Комплексная оценка лиц с задержкой психического развития

Тестирование умственно и физически неполноценных детей испытало в США заметный скачок развития вслед за принятием в 1975 г. Закона об образовании для всех отсталых детей (Education for All Handicapped Children Act — P. L. 94-142) — после внесения поправок называемого Законом об образовании для умственно и физически неполноценных лиц (Individuals with Disabilities Education Act [IDEA]) — и связанных

1 Оценка среды обсуждается в последнем разделе этой главы.

Глава 9. Тесты для специфических популяций 275

с ним законодательных актов.1 Реализация этого закона требует четырех основных i процедур: 1) всех детей с различными видами «неспособностей» {disabilities) следует выявлять с помощью инструментов предварительного отсеивания; 2) выявленных таким способом детей должна оценивать группа специалистов с целью определения образовательных потребностей каждого ребенка; 3) школа должна разрабатывать индивидуализированные программы обучения, отвечающие этим потребностям; 4) каждого ребенка следует периодически оценивать в ходе обучения по разработанной для него программе. Тесты, пригодные для использования в образовательных программах, отвечающих требованиям данного закона, рассматриваются в нескольких местах нашего учебника, включая главы 8 и 17, а также в этом и двух следующих разделах настоящей главы (см. также Jacobson, & Mulick, 1996).

В руководстве по терминологии и классификации Американской ассоциации по изучению умственной отсталости {American Association on Mental Retardation — AARM, 1992) приводится определение, согласно которому термин «психическая задержка {mental retardation) относится к существенным ограничениям в текущей деятельности. Психическая задержка характеризуется интеллектуальной деятельностью на уровне значительно ниже среднего в сочетании со связанными с этим ограничениями в двух или более нижеупомянутых областях применения адаптивных навыков: общение, самообслуживание, домашняя жизнь, социальные навыки, участие в жизни общины, руководство собой {self-direction), здоровье и безопасность, учеба, досуг и работа» (р. 1). В руководстве также особо оговаривается, что состояние «психической задержки» выявляется до 18 лет. Это определение не отличается сколько-нибудь существенно от прежнего определения (Grossman, 1983, р. 11). Однако связанная с ним система классификации заметно изменилась, с тем чтобы приспособиться к господствующей точке зрения, согласно которой психическая задержка представляет собой не черту, а неспособность {disability), возникающую в результате взаимодействия ограничений индивидуума и требований окружающей среды. Тогда как прежняя система точно определяла уровни умственной отсталости — от легкой до глубокой — на основе результатов теста интеллекта, нынешняя система классифицирует уровни поддержки {intensities of supports), необходимой индивидууму по четырем направлениям: 1) интеллектуальная деятельность и адаптивные навыки, 2) соображения психологического/эмоционального порядка, 3) физическое здоровье / этиология и 4) учет требований среды. Определения уровней поддержки, вместе с соответствующими примерами, приведены в табл. 9-12.

Новое определение согласуется с прежним представлением о том, что интеллектуальное ограничение является необходимым, но недостаточным условием диагноза «психическая задержка». Для существования последней интеллектуальное ограничение должно сказываться на навыках адаптивного или совладающего поведения. За пороговый уровень выполнения теста интеллекта, используемый для разграничения

Важнейшими из них являются P. L. 99-457 и P. L. 101-476, которые были приняты в 1986 и 1990 гг. соответственно. Обсуждение последствий принятия этого федерального закона и связанных с его применением судебных прецедентов для развития тестирования и оценки детей см. в Ayers, Day, & Rotatori (1990), DeMers, Fiorello, & Langer (1992), M. P. Kelly & Melton (1993), Saltier (1988, p. 767-784).

В последнем издании Руководства по диагностике и статистической классификации психических Расстройств (DSM-IV — 1994), подготовленном Американской психиатрической ассоциацией, все ец1е сохраняется определение четырех степеней умственной отсталости на основе уровней IQ, а и,иенно: легкой, средней, тяжелой и глубокой.

