Региональная социальная политика.

Политика рынка труда направлена на обеспечение рациональной структуры занятости населения, достижение сбалансированности рабочей силы и рабочих мест, предупреждение массовой безрабо­тицы, создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест, развитие кадрового потенциала, совершенствование систем обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров, рост мобильности трудовых ресурсов.

Основной цельюмиграционной политики является преодоление стихийного развития миграции, выработка рычагов воздействия на этот процесс, снижение негативных последствий для общества и государства, повышение эффективности использования потен­циала мигрантом.

Целью реформированиягосударственного социального страхо­вания является создание финансово устойчивой системы, обес­печивающей гражданам установленные гарантии по защите от социальных и профессиональных рисков, связанных с утратой заработка, работы, здоровья, а также более эффективное исполь­зование страховых средств.

Основной задачей реформирования пенсионного обеспечения является создание условий для развития страховых принципов в пенсионном законодательстве, более полного учета результатов тру­довой деятельности работника, повышение личной ответственности за уровень материального обеспечения при его выходе на пенсию.

Основным содержанием реформы всистеме социальной защитынаселения является усиление адресности социальной поддержки, концентрация финансовых и материальных ресурсов на оказание помощи социально уязвимым группам населения, необходимость упорядочить систему действующих льгот.

Главной целью государственной социальной политикив отно­шении семьи, женщин и детей является:

- обеспечение необходимых условий для реализации ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций, повышение качества жизни людей;

- создание благоприятных условий для полного и равноправ­ного участия женщин в политической, экономической, со­циальной и культурной жизни;

- обеспечение прав детей и молодежи на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

Должны быть приняты меры по созданию возможностей для полноценной государственной поддержкигуманитарной сферы,обеспечению своевременного и в полном объеме выделения бюд­жетных ассигнований на всех уровнях, приоритетному выделе­нию средств на реализацию утвержденных федеральных целевых программ развития образования, здравоохранения, системы со­циальной защиты населения и культуры, по укреплению их ма­териально-технической базы, а также расширению жилищного строительства, совершенствованию коммунального хозяйства.

Цельюсоциальной региональной политики является сбалансиро­ванное региональное развитие, гарантирующее равное качество и условия жизни населения вне зависимости от региона, в котором они живут и работают.

Основными направлениями социальной региональной поли­тики являются:

- выравнивание межрегиональных различий в доходах на­селения, уровне занятости, социальной инфраструктуре, транспортной сети, коммуникациях, состоянии окружающей среды и т.п.;

- обеспечение на всей территории страны государственных стандартов и гарантий, дифференцированных с учетом объ­ективных особенностей регионов;

- предоставление региональным органам власти и управления реальных возможностей по обеспечению минимальных госу­дарственных стандартов;

- выравнивание возможностей для проведения социальных реформ в регионах с различными стартовыми условиями.

Специализированным органом, определяющим социальную политику государства, являетсяМинистерство здравоохранения и социального развития. В докладе о результатах и основных на­правлениях деятельности министерства как субъекта бюджетного планирования на 2008 г. и на период до 2010 г.1 его миссия опре­делена в содействии улучшению демографической ситуации, росту уровня и качества жизни через повышение доходов населения, улучшению здоровья, созданию условий для достойного труда про­дуктивной занятости, усилению социальной защиты уязвимых групп населения.

Деятельность министерства осуществляется во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, орга­нами исполнительной власти субъектовРФ, органами местного са­моуправления, работодателями и профессиональными союзами.

Исходя из миссии на 2008-2010 гг. определеныпять направле­ний деятельности с конкретными показателями, характеризующими уровень достижения поставленных целей по годам.

В качестве целевых ориентиров приняты показатели, отвеча­ющие пороговым значениям стратегии национальной безопасности страны.

3.3. Вопросы социального партнерства между работодателями, работникам и государством.

К формам социального партнерства относятся:

- коллективные переговоры по подготовке коллективных договоров, соглашений и их заключению;

- взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования рудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними;

- участие работников, их представителей в управлении организацией;

- участие представителей работников и работодателей в государственном разрешении трудовых споров.

Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключенный работниками и работодателями в лице их представителей.

Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и может быть продлен на такой же срок.

