Работа над долготой звучаний
Данные упражнения проводятся в первые два года обучения; в дальнейшем они используются при автоматизации и дифференциации звуков.
Обучая малышей долгому и краткому произнесению звуков и слогов, педагог предлагает разнообразные движения; при этом долгому звуку соответствует плавное, длительное движение, а краткому - резкое, короткое.
Длительное, протяжное произнесение гласных сопровождается медленными, широкими движениями рук, тела, а краткие - быстрыми, короткими, например:
- укачивать куклу: кукла (ляля) спит – а__ - а__ (протяжно); кукла проснулась и прыгает - а а а (кратко);
- медленно развести руки в стороны, произнося а__, быстро закрыть лицо руками - а;
- медленно развести руки в стороны – а__, быстро опустить руки вниз - а;
- медленно развести руки в стороны – а__, хлопнуть в ладоши - а;
- медленно соединить округлые руки перед грудью – о__, резко опустить вниз о;
- медленно поднимать округлые руки через стороны вверх – о__, резко наклониться вперед - о;
- медленно поднимать округлые руки через стороны вверх и соединить над головой – о__, резко наклониться сначала в одну сторону, затем - в другую – о о;
- сидя на полу, вращать мяч рукой, произнося о__, отбрасывать мяч вперед - о или па;
- сидя на полу, за столом, "вести" поезд (машину) "далеко" у__ и поворачивать - у;
- руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони обращены друг к другу; медленно вытягивать напряженные руки вперед – у__, пальцы сжать в кулаки, резко опустить кисти рук вниз - у;
- руки согнуты в локтях на уровне груди, пальцы сжаты в кулаки, указательные пальцы выставлены; медленно вытягивать напряженные руки вперед – у__, резко "выбросить" вперед - в сторону указательный палец сначала одной, затем другой руки – у у;
- стоя или сидя медленно развести прямые руки в стороны, а затем медленно вытянуть вперед, произнося а__у__, быстро развести кисти рук в стороны, а затем вытянуть вперед – ау;
- медленно развести руки в стороны, а затем соединить перед грудью – а__у__, приложить ладонь ко рту, произнося ау! (как будто зовем кого-то в лесу);
- стоя или сидя медленно вытянуть руки вперед, а затем развести в стороны – у__а__, резко вытянуть руки вперед, а затем развести кисти рук в стороны – уа;
- стоя или сидя медленно вытянуть руки вперед, а затем развести в стороны – у__а__, пальцы сжать в кулаки, резко выбросить указательные пальцы вперед, а затем убрать в кулаки – уа.
Аналогичные упражнения предлагаются и со слогами, включающими взрывные звуки (п,т), например:
- стоя или сидя пальцы сжаты в кулаки; резко опустить руки вниз – па, медленно развести в стороны – па__;
- И. П. то же; медленно опустить напряженные руки вниз – па__, резко поочередно опускать то левую, то правую руку – па па;
- медленно сделать шаг в сторону – па__, резко приставить другую ногу – па.
В слогах, включающих сонорные и фрикативные звуки, которые можно произнести долго (например м, н, в, ф), протяжно или кратко произносятся не только гласные, но и согласные звуки. При этом упражнения по краткому произнесению слогов со звуками м и н проводятся лишь в том случае, если у детей нет тенденции к закрытой гнусавости, т. е. к замене звука м звуками мб, б, мп, п (н = нт, т, ид, д). При кратком произнесении слогов со звуками в и ф (типа фа, ва) следует следить за тем, чтобы не появлялось дефектное произнесение, а именно замена этих звуков губно-зубным б или п. При этом могут использоваться следующие упражнения:
- "надувать" большой шар, т.е., отводя ладони ото рта, изображать большой шар – ф__ и маленький шарик, описывая пальцами маленький круг у губ - ф;
- поддувать бумажные лодочки в тазу с водой: лодочка плывет "далеко" – ф__, лодочка плывет "близко" - ф;
- медленно развести руки в стороны и плавно опустить – а__м__, изобразить, как лает собака – ам ам ам;
- руки согнуты в локтях, ладони направлены от себя; медленно выдвигать напряженные руки вперед (м__), а затем - развести в стороны (а__) – м__а__, быстро вытянуть напряженные руки вперед - ма;
- стоя на коленях, ладони упираются в пол; медленно распрямить спину и поднять руки – н__а__, резко вытянуть руки вперед - на;
- руки согнуты в локтях, ладони у плеч; медленно вытянуть руки вперед - в стороны – н__а__, резко "выбросить" сначала одну, а затем другую руку в сторону - на на;
- сидя на полу, ноги в стороны, руки вытянуты вперед; покачивать прямыми напряженными руками, а затем медленно опустить – в__а__, быстро опустить напряженные руки – ва;
- руки в стороны на уровне плеч ("самолет"); покачивать напряженными руками, а затем медленно опустить их – в__а__, быстро опустить напряженные руки – ва;
- И.П. то же; покачивать напряженными руками, а затем медленно присесть и опустить руки – в__а__, быстро присесть и опустить руки - ва;
- руки согнуты в локтях, ладони обращены ко рту; медленно вытянуть руки вперед и развести в стороны – ф__а__; резко "отбросить" ладони ото рта - фа;
- И.П. то же; медленно вытянуть руки вперед и развести в стороны – ф__а__; резко "отбросить" ото рта сначала ладонь правой руки, а затем - левой - фа фа;
- И.П. то же; медленно поднимать руки вверх - в стороны – ф__о__, резко опустить кисти рук вниз - фо;
- стоя, руки согнуты в локтях, ладони обращены ко рту; медленно поднимать руки вверх - в стороны – ф__о__, резко опускать поочередно кисти рук - фо фо.
Подобные упражнения развивают речевое дыхание и голос.