Часть 3. Тестирование способностей

Таблица 9-1 Определения и примеры уровней поддержки

Эпизодическая

Поддержка «по требованию». Носит эпизодический характер: человек не нуждается в постоянной поддержке или нуждается только в кратковременной поддержке в время переходов на жизненном пути (например, при потере работы или при обострении болезни). Периодическая поддержка, когда это предусмотрено, может высоко или, наоборот, низко интенсивной.

Ограниченная

Уровень поддержки, характеризуемый постоянством на протяжении некоторого, хотя бы и ограниченного периода времени, может требовать меньшего количества персонала и меньших финансовых расходов по сравнению с более глубокими уровнями поддержки (например, обучение при поступлении на работу или поддержка при налаживании взрослой жизни после окончания школы).

Экстенсивная

Поддержка оказывается регулярно (например, ежедневно), по крайней мере, в некоторых условиях (таких, как место работы или дом), и не ограничена во времени (например, долговременная психологическая поддержка и долговременная помощь по ведению домашнего хозяйства).

Полная

Поддержка характеризуется постоянством и высокой интенсивностью, оказывается во всех условиях жизнедеятельности и направлена, по существу, на поддержание жизни. В типичных случаях полная поддержка требует большего количества персонала и более глубокого вмешательства в жизнь человека, чем экстенсивная или ограниченная поддержка.

(Из AAMR, 1992, р. 26. Copyright © 1992 by the American Association on Mental Retardation.

Воспроизводится с разрешения.)

нормы и психической задержки, принимают показатель от 70 до 75 единиц по шкале со средним 100 и SD - 15, что примерно соответствует двум или более стандартным отклонениям ниже среднего; тем самым учитывается ошибка измерения и подчеркивается факт отсутствия резкой разделительной линии между «умственной отсталостью» и «нормой». Отказ от использования уровней (или степеней) отсталости и возросший акцент на адаптивных навыках и требованиях среды имеют целью сосредоточить внимание на уникальном сочетании сильных и слабых сторон у конкретного человека и на возможностях роста. Ревизии AAMR в этой области вызвали дискуссию. Некоторые критики обвинили AAMR в том, что ее новые инструкции и нормативы расплывчаты, не поддаются надежной оценке и будут способствовать увеличению доли населения, имеющего право на получение специальных образовательных услуг в школах (Gresham, MacMillan, & Siperstein, 1995; MacMillan, Gresham, & Siperstein, 1993; Matson, 1995). Противная сторона заявила, что эти обвинения беспочвенны (Reiss, 1994). В любом случае, принятие иных стандартов скорее всего отразится как на манере проведения обследования, так и на его результатах; однако сейчас было бы преждевременно оценивать все последствия этих ревизий.

Помимо индивидуальных тестов интеллекта, наподобие описанных в главе 8, программы оценки лиц с задержкой психического развития обычно включают средства измерения адаптивного поведения в ситуациях повседневной жизни.1 Прототипом

1 Следует заметить, что не все из главных индивидуальных шкал интеллекта одинаково хорош0 работают при применении к лицам с задержками психического развития (см., например, Spruill, 1991)'