Соглашение — это правовой акт, устанавливающий общие при­нципы регулирования социально-трудовых отношений и связан­ных с ними экономических отношений на федеральном, регио­нальном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

В него могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

• рабочее время и время отдыха;

• оплата труда;

• условия и охрана труда;

• вопросы занятости; льготы, гарантии и компенсации;

• развитие социального партнерства;

• гарантии прав профсоюзных органов и работников;

• сотрудничество при реализации положений;

• соглашение и ответственность сторон за выполнение приня­тых обязательств;

• порядок внесения в соглашение изменений и дополнений и разрешения споров.

В Генеральном соглашении, например, на 2005—2007 гг. в об­ласти экономической политики стороны считают необходимым ориентироваться на инновационные обновления структуры рос­сийской экономики, создание условий, обеспечивающих повыше­ние ее конкурентоспособности и динамичное развитие.

В области заработной платы, доходов и уровня жизни населения следует разработать и реализовать комплекс мер, обеспечивающих повышение уровня реальной заработной платы работников в соот­ветствии с количеством и качеством труда, ежегодное увеличение доли фонда оплаты труда в валовом внутреннем продукте, уменьшение масштабов бедности.

Общероссийские объединения работодателей несут ответствен­ность:

• за выполнение работодателями налоговых обязательств, трудового законодательства прежде всего в части полной и своевременной выплаты заработной платы, соблюдение условий и охраны труда в соответствии с установленными нормативами; за развитие коллективно-договорного регули­рования трудовых отношений;

• за выработку механизма, обеспечивающего повышение от­ветственности объединений работодателей и их членских организаций за реализацию положений Соглашения.

Общероссийские объединения профсоюзов несут ответствен­ность:

• за проведение политики, отвечающей реалиям экономичес­кого положения и интересам граждан России и социально- экономического развития страны;

• за формирование активной позиции трудящихся в сфере развития социально-трудовых отношений, их подготовку и адаптацию к работе в условиях проводимой реструктуризации экономики, социального реформирования;

• за развитие коллективно-договорного регулирования трудо­вых отношений, разрешение коллективных трудовых споров путем переговоров и консультаций.

Тема 12. Экология региона.

Экологическая политика.

Стратегические направления государственной политики в области экологии и экологической безопасности заключены в экологической доктрине Российской Федерации, разработанной Министерством природных ресурсов (МПР) России с участием ор­ганов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных экологических организаций, деловых и научных кругов1.

Необходимость принятия этой доктрины вызвана деградацией природной среды как на мировом уровне, так и на уровне РФ и определением целей, направлений, задач и принципов проведения единой государственной политики в области экологии на долго­срочный период.

К числу основных факторов деградации природной среды на мировом уровне относятся:

1. Рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов;

2. Увеличение численности населения планеты при сокращении территорий, пригодных для проживания людей;

3. Деградация основных компонентов биосферы, включая сокра­щение биологического разнообразия и связанное с этим снижение способности природы к саморегуляции (следствие всего этого — не­возможность существования человеческой цивилизации);

4. Возможные изменения климата и истощение озонного слоя земли;

5. Возрастание экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф;

6. Недостаточный уровень координации действий мирового сообщества в области решения экологических проблем и регули­рования процессов глобализации для устойчивого развития чело­веческой цивилизации;

7. Продолжающиеся военные конфликты и террористическая деятельность.

К числу основных факторов деградации природной среды Рос­сии относятся:

1. Преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики, что приводит к быстрому истощению при­родных ресурсов и деградации природной среды;

2. Низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами;

3. Резкое ослабление управленческих и прежде всего контроль­ных функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды;

4. Высокая доля теневой экономики в использовании природ­ных ресурсов;

5. Низкий технологический и организационный уровень эко­номики, высокая степень изношенности основных фондов;

6. Последствия экономического кризиса и невысокий уровень жизни населения;

7. Низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны.

Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчи­вого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

Для этого необходимо:

• сохранение и восстановление природных систем, их био­логического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества;

• обеспечение рационального природопользования и равно­правного доступа к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей;

• обеспечение благоприятного сочетания окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здо­ровья населения.

Государственная политика в области экологии базируется на следующих основных принципах:

1.Устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющей.

