Пример рекомендуемой структуры рабочей программы

Методические рекомендации

по составлению рабочей программы учебных предметов, курсов согласно требованиям

Федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 п.18.1.2, программы отдельных учебных предметов, курсов (рабочие программы) должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее ООП ООО).

В Стандарте подробно изложены требования к структуре ООП ООО, основой которого должны стать разработанные педагогами рабочие программы по каждому из учебных предметов.

«…18.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны:

1) обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы;

2) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, рабочих программ курсов внеурочной деятельности, курсов метапредметной направленности, программ воспитания, а также системы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897

Таким образом, рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Авторские программы учебных предметов разрабатываются авторами УМК на основе ФГОС, примерных основных образовательных программ и авторской концепции построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Данная программа может быть разработана как одним автором, так и группой авторов с учетом различных подходов к структурированию учебного материала, последовательностью изучения отдельных тем. Внедрению авторской программы в практику работы образовательного учреждения предшествует, как правило, ее апробация и экспертиза, проводимая издательствами.

«Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для Авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений Авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.

Разнообразие образовательных потребностей и запросов обучающихся, обеспечение вариативности содержания образования приводят к необходимости модифицирования (адаптации) программ и разработки рабочих программ, в которых учителя должны отразить особенности преподавания учебного предмета в конкретном классе конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

«Рабочая программа и Примерная программа имеют отличия. Так, Примерная программа определяет базовые знания, умения, навыки и отражает систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера. Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых требований к ее построению, а также описывает национально-региональный уровень, учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении. Таким образом, рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.»

Изменения в Примерной основной образовательной программе
основного общего образования

Особенностью новой Примерной основной образовательной программы основного общего образования является то, что предметные результатыприводятся в блоках«Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться». Умениями, описанными в блоке «Выпускник научится» могут и должны овладеть все обучающиеся. Оценивание достижения результатов этого блока происходит с помощью заданий базового уровня.

В блоке «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, которые могут быть достигнуты не всеми обучающимися, а наиболее мотивированными и способными. В повседневной практике преподавания учитель не должен добиваться формирования умений из этого блока у всех обучающихся, поскольку как сами эти умения, так и учебный материал, на котором они формируются, отличаются повышенной сложностью, либо носят пропедевтический характер на данном уровне обучения. Соответствующая группа результатов в тексте примерной основной образовательной программы выделена курсивом. В материалы итогового контроля блока «Выпускник научится» могут включаться задания высокого уровня, направленные на выявление уровня достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться». Это целесообразно делать для того, чтобы обучающиеся (по их выбору) могли продемонстрировать овладение более высоким (по сравнению с базовым) уровнем достижений, а учитель мог наблюдать динамику изменения численности наиболее подготовленных обучающихся.

Рабочие программы отдельного предмета, курсаявляются обязательным компонентом содержательного раздела основной образовательной программы образовательной организациииосновой для создания КТП учителя.

Рабочая программа по отдельному учебному предмету, курсу должна быть составлена на весь период основного общего образования (1-4 классы, 5-9 классы, 10-11 классы), а не на отдельные периоды или годы, а уже на основе этой программы разрабатываются Рабочие программы (РП учителя)на каждый класс или параллель по усмотрению администрации образовательной организации и утверждается самостоятельным локальным актом.

В соответствии ФГОС Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1. пояснительную записку, в которой конкретизируются цели общего образования с учетом специфики учебного предмета

2. общую характеристику учебного предмета, курса

3. описание места учебного предмета, курса в учебном плане

4. личностные, метапредметные и предметныерезультаты освоения

конкретного учебного предмета, курса

5. содержание учебного предмета, курса (распределено по разделам, описываются только смысловые единицы курса, а не последовательность освоения курса)

6. тематическое планированиес определением основных видов учебной деятельности (с указанием количества часов, отводимых на освоение каждого раздела):

1ч в неделю в 5 и 6 классах, 2 ч в неделю в 7, 8, 9 классах. Всего за пять лет обучения 280 ч

Тематическое планирование 5 класс

34ч, 1 час в неделю

Содержание программы Тематическое планирование Характеристика основных видов деятельности обучающегося
  РАЗДЕЛ 1. ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ -10 часов  
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент Биология — наука о живой природе. Биологические науки. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды Определять значение биологических знаний в современной жизни. Оценивать роль биологической науки в жизни общества. Устанавливать основные приёмы работы с учебником

Тематическое планирование 6 класс

Тематическое планирование 7 класс

Тематическое планирование 8 класс

Тематическое планирование 9 класс

Необходимость включения в тематическое планирование основных видов деятельности обучающихся обуславливается требованием стандарта к структурным элементам программ по учебным предметам, курсам. Формулировки основных видов деятельности обучающихся можно найти в текстах Примерных программ по учебным предметам (включая программы разработчиков УМК), а также на сайте http://standart.edu.ru/

7. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;

8. планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (выпускник научитьсявыпускник получит возможность научиться)

«В целях снижения административной нагрузки педагогических работников общеобразовательных организаций подготовлены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в части требований к рабочим программам учебных предметов...

