Правовое зонирование территории города

Правовое зонирование территории города — это базовый юри­дический инструмент для регулирования отношений субъектов развития территории в многоукладной экономике.

Правовое зонирование действует как механизм реализации пла­нов градостроительного развития, намерений местного сообщества и граждан по созданию благоприятной среды проживания. Оно предусматривает принятие городом местного законодательства о зонировании территории с указанием для каждого участка правил использования и строительного изменения недвижимости. Эти правила включают виды разрешенного использования объектов недвижи­мости:

• предельные (минимальные и/или максимальные) показатели площади и линейных размеров (по ширине и длине) земельных участков;

• предельные параметры разрешенного строительства на земельных участках:

• минимальные отступы построек от границ земельных участков;

• максимальные показатели высоты/этажности построек, процента

застройки участков, коэффициента использования земельных участков.

На основании правил городская власть выделяет сферу своей прямой ответственности, ограничив ее минимально необходимым набором объектов системы. Одновременно город вырабатывает и сохраняет за собой действенные механизмы косвенного воздей­ствия на процессы городского развития, используя инициативу и средства частных лиц. Правила формируют систему партнерства между городскими властями и частными лицами — владельцами недвижимости и потенциальными инвесторами. В то же время правила защищают долговременные интересы городской общины в целом от самоуправства частных владельцев — несанкциониро­ванного использования земли и недвижимости.

Система партнерства предполагает создание местной властью благоприятных условий, которые побуждали бы частных субъектов приобретать и обустраивать недвижимость и гарантировали бы соблюдение их интересов. Эти условия должны включать: гаран­тированные долгосрочные права на землю, открытую информацию относительно правил разрешенного использования и строитель­ного обустройства земельных участков и эффективный механизм финансирования строительства муниципальной инженерно-тех­нической инфраструктуры как основы для привлечения инвести­ций для строительства на заранее подготовленных и переданных частным лицам землях.

За счет зонирования муниципалитет получает возможность бо­лее эффективно осуществлять политику обустройства территории и местные социальные программы.

Правовое зонирование является средством реализации планов развития города. Оно нуждается в исходном плановом документе как своем основании. Таким документом является генеральный план. В свою очередь, документы правового зонирования заклады­вают основу последующего уровня вплоть до проектов строитель­ства отдельных объектов. Состав документов градорегулирования муниципального уровня может варьироваться в зависимости от политики органов местного самоуправления и специфики конк­ретного города.

Зонирование подготавливает правовые основания для градо­строительной деятельности и тем самым помогает решать пробле­мы двух основных групп субъектов этой деятельности:

1) городов как социально-экономических и административных
образований;

2) частных лиц, приобретающих и обустраивающих отдельные
объекты недвижимости.

В части решения проблем городского развития зонирование выполняет двойную задачу. Оно представляет собой юридичес­кий механизм реализации политики градостроительного развития, одновременно, обеспечивается взаимодействие этого механиз­ма с экономическими механизмами и приведение последних в действие.

Следует подчеркнуть, что само наличие правового зонирования приводит в движение экономический механизм реализации за­планированной градостроительной политики. Пока нет правового зонирования, экономический механизм не работает.

Планировка территорий

Планировка территории представляет собой процесс дальней­шего выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов и т.д.), установление границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Основная часть проекта планировки включает в себя:

1) чертежи, на которых отображаются красные линии, линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры;

2) положения о размещении объектов, о характеристиках пла­нируемого развития территории.

Материалы по обоснованию проекта планировки включают материалы в графической форме и пояснительную записку.

Материалы по обоснованию проекта планировки в графической форме содержат:

• схему расположения элемента планировочной структуры;

• схему использования территории в период подготовки проекта планировки территории;

• схему организации улично-дорожной сети и схему движения транспорта;

• схему границ территорий объектов культурного наследия;

• схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории.

Пояснительная записка содержит описание и обоснование по­ложений, касающихся определения параметров планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, защиты территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведения мероприятий по гражданской обороне, обеспечению пожарной безопасности и иных вопросов планировки террито­рий.

Проект планировки является основой для разработки проекта межевания территорий, включающего в себя чертежи межевания территории. В составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа осуществляется подготовка градостроитель­ных планов земельных участков.

В составе градостроительного плана земельного участка ука­зываются:

1. Границы земельного участка;

2. Границы зон действия публичных сервитутов;

3. Минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещений зданий, строений, сооружений;

4. Информация о градостроительном регламенте;

5.Информация о разрешенном использовании земельного участка (если на него не устанавливается градостроительный регламент);

6. Информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;

7. Информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Наши рекомендации