2. Приоритетность для общества жизнеобеспечивающих фун­кций биосферы;

3. Справедливое распределение доходов от использования при­родных ресурсов и доступа к ним;

4. Предотвращение негативных экологических последствий в результате хозяйственной деятельности, учет отдельных экологи­ческих последствий;

5. Отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воз­действием на природные системы, если их последствия непред­сказуемы для окружающей среды;

6. Природопользование на платной основе и возмещение на­селению и окружающей среде ущерба, наносимого в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды;

7. Открытость экологической информации;

8. Участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Основные принципы охраны окружающей среды заложены в Законе «Об охране окружающей среды»1 и используются в планах и программах социально-экономического развития страны и ее регионов. В настоящее время разграничены полномочия и ответ­ственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в сфере отношений, связанных с использованием и охраной объ­ектов окружающей среды.

К объектам охраны окружающей среды относятся:

• земля, ее недра, почвы;

• поверхностные и подземные воды;

• леса и иная растительность;

• животный мир и микроорганизмы, генетический фонд;

• атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство;

• природные ландшафты, заповедники, заказники, нацио­нальные природные парки, памятники природы, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животного мира и места их обитания.

Действующее законодательство предусматривает права граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, а также на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда, нанесенного окружающей среде.

Права граждан на благоприятную окружающую среду склады­ваются из следующих элементов (рис. 14.1):

Полномочий общественных объединений
Гарантий государства
Полномочия граждан

Рис. 14.1. Полномочия, обеспечивающие права граждан на благоприятную окружающую среду

Полномочия гражданзаключаются в том, что они могут создавать общественные объединения; создавать фонды; вступать в разного рода общества; вносить членские взносы; участвовать в собраниях, митингах, шествиях, петициях, референдумах по вопросам охра­ны окружающей среды; требовать от государственных органов управления предоставления полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и принимаемых мер; требовать в административном или судебном порядке отмены решений ор­ганов управления на виды деятельности, приносящие вред ок­ружающей среде или ее загрязнение; требовать привлечения к ответственности виновных в оказании отрицательного воздействия на окружающую среду, в том числе подавать иски о возмещении причиненного вреда.

Полномочия общественных объединенийзаключаются в возмож­ности разрабатывать мероприятия, программы, и за счет привле­ченных и собственных средств выполнять эти программы; воз­главлять мероприятия, проводимые гражданами в области охраны окружающей среды.

Гарантии государствапроявляются в издании законов, оказании управляющих воздействий по выполнению законодательных и иных нормативных актов по охране окружающей среды.

Системно права гражданобеспечиваются:

• планированием и нормированием качества окружающей среды;

• мерами по предотвращению экологически вредной деятель­ности;

• оздоровлением окружающей природной среды;

• предупреждением и ликвидацией последствий аварий, катас­троф, стихийных бедствий;

• социальным и государственным страхованием;

• образованием государственных и общественных фондов помощи;

• организацией качественного медицинского обслуживания населения;

• предоставлением каждому возможности для проживания в условиях, благоприятных для жизни;

• возмещением в судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загряз­нения окружающей среды.

Этому в значительной степени содействуют законодательство об охране окружающей среды и концепция перехода Российской Фе­дерации к устойчивому развитию1, когда основными направлени­ями перехода России к устойчивому развитию были объявлены:

• создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствования действующего законодательства, определяющего, в частности, экономические механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей среды;

• разработка системы стимулирования хозяйственной деятель­ности и установление пределов ответственности за ее эконо­мические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жиз­ни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов;

• оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого на них антропогенного воздействия;

• формирование эффективной системы пропаганды идей ус­тойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.

Переход страны к устойчивому развитию возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех регионов. Проблемы, решаемые в каждом регионе, в значительной степе­ни подобны федеральным, но при этом необходим учет местных особенностей. В частности, необходимо учитывать особенности построения конкретного регионального хозяйственного механизма с позиций природопользования и антропогенного воздействия на окружающую среду.

Необходимо оценивать уровень выполнения природоохранных мероприятий на используемых и незастроенных территориях го­родов, других населенных пунктов и в пригородных зонах, вклю­чая их санитарную очистку, рекультивацию земель, озеленение и благоустройство.

Важно осуществление мер по оздоровлению населения, разви­тию социальной инфраструктуры, обеспечению санитарно-эпиде­миологического благополучия.

Развитие сельского хозяйства на основе экологически прогрес­сивных агротехнологий, адаптированных к местным условиям, реализации мер по повышению плодородия почв и их охрана от эрозии и загрязнения, а также создания системы социальной за­щиты сельского населения.

И наконец, необходима реконструкция региональной про­мышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальных систем.

Большое значение имеют комплексные межрегиональные схе­мы, охватывающие территории нескольких субъектов РФ.

Наши рекомендации