Лабораторная работа № 6. Тема: Токсичность щелочей
Тема: Токсичность щелочей
Цель: изучить отличительные особенности токсического влияния щелочей на рыб.
Материалы и оборудование: живая рыба, аквариумы с отстоянной водопроводной водой, едкий натрий (NaOH), сачок, лакмусовая бумага, скальпель, стеклянная палочка, электростимулятор, электрическая лампа, ЭПГ, пинцет, ножницы, кювета, препаровальные иглы, марля, вата, микроскоп, предметные и покровные стекла.
Задание
1 Приготовьте два аквариума: один контрольный (с чистой водой) и одинопытный (с токсикантом).
2 Проведите анализ поведения рыб в опыте.
3 Проведите электропневмографическое изучение дыхательного цикла подопытных рыб.
4 Проведите потологоанотомическое исследование опытных рыб.
5 Сделайте вывод.
Содержание
В сточных водах многих промышленных предприятий содержатся разнообразные щелочи. Токсическое действие их определяется содержанием гидроксильных группнов. Изменение РН воды, обусловленное щелочами, в определенных пределах, является токсичным для рыб и других гидробионтов. Колебание РН воды, кроме того, усиливает токсичность других ядовитых соединений.
Ход работы
Приготовьте два аквариума с чистой отстоянной в течение суток водопроводной, водой. Один из них будет служить контролем, другой – опытным. В опытном аквариуме добавлением едкого натра (NaOH) создайте активную реакцию (РН) воды, равную десяти. Подберите две подопытные рыбы одинаковые по виду и линейно-весовым показателям, и поместите каждую из них в аквариумы с вышеуказанным токсикантом и контрольный. После пересадки рыб проводите постоянные наблюдения за их поведением в различных вариантах опыта, особое внимание обратите на положение рыб в аквариумах (у дна, в толще воды, на поверхности) на изменение характера движения плавников, жаберных крышек, челюстей, мышц и обшей двигательной активности. Отметьте наличие или отсутствие судорог мышц и плавников, слизеотделения и т.д.
После начала опыта регулярно с интервалом в 15-20 мин возбуждайте подопытных рыб различными раздражителями: шумом (стук по стеклу), прикосновением палочки, электрическим током, светом лампочки, отмечая особенности ответной реакции рыб в различных вариантах опыта. При этом не забывайте, что после действия каждого раздражителя необходимо рыбам давать успокоиться. Через час с начала опыта проведите электролневмографнческое изучение дыхательного ритма рыб (определите чистоту и глубину дыхания) в различных вариантах опыта. После наступления стадии отравления рыб (полная потеря равновесия в опытных аквариумах), зафиксируйте время и проведите визуальный осмотр внешних органов и тканей. Обратите внимание на количество слизи, ее цвет и консистенцию, состояние кожного покрова, глаз, плавников, жаберных лепестков (окраска, кровоизлияния, консистенция) положение жаберных крышек и рта (закрыты или открыты).
Затем, у подопытной рыбы возьмите из хвостовой вены кровь и определите время ее свертывания. С помощью микроскопа определите, произошли ли гемолиз и агглютинация форменных элементов крови. Обратите внимание на изменение цвета крови опытной рыбы в сравнении с контролем. Вскройте опытную и контрольную рыбу и исследуйте состояние скелетных мышц и внутренних органов (печень, почки, кишечник, плавательный пузырь, сердце, селезенка). Отметьте наличие или отсутствие патологических изменений (окраска, консистенция, кровоизлияния) в вышеуказанных органах рыб. По ходу работы результаты исследования записывайте в таблицу. Проведите их анализ и сделайте выводы о токсичности щелочей.
Таблица – Результаты токсического влияния щелочи на рыб
№ п/п | Показатели | Контроль РН=7 | Опыт 1 РН=10 |
Поведение | |||
Реакция на раздражители | |||
Частота дыхания | |||
Глубина дыхания | |||
Время «потери равновесия» | |||
Характеристика крови | |||
Изменение внешних органов | |||
Изменение внутренних органов |
Вопросы для контроля:
1 Как проявляется токсичное действие щелочи на рыб?
2 Как влияют щелочи на поведение и физиолого-биохимические показатели рыб?
