Развитие функции языкового анализа и синтеза
— Догадайтесь, какое слово я задумала, если в нем есть звуки [б], [л], [а]. (Бал.)Правильно ли я обозначила это слово?
В схеме дано четыре кружочка.
— Куда хотелось поехать Золушке? (На бал.)Кто поехал на бал? (Ее сестры.)Придумайте имена ее сестрам со звуком [л]. (Лана, Клава, Лола.)Кто помог Золушке? (Волшебница.)Произнесите это слово по слогам. (Вол-шеб-ни-ца.)Скажите по слогам слово Золушка. Какое слово длиннее? Почему слово бал короткое?
Ответы детей.
— Я даю вам перепутанные слоги, а вы верните мне слово: ка-па-лоч ... (палочка). Какая это палочка? (Волшебная палочка.)
Произношение звука [л]в предложениях
— Куда послала Волшебница Золушку? (Волшебница послала Золушку в огород.)Что сделала Золушка? (Сорвала большую тыкву)Что произошло потом? (Волшебница выдолбила тыкву. Прикоснулась к ней волшебной палочкой. Тыква превратилась в золоченую карету.)В кого она превратила мышей? (В лошадей.)А ящериц? (В слуг.)Что еще сделала Волшебница? (Превратила платье в заплатках в золотое, нарядное платье.)
Покажите, как собиралась Золушка на бал. Один ребенок показывает, а дети угадывают, называют и повторяют действия.
Анализ состава предложения
— Помогите Золушке уехать на бал. Выложите ей дорожку из полосок-слов. Составьте предложение из слов уехать, Золушка, бал, на. Обозначьте слова полосками.
Анализ предложения детьми.
Актуализация глагольной лексики
— Что произошло на балу? Золушка с принцем ... (познакомилась). Она ... (танцевала, веселилась, смеялась, плясала).
Физминутка
— Покажите, как красиво танцевала Золушка с принцем.
Включается музыка. Дети танцуют под музыку.
Падежное управление
— Чем угощали гостей на балу? Даю вам слова с перепутанными слогами ни-кой-клуб, лой-пас-ти, а вы назовите их правильно. (Клубникой, пастилой.)Назовите согласные звуки слова клубника. Попробуйте, какая вкусная пастила.
Логопед угощает детей пастилой.
Уточнение смыслового значения слова полночь
Включается магнитофонная запись с боем часов.
— Часы пробили полночь. Как вы понимаете это слово? (Прошло полночи.)
Развитие связной речи
— Расскажите, что случилось на второй день? Как нашли Золушку? Чем закончилась сказка?
Краткий пересказ сказки детьми.
Итог занятия
Конспект занятия 2
Автоматизация звука [л] в связной речи
на основе сюжета «Наш гость — инопланетянин»
Материал:предметные картинки с изображениями Луны, Земли, овощей, фруктов, ягод, зверей и птиц, инопланетян и летающей тарелки; карандаш, листки бумаги.
Ход занятия
Оргмомент
— Послушайте загадку. «Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки лают, а достать не могут». Что это? (Луна.)А как называется наша планета? (Земля.)
Выделение звуков [л], [л'] из слов луна, земля.Характеристика звуков. Сравнение их по акустическим и артикуляционным признакам
Произношение звуков [л], [л'] в слогах
— Дети, посмотрите, какая летающая тарелка приземлилась у нас.
Выставляется картинка.
— Кто это? (Инопланетянин.)Почему его так называют? (Он прилетел к нам с другой планеты.)
Инопланетянин обращается к детям на своем языке, а дети повторяют: «Ла-ля-ля (здороваются); лу-лю-лу (утвердительно, с радостью); лы-ли-ли (с огорчением)».
— Как тебя зовут? (Лолик.)Инопланетянин говорит, что хочет узнать о наших предметах. Расскажем ему.
Звуки [л], [л'] в словах и предложениях. Развитие фонематических представлений
— Пригласите инопланетянина сесть.
Инопланетянин садится на стол.
— Это стол — за ним сидят, это стул — на нем сидят. Какие похожие слова в этом предложении? Объясните Лолику, чем они отличаются, а чем похожи.
Анализ слов стол, стул, мебель
«Разбросайте» звуки слова стол. Соберите «разбросанные» звуки [с], [л], [т], [у] в слово. (Стул.)
Обозначение этих слов цветовыми символами.
— Каким одним словом можно назвать эти два слова? (Мебель.)Обозначьте звуки этого слова кружочками. Какой последний звук в этом слове? (Звук [л'].) А сейчас покажем Лолику одежду.
Выкладываются предметы или их изображения: пальто, платье, колготки, платок, шаль, блузка, плащ, жилет, плавки, купальник. Сначала выделяются слова со звуком [л], затем — со звуком [л']. Поднимаются соответственно цветовые символы звуков [л], [л'].
