Игра по сказке «Три медведя»
Ц е л ь. Та же, что и в предыдущей игре. Оборудование. Маски медведей, стол с тремя чашками и тремя ложками, три стула.
Описание игры. Педагог рассказывает сказку «Три медведя». Затем предлагает детям инсценировать ее. Выбирают трех медведей: Михаила Ивановича, Настасью Петровну и Мишутку. Расставляют мебель и посуду. Педагог предлагает вспомнить, что говорили медведи. Он обращает внимание детей на то, какими голосами они говорили.
Поощряют тех детей, которые удачно подражали голосам медведей.
Аналогичные игры-драматизации можно использовать в работе и над другими известными детям темами: «Колобок», «Терем-теремок» и др.
ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ
Тишина
Цель. Автоматизация звука ш.
Описание игры. Водящий стоит у одной стены, а все остальные дети — у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом неосторожном движении водящий издает предостерегающий звук ш-ш-ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего, сам становится водящим.
Лес шумит
Цель. Автоматизация звука ш.
Описание игры. Педагог вспоминает с детьми, как летом они ходили в лес и видели там высокие деревья, у них зеленые верхушки, веточек и листьев много. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш-ш-ш.
Педагог предлагает детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветер: ш-ш-ш...
Вариант. Педагог расставляет детей-«деревья» так, чтобы они могли свободно двигать руками. На слова «шуми, ветерок» дети разводят руки в стороны и равномерно машут ими, одновременно произнося ш-ш-ш. Если педагог скажет: «Ветер веет», дети подражают шелесту ветра звуками ф-ф-ф-ф и еще быстрее машут руками.
Поезд
Цель. Автоматизация звука ш в слогах и словах. Описание игры. Дети становятся дрУг за другом, изо-бражая-поезд. Впереди поезда паровоз (кто-либо из детей). Поезд
отправляется по команде «По-шел, ло-шел, ло-шел». Темп постепенно ускоряется. Подъезжают к станции (условленное место или постройка из кубиков) и говорят; «При-шел, при-шел, при-шел» (замедленно: ш, ш, ш — выпустил пар). Затем дается звонок, свисток — и движение возобновляется.
Примечание. Можно ввести в игру семафор, продажу билетов. Можно усложнить игру—дети будут изображать разные поезда, например скорый и товарный. Скорый движется под звуки шу-шу-шу (быстро), товарный — шшшу-шшшу (медленно).
Тише, тише: Маша пишет!
Цель. Автоматизация звука ш в предложениях. Описание игры. Дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши или Миши (такое имя дается любому выбранному ребенку) и тихо говорят: «Тише, тише: Маша пишет, наша Маша долго пишет, а кто Маше помешает, того Маша догоняет».
После этих слов дети бегут в домик (отведенное педагогом место), а тот, кого Маша поймает, должен придумать и сказать слово со звуком ш. Потом выбирают новую Машу (или Мишу).
Примечание. Педагогу нужно следить за тем, чтобы дети говорили неторопливо, четко, вполголоса. Если ребенок затрудняется придумать слово со звуком а/, ему помогают дети или педагог, задав наводящий вопрос («Что ты надеваешь на голову, когда идешь гулять?»).
Машей или Мишей выбираются самые ловкие дети.
Маленькие ножки бежали по дорожкеЦель. Автоматизация звука ш в связном тексте. Описание игры. Дети строятся в колонну. Педагог предлагает всем показать свои ноги. Дети показывают их. Педагог говорит, что ножки у них маленькие, но бегают быстро. Дети бегут и приговаривают:
Маленькие ножки бежали по дорожке, Маленькие ножки бежали по дорожке.
Затем воспитатель говорит, что у медведя ноги большие и идет он медленно:
Большие ноги шли по дороге, Большие ноги шли по дороге.
Дети несколько раз выполняют со словами ритмичные подражательные движения, то быстрые и легкие, то медленные и тяжелые.
» "* По ровненькой дорожке
Цель. Автоматизация звука ш в связном тексте.
Описание игры. Дети сидят на скамейках или траве. Педагог зовет их погулять. Дети идут шеренгой или свободно группируются около педагога. Ритмично шагают под слова:
По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке Шагают наши ножки, Раз, два, раз два...
