Особенности произносительной сферы детей младшего дошкольного возраста.
Звукопроизношение детей четвёртого года жизни характеризуется рядом особенностей.
1. Смягчение согласных.
2. Недостаточно чёткое произнесение (пропуски, замены, искажения) свистящих и шипящих звуков.
3. Пропуски или замены звуков Л, Р.
Вместе с тем, дети этого возраста способны замечать недостатки произношения у других детей, начинают обращать внимание на собственное произношение, постепенно улучшая его, т.е. начинают ориентироваться в звуковом составе слова.
К трём годам уже имеются предпосылки для работы над материальной, звуковой стороной языка. Именно в этот период целесообразно начинать отработку звуков речи с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Примерное тематическое планирование занятий
По формированию правильного звукопроизношения.
Цели занятий.
1. Знакомство с органами артикуляции.
2. Развитие подвижности органов артикуляции.
3. Постановка правильного речевого дыхания, тренировка силы и длительности выдоха.
4. Развитие фонематического восприятия.
5. Развитие тонкой и грубой моторики.
6. Закрепление произношения гласных [А], [О], [У], [И], [Ы]; взрывных звонких и глухих согласных звуков [П], [Т], [К], [Б], [Д], [Г], носовых согласных [М] и [Н]; согласных [В], [Ф], [Х], [Й].
Дата | Тема занятия | Закрепляемые навыки |
Октябрь | ||
1-я неделя | Сказка о весёлом Язычке | Знакомство с органами артикуляции. |
2-я неделя | Звук [А] | Закрепление артикуляции звука [А], произнесение звука громко и тихо. |
3-я неделя | Звук [У] | Закрепление артикуляции звука [У], произнесение звука громко и тихо. |
4-я неделя | Звуки [А]-[У] | Слитное произнесение на одном выдохе звукосочетаний [АУ] и [УА]. |
Ноябрь | ||
1-я неделя | Звук [О] | Закрепление артикуляции звука [О], Произнесение звука длительно и кратко. |
2-я неделя | Звуки [А]-[О]-[У] | Произнесение гласных звуков громко-тихо, длительно-кратко; слитное произнесение на одном выдохе ряда гласных [А__О__У__] |
3-я неделя | Звук [И] | Закрепление артикуляции звука [И] в слогах и словах. Длительное и краткое, громкое и тихое произнесение звука [И]. |
4-я неделя | Звуки [У]-[И] | Тренировка переключаемости движений губ "улыбка" - "дудочка". Произнесение слогов, слов, простых чистоговорок, насыщенных данными звуками. |
Декабрь | ||
1-я неделя | Звуки [А], [О], [У], [И] | Произнесение гласных длительно и кратко, громко и тихо. Произнесение звукового ряда из 2-3-х гласных на одном выдохе. Закрепление правильного произношения гласных звуков на доступном речевом материале. |
2-я неделя | Звук [М] | Закрепление артикуляции звука [М] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках. |
3-я неделя | Звук [Н] | Закрепление артикуляции звука [Н] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках. |
4-я неделя | Звуки [М]-[Н] | Дифференциация данных звуков на доступном речевом материале. |
Январь | ||
3-я неделя | Звук [П] | Закрепление артикуляции звука [П] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках. |
4-я неделя | Звук [Т] | Закрепление артикуляции звука [Т] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках. |
Февраль | ||
1-я неделя | Звук [К] | Закрепление артикуляции звука [К] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках. |
2-я неделя | Звуки [П], [Т], [К] | Дифференциация данных звуков на доступном речевом материале. |
3-я неделя | Звук [Б] | Закрепление артикуляции звука [К] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках. |
4-я неделя | Звук [Д] | Закрепление артикуляции звука [К] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках. |
Март | ||
1-я неделя | Звук [Г] | Закрепление артикуляции звука [К] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках. |
2-я неделя | Звуки [Б], [Д], [Г] | Дифференциация данных звуков на доступном речевом материале. |
3-я неделя | Звук [Ы] | Закрепление артикуляции звука [Ы] в словах, простых чистоговорках и коротких стихотворениях. Произнесение звукового ряда из 3-4-х гласных. |
4-я неделя | Звуки [Ы], [И] | Дифференциация данных звуков на доступном речевом материале. Произнесение звукового ряда из 2-3-х гласных со сменой ударения. |
Апрель | ||
1-я неделя | Звук [Х] | Закрепление артикуляции звука [Х] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках. |
2-я неделя | Звуки [К], [Г], [Х] | Дифференциация данных звуков на доступном речевом материале. |
3-я неделя | Звук [Ф] | Закрепление артикуляции звука [Ф] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках. |
4-я неделя | Звук [В] | Закрепление артикуляции звука [В] в прямых и обратных слогах, в словах и доступных чистоговорках. |
Май | ||
1-я неделя | Закрепление пройденного | Произнесение звукового ряда из 2-4 гласных со сменой ударения. Произнесение доступного по звукослоговому составу речевого материала с изменением силы голоса и со сменой логического ударения. |
2-я неделя |
Средняя группа