Лабораторная работа № 6. Тема: Токсичность щелочей

Тема: Токсичность щелочей

Цель: изучить отличительные особенности токсического влияния щелочей на рыб.

Материалы и оборудование: живая рыба, аквариумы с отстоянной водопроводной водой, едкий натрий (NaOH), сачок, лакмусовая бумага, скальпель, стеклян­ная палочка, электростимулятор, электрическая лампа, ЭПГ, пинцет, ножницы, кю­вета, препаровальные иглы, марля, вата, микроскоп, предметные и покровные стек­ла.

Задание

1 Приготовьте два аквариума: один контрольный (с чистой водой) и одинопыт­ный (с токсикантом).

2 Проведите анализ поведения рыб в опы­те.

3 Проведите электропневмографическое изучение дыхательного цикла под­опытных рыб.

4 Проведите потологоанотомическое исследование опытных рыб.

5 Сделайте вывод.

Содержание

В сточных водах многих промышленных предприятий содержатся разнооб­разные щелочи. Токсическое действие их определяется содержанием гидроксильных группнов. Изменение РН воды, обусловленное щелочами, в определенных пределах, является токсичным для рыб и других гидробионтов. Колебание РН воды, кроме того, усили­вает токсичность других ядовитых соединений.

Ход работы

Приготовьте два аквариума с чистой отстоянной в течение суток водопровод­ной, водой. Один из них будет служить контролем, другой – опытным. В опытном аквариуме добавлением едкого натра (NaOH) создайте активную реакцию (РН) воды, равную десяти. Подберите две подопытные рыбы одинаковые по виду и линейно-весовым показателям, и поместите каждую из них в аквариумы с вышеука­занным токсикантом и контрольный. После пересадки рыб проводите постоян­ные наблюдения за их поведением в различных вариантах опыта, особое внимание обратите на положение рыб в аквариумах (у дна, в толще воды, на поверхности) на изменение характера движения плавников, жаберных крышек, челюстей, мышц и обшей двигательной активности. Отметьте наличие или отсутствие судорог мышц и плавников, слизеотделения и т.д.

После начала опыта регулярно с интервалом в 15-20 мин возбуждайте подопытных рыб различными раздражителями: шумом (стук по стеклу), прикосновением палочки, электрическим током, светом лампочки, отмечая особенности ответной реакции рыб в различных вариантах опыта. При этом не за­бывайте, что после действия каждого раздражителя необходимо рыбам давать успо­коиться. Через час с начала опыта проведите электролневмографнческое изучение дыхательного ритма рыб (определите чистоту и глубину дыхания) в различных ва­риантах опыта. После наступления стадии отравления рыб (полная потеря равнове­сия в опытных аквариумах), зафиксируйте время и проведите визуальный осмотр внешних органов и тканей. Обратите внимание на количество слизи, ее цвет и кон­систенцию, состояние кожного покрова, глаз, плавников, жаберных лепестков (ок­раска, кровоизлияния, консистенция) положение жаберных крышек и рта (закрыты или открыты).

Затем, у подопытной рыбы возьмите из хвостовой вены кровь и определи­те время ее свертывания. С помощью микроскопа определите, произошли ли гемолиз и агглютинация форменных элементов крови. Обратите внимание на изменение цвета крови опытной рыбы в сравнении с контролем. Вскрой­те опытную и контрольную рыбу и исследуйте состояние скелетных мышц и внут­ренних органов (печень, почки, кишечник, плавательный пузырь, сердце, селезенка). Отметьте наличие или отсутствие патологических изменений (окраска, консистен­ция, кровоизлияния) в вышеуказанных органах рыб. По ходу работы результаты ис­следования записывайте в таблицу. Проведите их анализ и сделайте выводы о токсичности щелочей.

Таблица – Результаты токсического влияния щелочи на рыб

№ п/п Показатели Контроль РН=7 Опыт 1 РН=10
Поведение    
Реакция на раздражители    
Частота дыха­ния    
Глубина дыха­ния    
Время «потери равновесия»    
Характеристика крови    
Изменение внешних орга­нов    
Изменение внутренних органов    

Вопросы для контроля:

1 Как проявляется токсичное действие щелочи на рыб?

2 Как влияют щелочи на поведение и физиолого-биохимические показатели рыб?