Затем педагог и дети начинают прыгать на двух ногах, слегка продвигаясь вперед и приговаривая при этом:
По камешкам, по камешкам, По камешкам, по камешкам.
Затем педагог произносит: «В яму бух!» Дети присаживаются на корточки. «Вышли из ямы», — говорит педагог. Дети поднимаются и идут, весело приговаривая вместе с педагогом: «По ровненькой дорожке...» Движения повторяются.
Затем текст изменяется:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке...
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом,
Там мы живем.
На слова «устали наши ножки» педагог, а за ним и дети слегка замедляют движения и с окончанием текста останавливаются. Затем бегут к скамейкам домой и садятся на них. Игру можно повторить 3—4 раза.
, Кот на крыше
Цель. Автоматизация звука ш в связном тексте.
Описание игры. На стуле или скамеечке сидит с закрытыми глазами один из играющих. Он кот. Остальные дети — мышки. Они тихо подходят к коту и, грозя друг другу пальцем, говорят хором вполголоса:
Тише, мыши... Тише, мыши... Кот сидит На нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись И коту не попадись...
После этих слов кот просыпается, говорит «мяу», вскакивает и гонится за мышками. Мышки убегают. Нужно отметить чертой мышкин дом — норку, куда кот не имеет права забегать. Игру, можно проводить, пока все мышки, кроме одной, не будут пойманы. Мышка, которую кот не поймал, будет водить, т.е. она будет котом, и игра начинается сначала. Все мышки, которых поймали, должны произнести два-три слова со звуком ш. (Игру можно провести и для дифференциации звуков ш—с).
Мухи в паутине
Цель. Автоматизация звука ж.
Описание игры. Часть детей изображает паутину. Они образуют круг и опускают руки. Другие дети изображают мух. Они жужжат: ж-ж-ж..., влетая в круг и вылетая из него. По сигналу воспитателя дети, изображающие паутину, берутся за руки. Те, которые не успели выбежать из круга, попадают в паутину и выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока все мухи не будут пойманы.
Пчелы и медвежата
Цель. Автоматизация звука ж.
Описание игры. Играющие дети делятся на две группы: одна группа — пчелы, другая — медвежата. Пчелы влезают на гимнастическую стенку (или стульчики). Это улей. Медвежата прячутся за деревом (скамейкой). Услышав сигнал «Пчелы, за медом!», дети спускаются на пол, убегают в сторону и, как пчелы, перелетают с цветка на цветок. Медвежата в это время перелезают через скамейку и на четвереньках идут к улью. На сигнал «Медведи идут!» пчелы возвращаются со звуком ж-ж-ж-ж. А медвежата быстро выпрямляются и убегают.
При повторении игры дети меняются ролями.
Пчелы
Цель. Автоматизация звука ж.
Описание игры. Посредине площадки ( комнаты) отгораживают чертой или стульями улей. Все дети — пчелы. Один ребенок — медведь. Он прячется от пчел. Пчелы сидят в улье и хором говорят:
Пчелы в улье сидят И в окошечко глядят Полететь все захотели, Друг за дружкой полетели:
УК.-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж.
С жужжанием они разлетаются по площадке, ' машут крылышками, подлетают к цветам, пьют сок. Внезапно появляется медведь, он стремится попасть в улей за медом. По сигналу «Медведь» пчелы с жужжанием летят к улью. Хватаются за руки, окружают улей и стараются не пропустить медведя. Если пчелам это удается, то назначается новый медведь. Если медведь убежал от пчел, он выбирает себе помощника, и игра возобновляется с двумя медведями.
Пчелки собирают мед
Цель. Автоматизация звука ж.
Описание игры. Одна группа детей изображает цветы. Им педагог надевает на голову веночек из цветов (ромашки, васильки и т.п.). Другая группа детей — пчелы, которые собирают с цветов мед. Пчелки летают вокруг цветка и жужжат: ж-ж-ж...
По сигналу педагога они летят в улей. Затем дети меняются ролями.
Жуки
Цель. Автоматизация звука ж в связном тексте.. Описание игры. Дети (жуки) сидят в своих домиках (на стульях) и говорят:
Я жук, я жук, Я тут живу, Жужжу, жужжу:
./IV—ЭК—ЗК~ ЗК.
По сигналу педагога жуки летят на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат: ж-ж-ж... По сигналу «Дождь» жуки летят в домики (стулья).
