Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука Р в предложениях.
Цель: автоматизация звука [Р] в предложениях.
Задачи:
Коррекционные:
- развивать навыки звукопроизношения, фонематический слух,
- формировать навыки составления предложений с заданным словом и по схеме, работать с деформированной фразой; упражнять в словоизменении;
-формировать грамматический строй речи
- развивать внимание, словесно-логическое мышление;
Воспитательные:воспитывать навыки самоконтроля за произношением.
Оборудование: куклы, картинки (труба, барабан, арфа), карточки со схемами предложений (на карточке изображён ребёнок, далее несколько прочерков для придумывания слов и изображение какого-нибудь предмета, название которого нужно использовать в предложении),
1.Организационный момент.
- Сегодня мы будем учиться произносить звук [Р] в предложениях, а помогут нам в этом куклы Рая и Рома.
2.Артикуляционная гимнастика:
«Чистка верхних зубов»
Зубы верхние - смотри:
Чищу «щеткой» изнутри.
«Маляр»
Язык как кисточка моя,
И ею небо крашу я.
«Барабанщик»
За зубами в бугорок
Бьет широкий язычок.
«Лошадка»
Рот широко открываю,
К небу язык прижимаю.
Прыгает вниз язычок,
И раздается щелчок.
«Грибок»
Широко открою рот,
Будто щелкну я вот-вот.
Присосу язык на небо,
Челюсть вниз - и вся учеба
2.Упражнение на формирование правильной воздушной струи.
«ЗАГОНИМ МЯЧ» Цель: выработать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.
3. Повторение предложений.
У Ромы барабан. Рома играет на барабане.
У Ромы труба. Рома играет на трубе.
У Раи арфа. Рая играет на арфе.
4. Упражнение в спряжении глаголов.
Грузить груши в грузовик.
Красить красной краской краба.
Дружить с Ромой.
5. Составление предложений по схемам.
- Сейчас мы будем составлять предложения про Раю и Рому, используя вот эти схемы. (Если у ребёнка не получается самостоятельно составить предложение, то логопед задаёт вопрос по содержанию: например, на схеме мальчик и грузовик, логопед спрашивает: «С чем играет Рома?»)
__________ __________ ____________
__________ ____________
6. Упражнение в составлении простых предложений с заданным словом. Игра «Кто быстрее?»
Логопед и ребёнок берут красную и синюю фишки и встают на старт: у кого синяя фишка, тот движется по синим стрелкам. У кого красная – по красным. Передвигать фишку можно только после того, как придумано предложение с данным словом под фишкой. Передвигаются по очереди, логопед правит предложения ребёнка по мере необходимости и добивается чёткого произнесения звука Р.
7. Работа с деформированной фразой. Игра «Путаница».
Краска, красит, Рая, забор – Рома красит краской забор.
Мама, свитер, Рома, купила –
Карандаш, потеряла, Рая, новый –
Укусил. Рома, комар-
Рая, парта, сидеть, за –
Рома, марка, наклеивать, конверт, на.
Игра “Один – много”. Предметные картинки (рыба, рысь, рыбак, корыто, рыжик, перышко).
8.Проспрягай глаголы по образцу. Представь. Что действие произойдет завтра, повтори получившееся предложение.
Прыгнуть в пруд.
(я, ты, он, она, мы, вы, они)
9. Итог.
- Сегодня ты правильно произносил слова во всех словах, был внимателен – правильно составлял предложения. На следующем занятии мы будем учить интересную чистоговорку и составлять рассказ по картинке.
Цели занятия:«Дифференциация звуков Р – Рь в словах и предложениях»
Коррекционно-развивающие:
- продолжать автоматизировать звуки Р,Рь
- закреплять навыки различения звуков Р-Рь
- развивать фонематический слух и восприятие
- развивать грамматический строй речи
Образовательные:
- учить образовывать и употреблять относительные прилагательные.
-расширить активный словарь
-учить согласовывать числительные с существительными
-повторить обобщения.
-закрепить чтение слогов.
-развивать память, внимание, мышление
Оборудование: картинки слов на звуки Р, Рь; цифры от 1-5;дидактическая игра «Какой, какая, какое, какие?»; синие и зеленые фишки, картинки на повторение обобщений
карточки со слогами на букву Р
Ход занятия.
1.Организационный момент.
– Мы сегодня закрепляем в речи звуки Р, Рь.
- Будем учиться их различать.
2. Повторение обобщений:
(трактор, троллейбус, пароход, ракета – транспорт)
(груша, мандарин, гранат, абрикос - фрукты)
(сыроежка, подберезовик, мухомор, груздь - грибы)
(мороженое, гречневая каша, макароны, рисовый суп - продукты питания)
(парикмахер, врач, хирург, шофер – профессии)
(гитара, скрипка, барабан, рояль - музыкальные инструменты).
2. Назвать имена мальчиков и девочек на звуки Р, РЬ.
(Роза, Радик, Рая, Рима, Ренат, Артем, Оскар, Рима).
Характеристика звуков Р, Рь
(согласные, звонкие, твердый - мягкий, синий - зеленый)
4. Речевая зарядка.
Ра-ра-ра начинается игра
Ро-ро-ро у нас новое перо
Ры-ры-ры у мальчика шары
Ре-ре-ре стоит дом на горе
Ри-ри-ри на ветках снегири
Ра-ра-ра тебе спать пора
Арь-арь-арь на стене висит фонарь
5.Пальчиковая гимнастика.
(имитировать игру на разных музыкальных инструментах)
Кот играет на баяне,
Зайка - на барабане.
Ну а мишка – на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если станешь помогать,
Будем вместе мы играть.