Особенности произносительной сферы детей младшего дошкольного возраста.

Звукопроизношение детей четвёртого года жизни характеризуется рядом особенностей.

1. Смягчение согласных.

2. Недостаточно чёткое произнесение (пропуски, замены, искажения) свистящих и шипящих звуков.

3. Пропуски или замены звуков Л, Р.

Вместе с тем, дети этого возраста способны замечать недостатки произношения у других детей, начинают обращать внимание на собственное произношение, постепенно улучшая его, т.е. начинают ориентироваться в звуковом составе слова.

К трём годам уже имеются предпосылки для работы над материальной, звуковой стороной языка. Именно в этот период целесообразно начинать отработку звуков речи с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Примерное тематическое планирование занятий

По формированию правильного звукопроизношения.

Цели занятий.

1. Знакомство с органами артикуляции.

2. Развитие подвижности органов артикуляции.

3. Постановка правильного речевого дыхания, тренировка силы и длительности выдоха.

4. Развитие фонематического восприятия.

5. Развитие тонкой и грубой моторики.

6. Закрепление произношения гласных [А], [О], [У], [И], [Ы]; взрывных звонких и глухих согласных звуков [П], [Т], [К], [Б], [Д], [Г], носовых согласных [М] и [Н]; согласных [В], [Ф], [Х], [Й].

Дата   Тема занятия Закрепляемые навыки
Октябрь
  1-я неделя   Сказка о весёлом Язычке   Знакомство с органами артикуляции.  
  2-я неделя   Звук [А]   Закрепление артикуляции звука [А], произнесение звука громко и тихо.
  3-я неделя   Звук [У]     Закрепление артикуляции звука [У], произнесение звука громко и тихо.
  4-я неделя   Звуки [А]-[У]     Слитное произнесение на одном выдохе звукосочетаний [АУ] и [УА].
Ноябрь
  1-я неделя   Звук [О]     Закрепление артикуляции звука [О], Произнесение звука длительно и кратко.
  2-я неделя   Звуки [А]-[О]-[У]     Произнесение гласных звуков громко-тихо, длительно-кратко; слитное произнесение на одном выдохе ряда гласных [А__О__У__]
  3-я неделя     Звук [И]     Закрепление артикуляции звука [И] в слогах и словах. Длительное и краткое, громкое и тихое произнесение звука [И].
  4-я неделя     Звуки [У]-[И]   Тренировка переключаемости движений губ "улыбка" - "дудочка". Произнесение слогов, слов, простых чистоговорок, насыщенных данными звуками.
Декабрь
  1-я неделя     Звуки [А], [О], [У], [И]     Произнесение гласных длительно и кратко, громко и тихо. Произнесение звукового ряда из 2-3-х гласных на одном выдохе. Закрепление правильного произношения гласных звуков на доступном речевом материале.
  2-я неделя     Звук [М]   Закрепление артикуляции звука [М] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.  
  3-я неделя     Звук [Н]   Закрепление артикуляции звука [Н] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.  
  4-я неделя     Звуки [М]-[Н]   Дифференциация данных звуков на доступном речевом материале.
Январь
  3-я неделя     Звук [П]   Закрепление артикуляции звука [П] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.
  4-я неделя     Звук [Т]   Закрепление артикуляции звука [Т] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.
Февраль
  1-я неделя     Звук [К]   Закрепление артикуляции звука [К] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.
  2-я неделя   Звуки [П], [Т], [К]   Дифференциация данных звуков на доступном речевом материале.
  3-я неделя     Звук [Б]   Закрепление артикуляции звука [К] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.
  4-я неделя     Звук [Д]   Закрепление артикуляции звука [К] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.
Март
  1-я неделя     Звук [Г]   Закрепление артикуляции звука [К] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.
  2-я неделя   Звуки [Б], [Д], [Г]   Дифференциация данных звуков на доступном речевом материале.
  3-я неделя     Звук [Ы]   Закрепление артикуляции звука [Ы] в словах, простых чистоговорках и коротких стихотворениях. Произнесение звукового ряда из 3-4-х гласных.
  4-я неделя     Звуки [Ы], [И]   Дифференциация данных звуков на доступном речевом материале. Произнесение звукового ряда из 2-3-х гласных со сменой ударения.
Апрель
  1-я неделя     Звук [Х]   Закрепление артикуляции звука [Х] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.
  2-я неделя   Звуки [К], [Г], [Х]   Дифференциация данных звуков на доступном речевом материале.
  3-я неделя     Звук [Ф]   Закрепление артикуляции звука [Ф] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.
  4-я неделя     Звук [В]   Закрепление артикуляции звука [В] в прямых и обратных слогах, в словах и доступных чистоговорках.
Май
  1-я неделя       Закрепление пройденного     Произнесение звукового ряда из 2-4 гласных со сменой ударения. Произнесение доступного по звукослоговому составу речевого материала с изменением силы голоса и со сменой логического ударения.
  2-я неделя  




Средняя группа

Наши рекомендации