Лабораторная работа № 7
Тема: Токсичность окислителей
Цель: изучите отличительные особенности токсического влияния тяжелых металлов и окислителей на рыб.
Материалы и оборудование: живая рыба, аквариумы с отстоянной водопроводной водой, перманганат калия (КМпО4), сачок, набор инструментов (кювета, скальпель, пинцет, ножницы, препаровальные иглы, марля, вата), стеклянная палочка, электрическая лампа, ЭПГ, микроскоп, предметные и покровные стекла.
Задание
1 Приготовьте два аквариума: один контрольный (с чистой водой) и один опытный (с токсикантом).
2 Проведите сравнительный анализ поведения рыб в различных вариантах опыта.
3 Проведите электропневмографическое изучение дыхательного цикла подопытных рыб.
4 Проведите паталогоанотомическое исследование опытных рыб.
5 Сделайте вывод.
Содержание
Кокислителям относятся неорганические соединения, обладающие сильно выраженными окисляющими свойствами (хлор, хлористый аммоний, бром, перман-ганат калия, перекись водорода, озон). Они, в основном, обладают локальным действием на жабры и кожные покровы, вызывая обильные слизеотделение и разрушение респираторного эпителия, что вызывает удушье.
Ход работы
Приготовьте два аквариума с чистой, отстоянной водой. Один из них будет служить контролем, другой – опытным. В опытный аквариум добавьте перманганат калия (КМпО4) из расчета концентрации 50 мл/л.
Подберите две подопытные рыбы, одинаковые по виду и линейно-весовым показателям и поместите их аквариумы с вышеуказанными концентрациями и контрольной. После посадки рыб в аквариумы проводите постоянные наблюдения за их поведением. Обратите внимание на положение рыб в аквариумах (у дна, в толще воды, на поверхности), на характер движения плавников, жаберных крышек, челюстей, мышц и общую двигательную активность. Отметьте наличие или отсутствие слизеотдедения, судорог, мышц и плавников.
После начала опытов регулярно с интервалом в 15-20 мин возбуждайте подопытных рыб различными раздражителями: шумом (стук по стеклу), прикосновением палочки, электрическим током, светом лампочки, отмечая постепенные изменения ответных реакций рыб в воде с токсикантом. Необходимо помнить, что после действия каждого раздражителя обязательно надо давать рыбам отдохнуть. Через час с начала опыта проведите электропневмографическое изучение дыхательного ритма подопытных рыб (определите частоту и глубину дыхания) в различных вариантах эксперимента. После наступления стадии отравления рыб – «полная потеря равновесия» в опытных аквариумах зафиксируйте время и проведите визуальный осмотр внешних органов и тканей. Обратите особое внимание на количество слизи на коже и жабрах, ее цвет и консистенцию, состояние кожного покрова, глаз, плавников, жаберных лепестков (окраска, кровоизлияния, консистенция) положение жаберных крышек и рта (закрыты или открыты).
Затем у всех подопытных рыб отсеките скальпелем или ножницами хвостовой стебель. Поместите по капле крови на предметное стекло, с помощью микроскопа рассмотрите препараты и отметьте, в каких вариантах опыта произошли гемолиз и агглютинация форменных элементов. Обратите внимание на различие в цвете крови у подопытных рыб.
Вскройте подопытных рыб и исследуйте состояние внутренних органов и тканей (мышцы, кровь, печень, почки, кишечник, плавательный пузырь, сердце, селезенка). Отметьте патологические изменения (окраска, консистенция, кровоизлияния) выше указанных органов опытных рыб.
Результаты наблюдения запишите в таблицу и сделайте вывод о токсичности окислителей для рыб.
Таблица – Результаты токсического влияния перманганата калия на рыб
№п/п | Показатели | Контроль | КМпО4 |
Поведение | |||
Реакция на раздражители | |||
Частота дыхания | |||
Глубина дыхания | |||
Время «потери равновесия» | |||
Характеристика крови | |||
Изменение внешних органов | |||
Изменение внутренних органов |
Вопросы для контроля:
1 Как проявляется токсичное действие перманганата калия на рыб?
2 Каковы симптомы отравления перманганатом калия?
3 В чем заключается влияние перманганата калия на поведение и физиолого-биохимические показатели рыб?