Глава 9. Тесты для специфических популяций

27/

шкал для оценки адаптивного поведения является Вайнлендская шкала социальной зрелости ( Vine land Social Maturity Scale), разработанная в 1930-х гг. директором Вай-илендской исправительной школы Эдгаром Доллом (Doll, 1935/1965). Опираясь на результаты собственных наблюдений за различиями в поведении умственно отсталых воспитанников школы, Долл создал стандартизованную регистрационную форму для оценки возрастного уровня развития индивидуума в том, что касается способности самообслуживания, удовлетворения практических нужд и выполнения обязанностей в повседневной жизни. Самая последняя переработка этой шкалы — Вайнлендские шкалы адаптивного поведения {Vineland Adaptive Behavior Scales [VABS] — P. L. Harrison, 1985; Sparrow, Balla, & Cicchetti, 1984a, 1984b) — доступна в трех версиях, которые можно использовать независимо или в сочетании. Две из этих шкал представляют собой схемы слабоструктурированных интервью, предназначенных для сбора информации в процессе беседы с родителем или воспитателем. Одна — Обзорная форма {Survey Form) из 297 вопросов, более всех других напоминающая первые варианты Вайнлендской шкалы. Другая — состоящая из 577 вопросов Расширенная форма (Expanded Fonri), которая к тому же обеспечивает систематическую основу для подготовки индивидуализированных обучающих или терапевтических программ. Обе применимы начиная с рождения и до 18 лет (и могут распространяться на взрослых с выраженным снижением интеллекта). Третья версия — Педагогическая (ClassroomEdition) — представляет собой вопросник из 244 пунктов, заполняемый учителем, и рассчитана на возраст от 3 до 12 лет. Корреляции между показателями Педагогической и Обзорной форм колеблются от 0,31 до 0,54, что говорит о недопустимости использования этих форм как взаимозаменяемых.

Все версии Вайнлендских шкал нацелены на оценку того, что индивидуум обычно и охотно делает, а не того, что он способен сделать. Все их вопросы сгруппированы по четырем главным областям адаптивного поведения, показанным на рис. 9-2 вместе с подобластями и краткими характеристиками охватываемого поведения. Обе формы интервью — Обзорная и Расширенная — включают, кроме того, дополнительный набор вопросов (32), касающихся дезадаптивного или нежелательного поведения, которое может мешать нормальной жизнедеятельности. Все версии содержат в комплекте детально разработанные формы заключения по результатам обследования, предоставляемого родителям.

Обе версии шкал в форме интервью были стандартизованы на национальной выборке объемом 3000 человек в возрасте от рождения до 18 лет 11 мес, стратифицированной на основании данных о переписи населения США 1980 г. по полу, этнической принадлежности, величине населенного пункта, географическому району и образованию родителей. Кроме того, были установлены нормы для специальных групп, включая выборки живущих дома и в специальных учреждениях взрослых с диагнозом умственной отсталости, а также выборки детей с эмоциональными нарушениями и Детей с ослабленным зрением и слухом, живущих в домашних условиях. Педагогическая версия шкалы была стандартизована на выборке объемом около 3000 детей в возрасте от 3 лет до 12 лет 11 мес, сформированной из учащихся школ в 38 штатах и стратифицированной по тем же критериям, которые использовались при стандартизации других версий.

Все три формы обеспечивают получение показателей по четырем областям и Комплексного показателя адаптивного поведения в виде стандартных показателей со сРедним, равным 100, и SD = 15. Указываются также диапазоны ошибок (основанные

Часть 3. Тестирование способностей

Содержание Вайнлендских шкал адаптивного поведения

Таблица 9-2

Области и подобласти Характеристика
Коммуникация  
Рецептивная Что обследуемый понимает
Экспрессивная Что обследуемый говорит
Письменная Что обследуемый читает и пишет
Навыки повседневной жизни  
Личные Как обследуемый ест, одевается и пользуется средствами личной гигиены
Связанные с работой по дому Какие виды домашнего труда выполняет обследуемый
Общественные Как обследуемый расходует время, деньги, пользуется телефоном и трудовыми навыками
Социализация  
Межличностные отношения Как обследуемый взаимодействует с другими
Игра и проведение досуга В какие игры играет обследуемый и как использует свободное время
Умение уживаться с другими Насколько обследуемый проявляет ответственность и чувствительность к потребностям других людей
Двигательные навыки  
Грубая моторика Как передвигается обследуемый и насколько у него развита координация рук и/или ног
Тонкая моторика Как обследуемый использует руки и пальцы при обращении с предметами
Комплексный показатель адаптивного поведения Вычисляется на основе суммирования показателей по четырем указанным выше областям
Дезадаптивное поведение* Нежелательное поведение, которое может мешать приспособительной деятельности

* Только при использовании дополнительного набора вопросов

в формах Обзорного и Расширенного интервью

(С упрощениями из Sparrow, Bulla, & Cicchetti, 1984a, p. 3. Copyright © 1984 by American Guidance

Sewice, Inc. Воспроизводится с разрешения издателя. All tights reserved.)

