДНК
2. Функции наружной цитоплазматической мембраны клетки.
3. Указать два главных преимущества аэробного окисления глюкозы.
4. Точковая мутация –инверсия и её последствия для кодируемых белковых молекул.
5. Сколько молекул АТФ содержится в составе 1 молекулы глюкозы и сколько молекул АТФ можно получить при анаэробном окислении 1 молекулы глюкозы?
6. Принцип комплементарности при репликации ДНК
7. Что такое окислительное фосфорилирование?
8. Основные события профазы и метафазы митоза.
9. Назвать критические периоды внутриутробного развития.
10. Назвать три главные причины смерти людей.
Вариант 13.
1. Где происходит анаэробное окисление глюкозы, чем оно опасно и каков его энергетический выход?
2. Пример дерепрессии генов.
3. Кем выдвинута гипотеза о строении ДНК и кем доказан полуконсервативный характера её репликации?
4. Виды активного транспорта.
5. Роль белков репрессоров по гипотезе Жакоба-Моно.
6. Почему точечные мутации "вставки" опаснее "замещений" одного нуклеотида?
7. Чем отличаются друг от друга тетрады человека до и после кроссинговера?
8. Назвать сроки имплантации и плацентации зародыша.
9. В каких периодах жизни нельзя механически пересчитывать дозу лекарства на массу тела?
10. Сколько примерно весит плод, плацента и матка к концу нормальной беременности
Вариант 14.
1. Назвать 4 типа химических реакций при инактивации лекарств на гладком эндоплазматическом ретикулуме.
2. Назовите основные элементы оперона по гипотезе Жакоба-Моно.
3. Функции трех видов РНК.
4. Что произойдет с эритроцитами в очищенной (дистиллированной) воде и 5% растворе NaCl? Почему?
5. Назвать 4 вида точковых мутаций.
6. Примеры транспортной, сигнальной и регуляторной функций белков
7. В каком процессе принимает участия ДНК- полимераза.
8. Основные события анафазы и телофазы митоза.
9. Что такое редукционное (направляющее) тельце первого порядка?
10. Почему должна быть прибавка массы (8-10 кг) у женщины к концу 9 месяца беременности?
Вариант 15.
1. Какие виды РНК нужно иметь для трансляции?
2. Функции гранулярной и гладкой эндоплазматической сети.
3. Какие основные условия (5) необходимы для трансляции?
4. Что необходимо для 2-го этапа окисления в клетке (3 фактора)
5. С чем аденин и гуанин комплементарно спариваются при транскрипции и при репликации ДНК?
6. Что такое индуктор?
7. Почему при недостатке кислорода изменяется рН клетки?
8. Сколько идентичных хромосом у 1- бабуши и внучки; 2- отца и сына; 3- монозиготных братьев близнецов?
9. Сколько весят плацента, матка и околоплодные воды в конце нормальной беременности.
10. Назовите примеры стабильных, лабильных и статических (по регенераторной способности) клеток человека.
Вариант 16.
1. Примеры сигнальной, репродуктивной и защитной функций белков.
2. Точковая мутация вставка и её последствия для кодируемых белковых молекул
3. Назвать этапы окисления глюкозы и их энергетическое значение
4. Описать строение нуклеотидов ДНК.
5. Условия (3) для полного окисления глюкозы в клетке
6. Пример отрицательной обратной связи при регуляции гомеостаза в организме человека
7. Почему при ацидозах и алкалозах в клетках нарушаются обменные процессы?
8. Чем профаза митоза отличается от профазы–I мейоза?
9. Чем бластула отличается от гаструлы?
10. Приведите примеры старческих изменений в организме человека.