Лабораторная работа № 7

Тема: Токсичность окислителей

Цель: изучите отличительные особенности токсического влияния тяжелых метал­лов и окислителей на рыб.

Материалы и оборудование: живая рыба, аквариумы с отстоянной водопроводной водой, перманганат калия (КМпО4), сачок, набор инстру­ментов (кювета, скальпель, пинцет, ножницы, препаровальные иглы, марля, вата), стеклянная палочка, электрическая лампа, ЭПГ, микроскоп, предметные и покров­ные стекла.

Задание

1 Приготовьте два аквариума: один контрольный (с чистой водой) и один опыт­ный (с токсикантом).

2 Проведите сравнительный анализ поведения рыб в различных вариантах опы­та.

3 Проведите электропневмографическое изучение дыхательного цикла под­опытных рыб.

4 Проведите паталогоанотомическое исследование опытных рыб.

5 Сделайте вывод.

Содержание

Кокислителям относятся неорганические соединения, обладающие сильно выраженными окисляющими свойствами (хлор, хлористый аммоний, бром, перман-ганат калия, перекись водорода, озон). Они, в основном, обладают локальным дей­ствием на жабры и кожные покровы, вызывая обильные слизеотделение и разруше­ние респираторного эпителия, что вызывает удушье.

Ход работы

Приготовьте два аквариума с чистой, отстоянной водой. Один из них будет служить контролем, другой – опытным. В опытный аквариум добавьте перманганат калия (КМпО4) из расчета кон­центрации 50 мл/л.

Подберите две подопытные рыбы, одинаковые по виду и линейно-весовым показателям и поместите их аквариумы с вышеуказанными концентрациями и кон­трольной. После посадки рыб в аквариумы проводите постоянные наблюдения за их поведением. Обратите внимание на положение рыб в аквариумах (у дна, в толще во­ды, на поверхности), на характер движения плавников, жаберных крышек, челю­стей, мышц и общую двигательную активность. Отметьте наличие или отсутствие слизеотдедения, судорог, мышц и плавников.

После начала опытов регулярно с интервалом в 15-20 мин возбуждайте под­опытных рыб различными раздражителями: шумом (стук по стеклу), прикосновени­ем палочки, электрическим током, светом лампочки, отмечая постепенные измене­ния ответных реакций рыб в воде с токсикантом. Необходимо помнить, что после действия каждого раздражителя обязательно надо давать рыбам отдохнуть. Через час с начала опыта проведите электропневмографическое изучение дыхатель­ного ритма подопытных рыб (определите частоту и глубину дыхания) в различных вариантах эксперимента. После наступления стадии отравления рыб – «полная поте­ря равновесия» в опытных аквариумах зафиксируйте время и проведите визуальный осмотр внешних органов и тканей. Обратите особое внимание на количество слизи на коже и жабрах, ее цвет и консистенцию, состояние кожного покрова, глаз, плавников, жаберных лепестков (окраска, кровоизлияния, консистен­ция) положение жаберных крышек и рта (закрыты или открыты).

Затем у всех подопытных рыб отсеките скальпелем или ножницами хвосто­вой стебель. Поместите по капле крови на предметное стекло, с помощью микро­скопа рассмотрите препараты и отметьте, в каких вариантах опыта произошли гемо­лиз и агглютинация форменных элементов. Обратите внимание на различие в цвете крови у подопытных рыб.

Вскройте подопытных рыб и исследуйте состояние внутренних органов и тканей (мышцы, кровь, печень, почки, кишечник, плавательный пузырь, сердце, се­лезенка). Отметьте патологические изменения (окраска, консистенция, кровоизлия­ния) выше указанных органов опытных рыб.

Результаты наблюдения запишите в таблицу и сделайте вывод о токсичности окислителей для рыб.

Таблица – Результаты токсического влияния перманганата калия на рыб

№п/п Показатели Контроль КМпО4
Поведение    
Реакция на раз­дражители    
Частота дыхания    
Глубина дыхания    
Время «потери равновесия»    
Характеристика крови    
Изменение внешних органов    
Изменение внут­ренних органов    

Вопросы для контроля:

1 Как проявляется токсичное действие перманганата калия на рыб?

2 Каковы симптомы отравления перманганатом калия?

3 В чем заключается влияние перманганата калия на поведение и физиолого-биохимические показатели рыб?

Наши рекомендации