Информационные системы и неопределенность в принятии решений.

Принятие решения- выбор наилучшего в каком-то смысле варианта решения из множества допустимых на основании имеющейся информации. Принятие решения тесно связано с рисками. Риски меньше, чем быстрее и более полно будет подготовлена необходимая для принятия решения информация. В этом и заключается основная функция ИС: оперативная поставка достоверной информации в процессе принятия решения.

  1. Зачем нужны ИС, какие задачи они решают на различных уровнях управления?

ИС – связанный набор аппаратных и программных средств, информационных ресурсов, а также управленческого сервиса, осуществляющие информационные процессы для обеспечения подготовки и принятия решений.
Основная цель разработки и применения ИС – создание современной информационной инфраструктуры для управления компанией. В управлении компанией принято выделять три уровня: стратегический, тактический (управленческий) и оперативный или операциональный.
Основные задачи ИС:
На стратегическом уровне – обеспечение высшего руководства информацией о долгосрочных тенденциях в развитии бизнеса, лучших технологиях, продуктах, методах управления и способах изменения бизнеса для выработки долгосрочной стратегии компании, обеспечивающей ее конкурентное преимущество (1. Система поддержки руководства ESS 2. Стратегические информационные системы SIS)
На тактическом уровне – максимально быстрое и качественное обеспечение специалистов среднего и высшего звеньев руководства оперативной и аналитической информацией, способствующей подготовке и принятию наилучших решений (1. Системы обработки знаний – KWS 2. Системы автоматизации офиса)
На оперативном уровне – качественное и быстрое выполнение рутинных, часто повторяющихся операций, связанных с обеспечением информационных процессов, прежде всего по вводу и обработке первичной информации и представлению необходимых документов (1. СОТ – системы обработки трансакций или трансакционные информационные системы TPS 2. ОТС – онлайновые трансакционные системы OLTP)

  1. Опишите компоненты ИС.

ИС – связанный набор аппаратных и программных средств, информационных ресурсов, а также управленческого сервиса, осуществляющие информационные процессы для обеспечения подготовки и принятия решений.
К компонентам ИС относятся:
информационные технологии(ИТ),функциональные подсистемы и приложения(ФП) а так же управление.
Под информационными технологиями понимается инфраструктура, обеспечивающая реализацию информационных процессов. Ее формируют: каналы связи; проги, управляющие сбором, хранением, обработкой и предоставлением информации; компьютеры и аппаратура, к ним также относятся данные, языки для написания прог, протоколы, применяющиеся при передаче данных, модели хранения и передачи данных и т.д. С одной стороны ИТ – это аппаратно-программная среда и телекоммуникации, с другой – инструментарий осуществления информационных процессов. ИТ иногда рассматривают как «компьютерную инфраструктуру». Составляющие ИТ имеют «твердую основу» - комп., сети, каналы связи. И «мягкую основу» - программное обеспечение. ИТ обеспечивают информационные процессы вне зависимости от их содержания. Результат – обработка и доставка сообщения, содержание которого ИТ не интересует, от отправителя к получателю.
Основным элементом и центром инфраструктуры являются данные., организованные с помощью баз данных – это организованная в соответствии с определенными правилами и поддерживаемая в памяти компа совокупность данных, используемая для удовлетворения информационных потребностей пользователей. Данные в них превращаются в информацию. БД соединяют техническую мощь ИС с задачами ФП и бизнес-приложений.
Функциональные подсистемы и приложения – специализированные программы, обеспечивающие обработку и анализ инфы для целей подготовки документов или принятия решений в конкретных функциональных областях на базе информационных технологий. В качестве наиболее функциональных областей выделяют производство, финансы, бухгалтерию, маркетинг, сбыт и кадры. ФП являются интеллектуальной основой ИС, т.к.предметом является содержательный анализ поступающей информации подготовка документов или заключений по результатам этого анализа. В отличии от ИТ ФП имеют четкую специализацию. Главным является содержание информации, ее анализ и предоставление результатов обработки или анализа в виде, пригодном для подготовки и принятия решения. Результатом могут быть различные документы. При этом общей задачей является максимально быстрое и точное представление информации о положении дел и состоянии процессов в подразделениях.
под управлением понимается компонент, обеспечивающий оптимальное взаимодействие информационных технологий, функциональных подсистем и связанных с ними специалистов, а так же развитие в течении всего жизненного цикла ИС. Сюда входят: управление персоналом, пользовательями, развитием, оперативное управление, упр качеством, финансовое, безопасностью.





  1. Информационные технологии, функциональные подсистемы, бизнес-приложения. Определения.

Бизнес приложение – множество всех прикладных систем, функционирующих для поддержки основной и вспомогательной деятельности (бизнеса) компании.
Информационная технология - совокупность методов и средств для сбора, хранения, поиска, обработки и распространения информации, основанных на применении вычислительной и коммуникационной техники.
Функциональные подсистемы ИС – составная часть ИС, обеспечивающая обработку и анализ информации для целей подготовки документов или принятия решений в конкретной функциональной области компании на базе информационных технологий.

  1. Информационные технологии, базы данных, функциональные подсистемы. Примеры взаимодействия.