Основными элементами Рабочей программыучебного предмета, курса, в

соответствии с подготовленными изменениями, являются:

1) планируемые предметные результаты

2) содержание учебного предмета

3) календарно-тематическое планирование

Рабочая программа учителя составляется индивидуально каждым учителем с учетом специфики класса и предмета (рабочие программы разных учителей одной параллели могут отличаться).

Если РП используется как отдельный документ, тогда структура может быть таковой:

1. Титульный лист (на параллель или отдельный класс)

2. Пояснительная записка (с указанием названия УМК, авторов учебников, соответствующих Федеральному перечню учебников, рекомендованных МО РФ для обучения в 2015-2016 учебном году, кол-ва часов)

3. Тематическое планирование по каждому классу отдельно(повторить на параллель, например 5-х или 6-х классов и т.д с РП на 5-9 классы) с указанием кол-ва часов и видов деятельности на параллель или класс.

4. Планируемые предметные результатыосвоения конкретного учебного предмета, курса (повторить раздел «Планируемые результаты учебного предмета, курса» как часть раздела из ООП ООО «примерной программы основного общего образования»: выпускник научиться (не изменяется) — выпускник получит возможность научиться (может быть изменена).

5. Календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС составляются каждым учителем индивидуально, графы разрабатываются на основе рекомендаций образовательной организации:

n/n Тема урока Содержание Практическая часть (лабораторные практические работы) или контроль
         

Примечание. Виды деятельности обучающихся отражаются в тематическом планировании в обобщенном виде по разделам программы с указанием кол-ва часов (пункт 3)

· Графикпроведения уроков составляется на основе календарного графика ОУ

Дата n/n Тема урока
     

Приложение.

Пример рекомендуемой структуры рабочей программы

№ п/п Наименование раздела программы Примерное содержание рабочей программы
1. Титульный лист   – наименование учредителя общеобразовательной организации; – название образовательной организации (согласно Уставу); – название предмета; – класс (5-9 класс), учебный год (2016 -2017 учебный год и т.д.); – Ф.И.О. учителя (составителя программы); – грифы рассмотрения, согласования и утверждения (рассматривается МО, согласовывается на методическом совете, утверждается приказом руководителя ОУ); – год составления программы;  
2. Пояснительная записка   – указываются (конкретизируются) нормативные документы, на которые опирается составитель рабочей программы; – цели и задачи учебного курса, место учебного курса при изучении предмета; - направленность программы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
3. Общая характеристика учебного предмета   – особенности программы, реализуемые подходы, используемый УМК; – изменения, внесенные в примерную программу, обоснование причин изменений; – учет особенностей обучающихся; – особенности организации учебного процесса: формы, методы, средства обучения.
4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане   - указываются классы, в которых планируется осуществлять освоение рабочей программы учебного предмета/курса в основной школе; - количество часов (по неделям и годам обучения), выделяемое на освоение программы;
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса   - отмечаются требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; - отражаются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета/курса, согласующиеся с поставленными ранее целями освоения рабочей программы; - результаты отражают индивидуальные, общественные и государственные потребности, сформулированы в деятельностной форме.
6. Содержание учебного предмета, курса.   Составляется на основе примерной и авторской программ с учетом внесенных учителем изменений. Включает: – перечень разделов с уточнением количества часов; – изучаемая тема и перечень вопросов темы; - контрольные работы  
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебнойдеятельности   Последовательность изучения разделов и тем с указанием количества учебных часов, и видов деятельности
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения   Перечень используемой литературы. Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса. Оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей программы.
9. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса   Составляются на основе ФГОС ООО, примерной и авторской программы. Включают описание целей / результатов обучения, выраженных в действиях обучающихся.
10. Календарно-тематическое планирование по каждому классу   Календарно-тематический план оформляется в виде таблицы, форма которой утверждается на уровне ОУ Может быть представлена: – тема урока ; – виды деятельности; – планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные); – формы контроля; – контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, проекты;  

Наши рекомендации