I. развитие фонематического восприятия
1. Поднять руку, услышав в слоге звук з.
а) За, ба, ва, за, да, за, га, за, ра, са, та, за, та, ...
б) За, са, жа, за,ша, ... (так же с другими гласными).
2. Поднять руку, услышав в слове звук з.
Зал, жук, стол, зуб, знамя, жаба, жёлудь, забор, салфетка, ежи, глаза, оса, роза, лыжи.
II. АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА 3
вук з в слогах 1. Повторить слоги и их сочетания.
а) за-зо зо-зу зу-за б) зва-зма-зна змо-зно-зво |
зва-зву зма-зну зна-зны |
аза-оза уза-узы азы-озы |
зва-вза зна-нза
зла-лза
зма-зна-зва зму-зну-зву
2. Договорить строки стихотворения рядами слогов.
Идёт коза, коза-дереза (за-за, за-за). Злые глаза у козы-дерезы (зы-зы, зы-зы).
Козлята идут вместе с козой (зой-зой, зой-зой). Зоя ведёт козлят и козу (зу-зу, зу-зу).
3. Повторить ряды слогов.
Зма-зна-зва, зма-зна-зва, зма-зна-зва и т. д.
4. Повторить ряды слогов с выделенным ударением.
Зы-зы, зы-зы, зы-зы-зы, зы-зы-зы, зы-зы-зы.
Звук з в словах
1. Назвать картинки и произнести отраженно (см. словарь на с. 57).
2. Отгадать загадки.
Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)
Летом белый, а зимой серый. (Зайка.)
Не гриб, а в шляпе.
Не аист, а на одной ноге.
Не крыша, а от дождя укрывает. (Зонт.)
3. Закончить строки стихотворений при повторном прослушивании.
Эта кнопка и шнурок— Шесть котят есть хотят.
Электрический (звонок). Дай им каши с молоком.
Пусть лакают (языком).
4. Закончить предложения, начатые учителем, с помощью предметных
картинок или по смыслу.
Каждый день нужно чистить ... (зубы). На двери висит ... (замок). Гале в палец попала ... (заноза). Сегодня мы научились произносить звук (з).
5. Игра «Кто больше запомнит?».На наборном полотне выставлен ряд
картинок (зубы, зонт, змея, язык, звонок, замок). Ученики называют все
картинки. Затем учитель переворачивает картинки и предлагает ученикам
вспомнить и назвать картинки.
6. Повторить ряд слов, постепенно ускоряя темп.
Коза — козлёнок — козлята.
7. Игра «Четвертый лишний».Назвать «неподходящее слово», т. е. то,
в котором нет звука з: зайка, коза, лиса, козлёнок.
* 8. Дополнить предложения в рассказах по вопросам.
Коза
У нас была коза. Я пасла (кого?) ... (козу). Мама доила (кого?) ... (козу). Однажды исчезла наша (кто?) ... (коза). Никогда не было (кого?) ... (козы). Мы пошли искать (кого?) ... (козу). Она мирно паслась в лесу. Мы отвели нашу (кого?) ... (козу) домой и дали корм (кому?) ... (козе).
Зайка
В лесу жил зайка. Летом мех серый (у кого?) ... (у зайки). Наступила зима. Зимой стал белый (кто?) ... (зайка). Не видно на белом снегу (ко го?) (зайку). Не страшен серый волк (кому?) ... (зайке).
Звук з в словосочетаниях и в предложениях
1. Дать полные ответы на вопросы.
Когда заливают каток? — Каток заливают зимой. Где показывают кино? — Кино показывают в зале.
2. Повторить предложения за учителем.
Это лето знойное. Зоя знает Зину. Лиза купит вазу. Звук з звонкий. * 3. Ответить кратко на вопросы учителя.
Из чего шьют шубы? (Из меха.)
Из чего делают лимонный сок? (Из лимона.)
Из чего варят малиновое варенье? (Из малины.)
4. Составить предложения из слов, данных: а) вразбивку; б) в началь
ной форме.
а) Зовёт, Зоя, Лизу, в кино.
Купили, зайку, и, мне, козлика.
б) Зоя, позвонить, Зина.
Мама, купить, Зоя, Незнайка.
5. Анализ предложения Звонок звенит.
Звук з в текстах
Прослушать тексты. Повторить тексты с опорой на картинки. Выучить наизусть первый текст. • Рис. 94—95.
1. У Лизы коза. Козу зовут Заноза. У козы маленький козлёнок. Козлёнка
назвали Звонок.
2. Лиза и Зоя в кино. Им показывают мультфильм «Коза и кот». Коза
и козлята пекут запеканку. Ах, как пахнет запеканка! Коза и козлята зовут
кота. В окно лезет кот.
V. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
1. Разделить с помощью хлопков на слоги слова мимоза, мимозы. Сравнить
последние слоги — за и зы.
2. Произвести полный анализ слов ваза, вазы по схеме В 19.
3. Какое слово получится из слогов? (Игра «Живые слоги» — см. с. 37.)
Ва и зы, ва и за.
4. Произвести синтез звуков. (Игра «Живые звуки» — см. с. 19.)
В, а, з, а.
ЗВУК ЗЬ
I. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА
1. Произнести звук зь.
2. Уточнить артикуляцию звука.
3. Охарактеризовать звук.
II. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
1. Поднять руку, услышав в слоге звук зь.
а) Зя, дя, ся, зя, вя, си, ви, ди, ...
б) Вя, жа, ся, зи, жи, си, зе, се, же, зю, зё, ...
2. Поднять руку, услышав в слове звук зь.
Зебра, дети, сети, зеркало, дерево, резина, магазин, сосед, корзина, льдина, изюм, газета, гусёнок.
III. АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА 'Л,
Звук зь в слогах
1. Произнести ряды слогов.
зи-зе зи-зи-зе зе-зи-зи
зе-зи зи-зе-зе зе-зе-зи
2. Прослушать и повторить слоги с выделенным ударением.
зи-зи зе-зё зи-зи-зи зе-зе-зё
зи-зи зё-зе зи-зй-зи зё-зе-зе
зи-зи-зи зе-зё-зе
3. Повторить ряды слогов.
Зи-зе-зи, зи-зе-зи, ... Зе-зи-зе, зе-зи-зе, ...
Звук зь в словах
1. Назвать картинки. Определить место звука зь в словах.
Зима, Зина, земля, музей, вазелин, земляника, обезьяна.
2. Прослушать предложения и произнести слова со звуком зь.
Зимой заливают каток. Летом Зина ела землянику. У Зои зелёный шар.
3. Произнести по картинкам ряд слов, запомнить их и повторить без
картинок. (Игра «Не зевай» — см. с. 25.)
Лексический материал: зелень, зима, изюм.
4. Повторить ряд слов, постепенно ускоряя темп: зелень — зелёный
зелёные.
Звук зь в словосочетаниях и в предложениях
1. Повторить за учителем словосочетания зимнее пальто, лютая зима,
козий пух.
2. Составить словосочетания с опорой на картинки. Назвать картинки:
ветка, тополь, ветки, земляника, ленты, клен. Подобрать к ним слова зелёный,
зелёная, зелёные.
3. Игра «Подарки кукле Зине».Учитель предлагает ученикам сделать
подарки кукле Зине. На наборном полотне — картинки. Вызванные ученики
берут по одной картинке и говорят: «Зина, возьми изюм. Зина,' возьми
землянику». И т. д.
4. Произнести предложения по картинкам. • Рис. 96—98.
Толя везёт Зину. Маленький Кузьма лезет на камень. Зину взяли в кино.