— Скажите самое короткое слово. (Шаль.)Почему оно коротенькое? (В нем мало звуков.)Назовите самые длинные слова. (Купальник, колготки.) Почему эти слова длинные? Из чего состоят наши слова? (Из звуков.)Чем больше звуков, тем длиннее слово.
— Расскажем Лолику, что мы едим. Я скажу вам первый слог или перепутаю слоги, а вы дополните или догадайтесь и назовите полное слово: са...(лат), гу...(ляш), пель...(мени), ля-ши-бе (беляши), ле-ты-кот (котлеты), ки...(сель). А сейчас покажем Лолику фрукты, овощи и ягоды.
Угадывание слов по первому и последнему звуку, по последнему слогу. В слове последний слог жан, это овощ. (Баклажан.)
— В слове первый звук [м], последний — [а], что это? (Малина.)Предлагается три-четыре аналогичных задания.
Работа над ударным слогом
— Что выберет Лолик?
Слова произносятся с неправильным ударением от имени Лолика. (Клубнику, лимон, алычу, малину.)
Физминутка
— Покажем, как двигаются разные звери — лось, олень, лиса, волк, белка.
Дети имитируют повадки животных и по движениям определяют животного.
Звуки [л], [л'] в предложениях. Анализ состава предложения с зарисовкой схемы
— Какие животные живут в наших лесах? Сначала назовите слова со звуком [л']. (Олень, лиса.)Скажите, как называется детеныш оленей. (Олененок.)А сейчас назовите зверей, в названии которых есть звук [л]. (Волк, белка, лось.)Составьте предложения со словами лось, олень, белка, волк.
Дети составляют предложения, определяют в них количество слов, выкладывают или рисуют их схемы.
Проблемные ситуации
— Что было бы, если бы вдруг исчезли все звери и птицы? Что вы будете делать, если увидите, что в лесу остался непогашенный костер? Что бы вы хотели сделать, чтобы жизнь на нашей планете стала лучше и краше?
Рассуждения детей.
Сообщение новых знаний
— Лолику очень понравились ваши ответы, и он хочет рассказать вам, почему бывают зима и лето.
Приводится рассказ на эту тему. Рисование детьми схемы движения Земли вокруг Солнца по образцу, нарисованному логопедом.
Вопросы детей
— Открывается «Клуб любознательных». Что означают слова любознательный, любознательность?Задайте мне вопросы о Земле и космосе.
Итог занятия
Литература
Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. М, 1973.
Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение развития маленьких детей. Кишинев; СПб., 1993.
Блыскина И.В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств. СПб.: Сатис, 1985.
Богомолова А.И. Нарушения произношения у детей. М.: Просвещение, 1979.
Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб., 1999.
Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. и др. Логопедия. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1989.
Волкова Л. С., Селиверстов В.И. Хрестоматия по логопедии. СПб., 1997.
Ефименкова Л.И., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М.: Просвещение, 1972.
Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. М.: Просвещение, 1978.
Левина Р.Е. Логопедия. М., 1965.
Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. СПб., 1997.
Максаков А.И, Тумакова Г.А. Учите играя. М.: Просвещение, 1979.
Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. Наглядно-практическое пособие. М.: «ГНОМ и Д», 2000.
Пожиленко Е.А. О комплексном методе коррекции речевых и психофизических нарушений у дошкольников//Дошкольное воспитание, 1994. № 10.
Пожиленко Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников // Дефектология, 1995. № 3.
Пожиленко Е.А. Сюжетно-тематическая организация фронтальных логопедических занятий. Апатиты, 1997.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.
Пожиленко Е.А. Мир вокруг нас. СПб., 2004.
Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. СПб.: КАРО, 2004.
Правдина О.В. Логопедия. М., 1973.
Сизова Э.Я. Некоторые методические приемы коррекции бокового сигматизма. Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. СПб.: Образование, 1992.
Филиппова А.Д., Шуравина И.Д. Говори правильно. М.: Просвещение, 1967.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1971, 1989.
Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1959.
Штясный К. Певчие птицы. Прага. 1986.
Приложение 1
Конспект занятия на дифференциацию звуков [с], [ш]
На основе сюжета «Приключения звуков [с] и [ш]»
Материал:изображения Замка Гласных звуков, Замка Согласных звуков; картинка «Страна Чудес» с изображениями забавных предметов, в названиях которых есть звуки [с], [ш]; игрушка или рисунок Страшилы; рисунки цветов, символы звуков; раздаточный материал — предметные картинки, в названиях которых есть звуки [с], [ш].
Ход занятия
Оргмомент
— Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья.
Дети поднимают руки.
— Подул теплый ветерок — ш-ш-ш, зашелестели листья.
