Показатели развития детей второго года жизни

См. стр. 15

Линия развития 1 год 3 месяца
Показатели Методика выявления
Сенсорное развитие (С) Играя, различает два разных по величине предмета (например, два куба) Перед ребенком выкладывается малый куб (высотой 7 см) из большого куба (высотой 10 см). Ребенок должен вложить маленький куб в большой. Ребенок может пробовать 2-3 раза. Взрослый не помогает.  
Общие движения (О) Ходит длительно, меняет положения (приседает, накло-няется)   Взрослый наблюдает за ребенком во время игры – выполняет ли он указанные движения
Игра (И) Умеет воспроизводить в игре разученные действия (кормит куклу, собирает пирамиду и др.) 1. Перед ребенком раскладывается кукла, тарелочка – предлагается покормить куклу. 2. Ребенку предлагается поиграть с кубиками (2 кубика, 2 кирпичика), при этом малыш должен воспроизвести постройку «дома», «машины» (взрослый может показать). 3. Нанизывает на стержень 4-5 колец. Ребенок должен выполнить все три действия  
Речь активная (РА) Пользуется лепетом и облег-ченными словами (машина «би-би», собака «ав-ав») Взрослый наблюдает за ребенком во время игры, движений, пользуется он лепетом и словами  
Речь понимаемая (РП) Значительно увеличивается запас понимаемых слов 1. По просьбе взрослого находит 3-4 игрушки; 2. Находит предметы обуви, одежды; 3. Выполняет действия по слову (покорми куклу, положи спать); 4. По слову ориентируется в комнате (где кроватка, где мы моем руки и т.д.). Ребенок выполняет задания  
Навыки (Н) Самостоятельно ест густую пищу ложкой Во время кормления ребенок должен само-стоятельно съесть густую пищу из глубокой тарелки. Часть пищи может съесть с помощью взрослого  
Линия развития 1 год 6 месяцев
Показатели Методика выявления
Сенсорное развитие (С) Из предметов разной формы (3-4) по предлагаемому образ-цу и слову подбирает предме-ты такой же формы (например, к кубику – кубик) Взрослый раскладывает перед ребенком пред-меты разной формы (3 кирпичика, 3 куба, 3 шарика, 3 призмы). Скатывает шарик с желоб-ка и предлагает ребенку найти еще шарики и скатить их. Затем берет один кубик, ставит его и предлагает найти еще кубики поставить дом. Ребенок выполняет оба задания  
Общие движения (О) Движения более скоордини-рованные, перешагивает через препятствия приставным ша-гом (например через палку, лежащую на полу)   Ребенку предлагается перешагивание через палку или брусочки, лежащие на полу, приставным шагом. Взрослый может показать
Игра (И) Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни дейст-вия (причесывает куклу, умы-вает и т.д.) Взрослый раскладывает перед ребенком пред-меты: куклу и расческу, куклу и носовой платок и говорит: «Кукла не причесана», «У куклы грязный нос». Ребенок причесывает куклу и вытирает нос  
Речь активная (РА) В момент удивления или сильной заинтересованности называет предметы Из мешочка или коробочки неожиданно пока-зываются предметы (кукла, зайчик, петушок, котенок) и спрашивает: «Кто это?» или «Что это?». Ребенок называет предметы облегченно или правильно («ля-ля», «кукла»)  
Речь понимаемая (РП) Находит по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине   Перед ребенком раскладываются предметы в следующей последовательности: собака чер-ная, кошка черная, собака белая, кукла. Взрос-лый предлагает найти собачку одну или дру-гую. Затем поменять местами и спросит еще раз: «Где собачка?»  
Навыки (Н) Самостоятельно ест густую пищу ложкой Во время кормления ребенок съедает ¾ жидкой пищи (суп) из глубокой тарелки, держа черенок ложки рукой сверху (в кулачке)  


Линия развития 1 год 9 месяцев
Показатели Методика выявления
Сенсорное развитие (С) Играя, различает три разных по величине предмета (например, три куба). Взрослый достает кубы один из другого, ста-вит их в разнобой, после чего предлагает ре-бенку собрать. Ребенок собирает кубы соот-ветственно величине (1-10 см, 2-7 см, 3-4 см).  
Общие движения (О) Умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см, на высоте от пола 15-20 см. Ребенок должен пройти по доске, указанного размера без помощи взрослого (войти и сойти может при помощи взрослого).  
Игра (И) Строит «ворота», «скамейку», «домик». Взрослый предлагает ребенку построить «во-рота», при этом может один раз показать (ставит два кирпичика вертикально, один сверху горизонтально).  
Речь активная (РА) Пользуется 2-х словными предложениями. Взрослый наблюдает как ребенок во время иг-ры и различных режимных моментов сопрово-ждает свои действия 2-х словными предложе-нием. Например: «Кукла спать».  
Речь понимаемая (РП) Отвечает на вопросы взрослого при рассматрива-нии сюжетных картинок. Ребенку предлагается рассмотреть одну за другой четыре картинки с изображением знакомых сюжетов. Например, мальчик поит лошадку, дети умываются и спрашивают: «Кто на картинке?», «Что делает?». Ребенок может ответить одним словом.  
Навыки (Н) Умеет частично одеваться с небольшой помощью взрос-лого.   Во время раздевания ребенок снимает ботинки (развязанные), туфли (расстегнутые), чулки. Взрослый может помочь немного.
Линия развития 2 года
Показатели Методика выявления
Сенсорное развитие (С) По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предметы того же цвета. Перед ребенком раскладываются варежки (носочки) трех цветов в следующем порядке: красная, синяя, зеленая, синяя, красная, зеленая, синяя. Ребенок должен к каждой варежке подобрать пару соответствующего цвета.  
Общие движения (О) Перешагивает препятствия, чередуя шаг. На расстоянии 20 см на полу раскладываются 2-4 брусочка, через которые ребенок переша-гивает чередующим шагом. Взрослый может показать.  
Игра (И) В игре воспроизводит ряд ло-гически связанных действий. Например: куклу купает и вы-тирает.   Перед ребенком раскладываются игрушки: кукла-голыш, губка, полотенце, кубик (вместо мыла), ванночка. Ребенку говорят: «Кукла грязная». Ребенок сажает куклу в ванночку, трет губкой, моет, вытирает. Взрослый ничего не показывает.  
Речь активная (РА) Пользуется 2 - 3-х словными предложениями при общении со взрослыми.   Во время игры, режимных процессов, ребенок должен обращаться ко взрослому с речью (3-х словными предложениями).
Речь понимаемая (РП) Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребенку по опыту (данный показатель проверяется в семье). Взрослый рассказывает ребенку короткий рас-сказ о хорошо знакомых событиях (как видели на улице собачку, кормили голубей). После чего задаются 3-4 вопроса. Ребенок отвечает словом или коротким пред-ложением.  
Навыки (Н) Умет частично одевать одеж-ду с небольшой помощью взрослого. Во время одевания взрослый смотрит – может ли малыш сам одевать шапку, ботинки, носки. При этом можно немного помочь.  


Наши рекомендации