Точильщики
Цель. Автоматизация звука ж отдельно и в словах.
Описание игры. Одна группа детей — точильщики. Они стоят у стульчика и говорят: «Точим ножи! Точим ножи!».
К точильщикам подходят дети: «Поточите ножик (или ножницы)». Точильщики делают движения, как будто точат, и приговаривают: жжж...ж...ж\
Пирожок
Цель. Автоматизация звука ж в предложениях.
Описание игры. Играющие встают друг за другом в один ряд, обхватив друг друга. Передний — булочник, все стоящие за ним — печь, кроме последнего, он пирожок.
3 Зак. 742
Подходит водящий (покупатель) и спрашивает: Где мой; пирожок?» Булочник отвечает: «Он за печкой лежит». А пирожок кричит: «И бежит, и бежит!». С этими словами пирожок отрывается: от общей цепи и бежит, старается встать перед булочником так, чтобы покупатель не успел его поймать. Булочник тоже старается помочь пирожку. Если пирожок успеет встать в начале цепи, он становится булочником, а если его поймают — покупателем, а покупатель — булочником.
Покупатель снова приходит за пирожком, а пирожком будет тот, кто оказался в цепи последним. Задерживать покупателя нельзя, и пирожку не разрешается убегать далеко от цепи.
Прогулка в лес
Цель. Дифференциация звуков ш—ж.
Описание игры. В одном углу комнаты стоят дети, в другом — в два или три ряда стулья, это лес. Педагог говорит: «Дети, сейчас мы пойдем на прогулку в лес. Там посидим, отдохнем и послушаем, что делается в лесу». Дети идут и тихо садятся на стулья. Педагог продолжает: «В лесу тихо. Но вот налетел легкий ветерок и закачал верхушки деревьев». Дети: ш-ш-ш... «Пролетел ветерок, и опять в лесу стало тихо. Слышно, как в высокой траве на поляне жужжат жуки: ж-ж-ж... Как жужжат жуки? Дети: ж-ж-ж... Отдохнули ребята в лесу, набрали цветов и пошли домой. После прогулки педагог спрашивает: «Кто помнит, как шумели деревья?» Дети: ш-ш-ш... — «А как жужжали жуки?» Дети: ж-ж-ж...
. Жадный кот
Цель. Дифференциация звуков ш—ж.
Описание игры. Выбирают водящего. Он кот. Кот садится в угол и говорит: «Я ужасно жадный кот, всех мышей ловлю — и в рот». Остальные дети — мышки. Они проходят мимо кота и испуганно шепчут: «Тише, тише, кот все ближе, ближе». Дети дважды произносят эти слова. С последними словами кот выскакивает и ловит мышей. Кто попался коту в лапы, должен произнести 5—10 раз слова «тише» и «ближе». Затем роль кота передается другому ребенку, и игра продолжается.
Поезд
Цель. Автоматизация звука ч в слогах.
Описание игры. Дети становятся друг за другом — это вагоны. Впереди стоит паровоз. Дежурный (ведущий) дает свисток — поезд трогается. Дети двигаются с согнутыми в локтях руками, делают ими вращательные движения, подражая движению колес, и произносят: чу-чу-чу-чу...
66
Дав поезду немного проехать, ведущий поднимает желтый флажок — поезд замедляет ход. На красный — поезд останавливается. Затем ведущий снова поднимает желтый флажок — машинист дает сигнал. На зеленый — поезд трогается. Игра повторяется несколько раз.
Воробушки
Цель. Автоматизация звука ч в звукоподражании. Описание игры. Дети (воробушки) сидят на стульчиках (в гнездышках) и спят. На слова педагога
В гнезде воробушки живут И утром рано все встают
дети раскрывают глаза, громко поют:
Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик!
Так весело поют. (Заканчивает педагог).
После этих слов дети разбегаются по комнате. На слова педагога «В гнездышко полетели!» возвращаются на свои места.
Колечко
Цель. Автоматизация звука ч во фразах.
Оборудование. Колечко.
Описание игры. Дети сидят, сложив руки лодочкой. У водящего в руках колечко. Он подходит к каждому и как будто вкладывает колечко в руки. При этом он неторопливо рассказывает любой стишок. Когда водящий всех детей обойдет, он должен сказать: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у кого колечко, должен быстро встать и отбежать от своего места. Все дети внимательно следят за действиями водящего и после его конечных слов должны удержать обладателя колечка. Если ребенку с колечком удается выбежать, он становится водящим.