на SEM) для пяти различных доверительных уровней (от 68 % до 99 %). Кроме того, предусмотрен перевод тех же суммарных показателей в процентили, станайны, возрастные эквиваленты и уровни адаптации (качественные описательные категории). Что касается показателей по подобластям адаптивного поведения, то здесь результаты могут выражаться в виде уровней адаптации или возрастных эквивалентов; дезадаптивное поведение оценивается только качественно, в виде уровней дезадаптации. Можно воспользоваться дополнительными нормами для получения процентильных и качественных (уровневых) показателей в каждой из специальных групп. Имеется программное обеспечение для преобразования первичных показателей в производные И для анализа профиля.

Глава 9. Тесты для специфических популяций

Для всех версий VABS средние коэффициенты надежности как внутренней согласованности частных (по областям) и комплексного показателей по большей части превышают 0,90. Понятно, что надежность этого типа ниже для подобластей, и ее коэффициенты широко варьируют в зависимости от возрастного уровня и содержательной области. Тем не менее, и для подобластей средние коэффициенты надежности в основном больше 0,70-0,80. Данные по ретестовой надежности и надежности оценщика говорят о хорошей устойчивости показателей в небольших временных интервалах и удовлетворительной согласованности между результатами двух интервьюеров, применявших шкалу к одним и тем же респондентам.

Сводки некоторых типов данных, приведенных в руководствах к трем формам VABS, вносят вклад в конструктную валидность этих шкал. В известной степени, ва-лидность была заложена в этот инструмент с самого начала благодаря формулированию конструктов адаптивного поведения, которые направляли подготовку и отбор вопросов. Данные эмпирической валидизации получены в результате анализа выборок стандартизации, а также представлены в публикациях независимых исследователей. Они включают данные о тенденциях возрастного развития в областях и подобластях, охватываемых этими шкалами; результаты факторного анализа показателей по областям и подобластям шкал; сравнения профилей показателей, полученных на выборках умственно отсталых и имеющих эмоциональные и сенсорные дефекты, обследованных с целью установления дополнительных норм; корреляции с другими инвен-тарями адаптивного поведения и такими тестами способностей, как WISC-R, К-ABC n Словарный тест в картинках Пибоди.

В общем, процедуры, используемые при разработке и оценке Вайнлендских шкал, отличались высоким техническим качеством и достаточно полно и ясно описаны в руководствах к ним. Они отражают достижения в процессе конструирования тестов, которые появились со времени публикации ранних редакций этих шкал. Однако практическая эффективность данного инструмента зависит от полного знания его психометрических характеристик, описанных в руководстве и посвященных ему публикациях, накопившихся к настоящему времени.1

Как уже отмечалось, имела место широкая заинтересованность в использовании результатов оценки для проектирования и подбора подходящих программ обучения для лиц с психической задержкой. Этот интерес, в свою очередь, привел к разработке все большего количества шкал для измерения адаптивного поведения.2 Один из примеров — Шкалы адаптивного поведения, разработанные AAMR и предназначенные для тех же целей, что и Вайнлендские шкалы. AAMR шкала адаптивного поведения (для живущих дома и в специальных учреждениях) — Вторая редакция {AAMR Adaptive Behavior Scale — Residential and Community, Second Edition [ABS-RC.2] — Nihira, Leland, & Lambert, 1993) - была стандартизована на более 4000 умственно неполно-Ценных (в результате задержки развития) взрослых, проживавших в специальных Учреждениях или дома. Она позволяет получать показатели по 18 областям, 10 из

См. например, Middleton, Keene, & Brown (1990), Poth, & Barnett (1988), Raggio, & Massingale (1990), Schatz & Hamdan-Allen (1995), Silverstein (1986). Дополнительную характеристику и независимые оценки трех форм Вайнлендских шкал можно найти в статьях I. A. Campbell (1985) и С. R. Reynolds (1986).