Дети быстро-быстро шевелят пальчиками.
— Подул холодный ветер — ос-с, закачались сосны.
Дети покачиваются и машут руками.
— Ветер затих — не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.
Дети расслабляются.
— Снова подул ветер.
Дети снова напряглись и зашевелились, а затем расслабились.
Сообщение темы занятия
— Как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш.)Как подул холодный ветер? (С-с-с-с.)Сегодня мы будем повторять звуки [с], [ш].
Сравнение звуков [с], [ш] по артикуляционным и акустическим признакам
Произношение звуков [с], [ш] в слогах
— Решили звуки [с], [ш] совершить путешествие. Мы отправляемся вместе с ними. Подошли звуки [с], [ш] к Красному Замку. Какие звуки в нем живут? (Гласные звуки.)Давайте подружим звуки [с], [ш] с гласными звуками. Звук [с] подружился со звуком [а]. Что получилось? (Слог са.)
Аналогичные задания проводятся с другими звуками. Гласный звук [о] подружился вначале со звуком [с], а затем — со звуком [ш] и получились слоги ...(Со, шо.)Познакомились слоги са — ша, су — шу, со — шо. Потом решили поговорить друг с другом: «Са-са. Ша-ша» (удивленно, с оживлением), «Су-су! Шу-шу!» (восхищенно), «Со-со-со. Шо-шо-шо» (грустно).
Дети повторяют слоги с выражением эмоций.
Произношение звуков [с], [ш] в словах
— Пошли звуки [с], [ш] дальше и пригласили с собой гласные звуки. Пришли они вместе в Страну Чудес. «Ой! Да здесь все предметы с нашими звуками!» Звук [ш] просит нас назвать «его» слова.
Дети называют слова со звуком [ш]. Затем называют слова со звуком [с]. Задание усложняется: дети должны найти предметы по заданной позиции звука в их названии.
— А сейчас гласные звуки хотят, чтобы их тоже назвали.
Выделяются гласные звуки из слов слон, шкаф, сыр, шар, зонт.
— Что общего в этих словах? (В них один гласный звук и один слог.)
Деление слов на слоги
— Какое правило мы вспоминаем, когда делим слово на слоги? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)
Деление на слоги слов мышка, кошка, шапка, груша. Выделение ударного звука. Логопед произносит слова машина, санки, неправильно ставя ударение. Дети исправляют.
Звуковой анализ слов
— Зашли звуки к нам в гости и спрашивают, чем мы их обозначаем? (Кружочками.)
Звуковой анализ слов миска, мишка. Сравнение этих слов.
Физминутка
— Изобразите мимикой и позами предметы и существа, увиденные вами в Стране Чудес.
На-на-на, изображаем мы слона.
Ву-ву-ву, изобразим мы сову.
Аф-аф-аф, постоим как старый шкаф.
Лет-лет-лет, полетим как самолет. И т.д.
Произношение звуков [с], [ш] в чистоговорках. Словотворчество детей
— Захотелось звукам посмеяться вместе с нами. И придумали они чистоговорки-небылицы со словами слон, лиса, душ:
Лон-лон-лон, на лопате едет слон.
Са-са-са, на луне сидит лиса.
Уш-уш-уш, слон с лисою съели душ.
Дети повторяют чистоговорки вместе с логопедом.
Произношение звуков [с], [ш]в рифмованных фразах. Словообразование
— Сейчас прилетит птица, в названии которой есть слог куш. Кто это? (Кукушка.)Она сообщила нам, что звуки [с], [ш] попали к Страшиле, который живет на острове. Он перепутал в словах не только звуки [с], [ш], а еще и слова. Поедем к нему. Закройте глаза.
Выставляется фигурка Страшилы.
— Теперь откройте глаза. А вот и Страшила. Какой он? Покажите, как вам страшно. Что ты, Страшила, натворил? Послушайте, дети.
Читаются рифмовки-путаницы.
Кошка ловит «миску»,
Мама моет «мышку».
На виду у детворы
«Крысу» красят маляры
Пожарный носит «кашку»,
Саша ела «каску».
Танцует Миша в «машке»,
Конфету дали «маске».
— Чтобы Страшила вернул звуки [с], [ш] и правильные слова на место, образуйте для него добрые слова от слов, которые я назову: ласка ... (ласковый), слава ... (славный), послушание ... (послушный), смелость ... (смелый). Ура! Страшила возвратил «перепутанные» звуки [с], [ш] на место и отдал правильные слова.
Дети хором вместе с логопедом повторяют рифмовки, заменяя «путаные» звуки и слова на правильные.
— А теперь скажите ему хорошие слова о друзьях и о себе. (Петя добрый, и я добрый. Аня красивая и ласковая. Я смелый.)