Конспект подгруппового занятия
По формированию правильного звукопроизношения
во второй младшей группе для детей с задержкой речевого развития.
учитель-дефектолог ГОУ № 2634 Н.Ю. Михайлова
Тема занятия.Звуки [А], [У].
Цели занятия:
- развитие подвижности органов артикуляции;
- тренировка речевого дыхания;
- развитие слухового внимания;
- закрепление навыка произнесения звуков [А], [У] и их сочетаний;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие общей и мелкой моторики.
Оборудование:зеркало, куклы или картинки для фланелеграфа (мама и малыш), фланелеграф, картинки для фланелеграфа с изображением деревьев.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика в сопровождении движений речедвигательной ритмики на произносимые звуки.
Сказка о Весёлом Язычке.
Однажды утром Язычок проснулся и потянулся (вытянуть язык, широко открыв рот). Посмотрел на часы, часы тикали: "тик-так" (упражнение "Часики"). Язычок открыл окошко (произнести длительно звук [А__], широко раскрыв рот); за окном светило Солнышко (произнести длительно звук [О__]); дул Ветер (произнести длительно звук [У__]). Язычок стал дразнить ветер (произносить многократно звукосочетание [У__И__…]).
Рассердился Ветер и подул очень сильно (произнести громко и длительно звук [У__]); створки окна захлопали и застучали (произнести многократно слоги АМ-АМ-АМ…).
Закрыл Язычок окошко и отправился чистить зубы (упражнение "Чистим зубы"), прополоскал рот (поочерёдно надувать левую и правую щёки), облизал пасту с верхней губы (упражнение «Вкусное варенье»). Пошёл Язычок на кухню, чтобы пожарить блины; замесил тесто (упражнение «Наказать непослушный язык»), взбил его миксером (упражнение «Болтушка»); пожарил блинчики (положить широкий язык на нижнюю губу). Позавтракал язычок и отправился по своим делам. И мы займёмся своими делами.
3. Мы отправимся в гости к малышке Ане и её маме. (На фланелеграфе выставляется картинка соответствующего содержания или демонстрируются куклы). Аня с утра плачет, капризничает, давайте сходим к ним в гости, поиграем с Анечкой.
Произнесение чистоговорки в сопровождении движений речедвигательной ритмики:
Наш малыш кричит с утра: «У__А__, У__А__».
4. Наша дорога проходит через лес. Произнесение чистоговорки в сопровождении движений речедвигательной ритмики:
Заблудились мы в лесу,
Закричали все: «А__У__!»
5. Пальчиковая гимнастика, упражнение «Фонарики»:
Мы фонарики возьмём
И дорогу мы найдём!
6. Анечка обрадовалась гостям и перестала капризничать.
7. Итог занятия.
- У кого мы были в гостях?
- Как плакала Аня?
- Какой дорогой мы шли к Ане?
- Как мы кричали в лесу, когда заблудились?
- Почему фонарики помогли нам найти дорогу?
***
Конспект фронтального занятия
По формированию навыков звукового анализа и синтеза
В средней группе
Для детей с общим недоразвитием речи.
Учитель-логопед Ю.А. Григорова
Тема занятия.Гласные звуки [А], [О], [У].
Цели занятия:
- закрепить знания детей о гласных звуках [А], [О], [У];
- формировать навыки звукового анализа и синтеза;
- автоматизировать гласные звуки с помощью средств речедвигательной ритмики;
- развивать силу голоса;
- развивать слуховое внимание и память.
Оборудование:зеркала, игрушка Петушок, схема артикуляции гласных звуков, индивидуальные карточки для звукового анализа, сюжетная картина «Аня заблудилась», три удочки, рыбки с картинками на гласные звуки.
Ход занятия.
Организационный момент.
Закрепление пройденного.
Чтение стихотворения в сопровождении движений речедвигательной ритмики на гласные звуки.
Язычок шалун и гномик,
Он построил дивный домик.
Откройте рот, Скажите [А__] -
Это домик язычка.
А теперь скажите [О__],
Он сделал в домике окно.
Тяните губки буквой «И»,
Над домом он зажёг огни.
- Какие звуки мы встретили в сказке?
- Как называются эти звуки? (гласные)
- Гласные звуки очень любит Петушок, который пришёл к нам в гости.
Характеристика звуков.
Логопед:
- Пока я шла на занятие, все карточки перепутались. Помогите мне навести порядок, давайте вспомним, почему эти звуки называются гласными. (Детям предъявляются карточки с изображением символов, изображающих способ образования гласных звуков (наличие - отсутствие преграды, участие голоса) и их схематическое изображение).