Чай Танечке
Цель. Автоматизация звука ч в предложениях.
Оборудование. Кукольный чайный сервиз, четыре куклы, печенье, булочки, калачи из пластилина.
Описание игры. Дети сидят перед столом педагога. На нем стоит кукольный стол с чайным сервизом, вокруг которого на стульчиках сидят четыре куклы. Педагог говорит: «Дети, давайте дадим куклам ласковые имена». Дети их называют: «Танечка, Валечка, Анечка, Манечка». Затем педагог вызывает одного ребенка и предлагает ему налить чай из чайника в чашку
з* 67
Танечке. Ребенок свои действия сопровождает словами: «Я беру чайник и наливаю чай в чашку Танечке. Даю Танечке печенье». Посадив ребенка на место, педагог спрашивает других детей: «Что делал Петя?» Дети отвечают. Затем вызывается другой ребенок, и ему педагог предлагает выполнить задание.
Чижик
Цель. Автоматизация звука ч и дифференциация звуков ч—ж.
Описание игры. Один ребенок — кошка. Остальные дети — чижики. Они занимают часть площадки, которая обведена мелом. Это клетка. Другая часть площадки свободна. Педагог (или выбранный ребенок) говорит:
Чижик в клеточке сидел, Чижик в клетке громко пел: «Чу-чу-чу, чу-чу-чу, Я на волю улечу».
После этих слов чижики взмахивают руками и летят к свободной части площадки, произнося слова:
Чу-чу-чу, чу-чу-чу, Я на волю улечу.
Появляется кошка, и чижики снова летят в свою клетку. Кошка ловит чижиков.
Спрячу куклу Машу
Цель. Дифференциация звуков ш—ч в тексте.
Оборудование. Кукла.
Описание игры. Дети сидят на стульчиках полукругом. Ведущий держит в руках куклу и говорит, что кукла Маша сейчас спрячется, а кто-нибудь один из детей будет ее искать. Ребенка, желающего искать куклу, отправляют в другую комнату, а куклу прячут. Ребенок возвращается, дети говорят:
Спрячем куклу Машу, Спрячем куклу нашу. Валя к кукле подойдет, Валя куколку возьмет. С куклой Машей Валечка попляшет. Хлопнем в ладошки, Пусть попляшут ножки.
Ребенок находит куклу, пляшет с ней, остальные дети хлопают в ладоши.
Палочка
Цель. Дифференциация звуков ш—ч в тексте. Оборудование. Гимнастическая палка. Описание игры. Ребенок должен держать в горизонтальном положении палку обеими руками перед собой и переступать то правой, то левой ногой, не выпуская палку из рук, движения выполняются в сопровождении слов, которые произносит ведущий ребенок:
Ножку выше поднимай, Через палочку шагай.
Лягушки
Цель. Дифференциация звуков ш—ч в тексте.
Описание игры. Дети делятся на две группы. Одна из них — кочки на болоте, другая — лягушки. Кочки стоят большим кругом. За каждой кочкой спряталась лягушка.
Одна лягушка (водящий) стоит в середине круга, у нее нет своего домика.
Водящий говорит: «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки». Все дети скачут внутри круга и говорят: «Ква, ква, ква, ква, скачут, вытянувши ножки».
Дети (кочки) говорят: «Вот из лужицы на кочку да за мошкою вприскочку». После этих слов все лягушки и водящий прячутся за кочки. Тот, кому не хватило кочки, становится водящим. Он говорит: «Есть им больше неохота, прыг опять в свое болото». Лягушки снова прыгают внутрь круга, и игра начинается сначала. Только дети меняются ролями.
Разведчики
Цель. Автоматизация звука щ в словах и фразах.
Оборудование. Щетка, игрушечный щенок, щепка, ящик, плащ, клещи.
Описание игры. Педагог усаживает детей полукругом и говорит, что они будут играть в «разведчиков». Детям показывают предметы, которые будут спрятаны. Их нужно найти. Для поисков выделяют группу разведчиков, которые должны найти предмет, принести его и назвать. Тот, кто отыскал и назвал предмет правильно, получает значок разведчика (По аналогии игра может быть организована для автоматизации любого звука).