Информационная технология - совокупность методов и средств для сбора, хранения, поиска, обработки и распространения информации, основанных на применении вычислительной и коммуникационной техники.
Функциональные подсистемы ИС – составная часть ИС, обеспечивающая обработку и анализ информации для целей подготовки документов или принятия решений в конкретной функциональной области компании на базе информационных технологий.
Базы данных – организованная в соответствии с определенными правилами и поддерживаемая в памяти компьютера совокупность данных, характеризующая актуальное состояние некоторой предметной области и используемая для удовлетворения информационных потребностей пользователей.
Важная составляющая ИТ (ядро) - данные, организованные с помощью специальных программ в базы данных Базы данных - мост, соединяющий техническую помощь ИС с реальными задачами ФП. Базы данных - аппарат, преобразующий закладываемые в него данные в информацию, извлекаемую потом по запросам из ФП для подготовки и принятия решений.

  1. Что включает в себя управление информационными системами?

Управление информационными системами — функция, осуществляемая с помощью метасистемы, обеспечивающей оптимальное использова­ние ресурсов информационных технологий, функциональных под­систем и связанных с ними специалистов в течение всего жизненно­го цикла информационной системы.
В деятельности службы ИС можно выделить 4 функциональных направления, в которых в свою очередь можно выделить более мелкие задачи (функции).
1) Планирование и организация.
В рамках этого направления решаются задачи разработки стратегии в области ИС, координации развития ИС организации, планирование ресурсов службы ИС, управление рисками, управление качеством. Здесь можно выделить следующие функции:
-разработка стратегического плана службы ИС, согласование его с другими подразделениями и руководством компании в целом;
- разработка текущих производственных планов службы ИС;
- разработка бюджета службы ИС и контроль его исполнения;
- разработка архитектуры ИС компании и системы стандартов ИС и ИТ;
- определение политики безопасности организации в целом и отдельных сервисов ИТ;
- планирование сервиса ИТ или группы сервисов; управление организационной структурой службы ИС;
- управление портфелем проектов службы ИС;
- управление человеческими ресурсами;
- управление рисками.
2) Разработка, приобретение и внедрение.
Основная задача – внедрение новых ИС. Функции:
- выбор решений в области автоматизации;
- управление проектом разработки и/или внедрения;
-приобретение и сопровождение прикладных приложений, необходимой технологической инфраструктурой;
- разработка и тестирование программного обеспечения;
- разработка пользовательской и эксплуатационной документации; сдача внедренных систем в эксплуатацию;
- учет затрат и контроль бюджета проекта.
3) Предоставление и сопровождение сервисе ИТ.
Это направление обеспечивает формализацию подразделений-заказчиков к сервисам ИТ, согласование требований к сервисам с соответствующими ресурсами службы ИС и предоставлении конечным пользователям сервисов ИТ, соответствующих согласованным требованиям. Функции:
- согласование требований к ИТ с заказчиком;
- обеспечение соответствия требований заказчика и ресурсов ИС;
- выявление затрат и разнесение их по центрам затрат службы ИС;
- управление оборудованием и ПО безопасности и шифрования;
- мониторинг попыток взлома систем безопасности, корпоративной электронной почты, трафика пользователей в Интернете;
- обучение конечных пользователей; учет активов службы ИС и их движение;
- поддержка конечных пользователей;
- контроль оборудования т ПО на рабочих местах конечных пользователей;
- контроль соблюдения безопасности; управление данными, приложениями, инфраструктурой ИТ; регистрация и диспетчирование запросов пользователей.
4) Мониторинг.
Задача – аудит процессов службы ИС, обеспечиваемый выполнением следующих функций:
- мониторинг процессов (наблюдение процессов силами самой ИС);
- оценка адекватности управление службой ИС;
- подтверждение внешнего подтверждения качества результатов и процессов;
- обеспечение независимости аудита;
- аудит безопасности сервисов ИТ;
- контроль исполнения

  1. Что важнее: функциональные системы и бизнес-приложения или информационные технологии?

ИТ представляет собой фундамент ФП и от того, каковы основные параметры этого фундамента - скорость, качество, надежность - обработки и передачи данных, зависит успешность работы ФП. При этом выбор этих параметров может определяться требованиями, диктуемыми ФП исходя из конкретных объемов выполняемой ФП работы. Поскольку технические требования к ИТ едины и стандартизованы, а способы создания ИТ - инфраструктуры также стандартны - удовлетворение требованиям функциональных подсистем при построении «фундамента» в принципе достигается просто.
С другой стороны, формулировка требований ФП, как правило, не имеет стандарта, четкости и строгости, подобной ИТ. Специалисты, работающие в бухгалтерии или казначействе, могут лишь весьма приблизительно оценить объемы обрабатываемой информации по объективным причинам: платежи и выплаты случаются неравномерно, у них есть суточные (утром активность иная, чем вечером), недельные (понедельник / пятница) и сезонные (лето / зима) особенности Можно было бы задать требования по максимуму, но это будет дорого, в любой организации есть жесткие ограничения по финансовым ресурсам. Кроме того, требования различных ФП могут противоречить друг другу. Например, производство потребует значительных запасов сырья, чтобы избежать возможных простоев из-за его нехватки, в то время как специалисты по финансам точно потребуют минимизировать запасы. В общем, исходящие от ФП требования могут быть сложны, нечетки и противоречивы. Тем не менее, именно компонента ФП служит достижению целей организации и ради нее строится весь фундамент ИТ.
Так что ИТ и ФП существенно зависят друг от друга, причем существование ФП без ИТ невозможно, а ИТ без ФП - бессмысленно.

Наши рекомендации