Правовое зонирование территории города
Правовое зонирование территории города — это базовый юридический инструмент для регулирования отношений субъектов развития территории в многоукладной экономике.
Правовое зонирование действует как механизм реализации планов градостроительного развития, намерений местного сообщества и граждан по созданию благоприятной среды проживания. Оно предусматривает принятие городом местного законодательства о зонировании территории с указанием для каждого участка правил использования и строительного изменения недвижимости. Эти правила включают виды разрешенного использования объектов недвижимости:
• предельные (минимальные и/или максимальные) показатели площади и линейных размеров (по ширине и длине) земельных участков;
• предельные параметры разрешенного строительства на земельных участках:
• минимальные отступы построек от границ земельных участков;
• максимальные показатели высоты/этажности построек, процента
застройки участков, коэффициента использования земельных участков.
На основании правил городская власть выделяет сферу своей прямой ответственности, ограничив ее минимально необходимым набором объектов системы. Одновременно город вырабатывает и сохраняет за собой действенные механизмы косвенного воздействия на процессы городского развития, используя инициативу и средства частных лиц. Правила формируют систему партнерства между городскими властями и частными лицами — владельцами недвижимости и потенциальными инвесторами. В то же время правила защищают долговременные интересы городской общины в целом от самоуправства частных владельцев — несанкционированного использования земли и недвижимости.
Система партнерства предполагает создание местной властью благоприятных условий, которые побуждали бы частных субъектов приобретать и обустраивать недвижимость и гарантировали бы соблюдение их интересов. Эти условия должны включать: гарантированные долгосрочные права на землю, открытую информацию относительно правил разрешенного использования и строительного обустройства земельных участков и эффективный механизм финансирования строительства муниципальной инженерно-технической инфраструктуры как основы для привлечения инвестиций для строительства на заранее подготовленных и переданных частным лицам землях.
За счет зонирования муниципалитет получает возможность более эффективно осуществлять политику обустройства территории и местные социальные программы.
Правовое зонирование является средством реализации планов развития города. Оно нуждается в исходном плановом документе как своем основании. Таким документом является генеральный план. В свою очередь, документы правового зонирования закладывают основу последующего уровня вплоть до проектов строительства отдельных объектов. Состав документов градорегулирования муниципального уровня может варьироваться в зависимости от политики органов местного самоуправления и специфики конкретного города.
Зонирование подготавливает правовые основания для градостроительной деятельности и тем самым помогает решать проблемы двух основных групп субъектов этой деятельности:
1) городов как социально-экономических и административных
образований;
2) частных лиц, приобретающих и обустраивающих отдельные
объекты недвижимости.
В части решения проблем городского развития зонирование выполняет двойную задачу. Оно представляет собой юридический механизм реализации политики градостроительного развития, одновременно, обеспечивается взаимодействие этого механизма с экономическими механизмами и приведение последних в действие.
Следует подчеркнуть, что само наличие правового зонирования приводит в движение экономический механизм реализации запланированной градостроительной политики. Пока нет правового зонирования, экономический механизм не работает.
Планировка территорий
Планировка территории представляет собой процесс дальнейшего выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов и т.д.), установление границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Основная часть проекта планировки включает в себя:
1) чертежи, на которых отображаются красные линии, линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры;
2) положения о размещении объектов, о характеристиках планируемого развития территории.
Материалы по обоснованию проекта планировки включают материалы в графической форме и пояснительную записку.
Материалы по обоснованию проекта планировки в графической форме содержат:
• схему расположения элемента планировочной структуры;
• схему использования территории в период подготовки проекта планировки территории;
• схему организации улично-дорожной сети и схему движения транспорта;
• схему границ территорий объектов культурного наследия;
• схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории.
Пояснительная записка содержит описание и обоснование положений, касающихся определения параметров планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, защиты территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведения мероприятий по гражданской обороне, обеспечению пожарной безопасности и иных вопросов планировки территорий.
Проект планировки является основой для разработки проекта межевания территорий, включающего в себя чертежи межевания территории. В составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1. Границы земельного участка;
2. Границы зон действия публичных сервитутов;
3. Минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещений зданий, строений, сооружений;
4. Информация о градостроительном регламенте;
5.Информация о разрешенном использовании земельного участка (если на него не устанавливается градостроительный регламент);
6. Информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7. Информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.