Обзоры многих из этих шкал см. в Fox, & Meyer (1990), Knoff (1992) и Sattler (1988, chap. 15).

Часть 3. Тестирование способностей

которых относятся к навыкам управления своим поведением и 8 — к социальному поведению, включая различные типы дезадаптивных моделей. С другой стороны, AAMR шкала адаптивного поведения (для учащихся) — Вторая редакция (AAMR Adaptive Behavior Scale — School, Second Edition [ABS-S.2] — Lambert, Nihira, & Leland, 1993) — была нормирована на детях с задержками и без задержек психического развития в возрасте от 3 до 18 лет.

Еще одна область, требующая оценки у лиц с психической задержкой, — моторное развитие (обследуемое также с помощью шкал для младенцев). Прототипом инструментария, используемого для этой цели, являются Тесты двигательных умений Озе-рецкого, впервые опубликованные в России в 1923 г. Другое применение тесты Озе-рецкого находят в тестировании детей с нарушениями моторики, минимальной мозговой дисфункцией или трудностями в обучении, особенно в связи с организацией программ индивидуализированного обучения. Современная пересмотренная версия шкал Озерецкого — Тест двигательных умений Брунинкса—Озерецкого (Bruininks— Oseretsky Test ofMotor Proficiency — Bruininks, 1978).

Полная батарея, требующая для проведения обследования от 45 до 60 мин, содержит 46 заданий, сгруппированных в 8 субтестов. Батарея дает три показателя: Комплексный показатель грубой моторики (Gross Motor Composite), служащий мерой деятельности крупных мышц плечевого пояса, туловища и ног; Комплексный показатель тонкой моторики (Fine Motor Composite), оценивающий деятельность мелких мышц пальцев, кистей и предплечий, и Комплексный показателей полной батареи (TotalBat-tery Composite).

Кроме того, имеется краткая форма этого теста, состоящая из 14 заданий, требующая от 15 до 20 мин на проведение и дающая только один показатель: индекс общего моторного развития (index of general motor proficiency). Результаты выполнения теста могут выражаться в стандартных показателях для определенных возрастных групп, процентилях и станайнах. Выполнение каждого субтеста можно также представить в виде возрастных эквивалентов. Батарея была стандартизована на выборке объемом 765 детей в возрасте от 4,5 до 14,5 лет, репрезентативно отражающей данную часть населения США. Ретестовая надежность комплексных показателей в интервалах от 7 до 12 дней составляет величину порядка 0,80. Валидность батареи исследовалась несколькими способами, включая факторный анализ показателей, изучение возрастной дифференциации и сравнение нормальных детей с детьми, имеющими психическую задержку и трудности в обучении.

Одна из самых серьезных трудностей, связанных с оценкой психической задержки, заключается в необходимости разграничения между этим состоянием (mental retardation) и замедлением развития (developmentaldelays), особенно в младенчестве и раннем детстве. Дело не только в том, что оценка когнитивного развития в этот период менее надежна, чем в других возрастах, но и в том, что наблюдаемое отставание в познавательной деятельности может быть следствием разнообразных состояний (Но-dapp, Burack, & Zigler, 1990).

Главными среди факторов, оказывающих негативное воздействие на уровень интеллектуальной деятельности и адаптивных навыков, являются сенсорные и моторные нарушения, а также неблагоприятная домашняя среда. Оставшаяся часть этой главы посвящена обсуждению вопросов, связанных с этими факторами, которые могут действовать и по отдельности, и в сочетании.

Глава 9. Тесты для специфических популяций

Наши рекомендации