Глава: Использование учебно-методических разработок автора в преподавании предмета исследования
Эта глава показывает результаты педагогической подготовки магистрантов, их видение предмета исследования в содержании экономической подготовки, представления о методике его преподавания и конкретные учебно-методические разработки. Глава должна включать два взаимосвязанных блока:
1) Место предмета исследования в структурно-логической схеме подготовки финансистов:
■ место предмета исследования в структурно-логической схеме подготовки бакалавров экономики и предпринимательства, магистров и специалистов по финансам;
о Роль его изучения.
о Дисциплины, в которых он изучается.
о Их связи (межпредметная увязка).
о Что именно преподается за время подготовки.
о Последовательность изучения различных аспектов
При написании данной главы студент использует нормативные документы в сфере высшего образования, рабочие программы дисциплин, учебные планы.
■ проблемы формирования у студента комплексного видения предмета, реализации междисциплинарных связей в процессе преподавания предмета исследования.
Здесь целесообразно обоснование важности изучения предмета, представление собственного видения содержательных аспектов подготовки - в каких дисциплинах, на что должен быть сделан акцент.
Например, кредитная политика. Вопросы, связанные с этим предметом изучаются в дисциплинах макроэкономика, деньги и кредит, банковские системы, финансовый учет в банках, анализ банковской деятельности, финансовый менеджмент, банковский менеджмент.
Магистрант кратко анализирует, какие именно аспекты рассматриваются в каждой из этих дисциплин, формируется ли в итоге у студента комплексное представление о предмете, нет ли дублирования и пробелов в его освещении и т.д. Логична ли, по его мнению, последовательность изучения различных аспектов предмета соответственно учебному плану.
Далее студент выделяет основную дисциплину, которая в наибольшей степени связана с предметом его работы. Формирует перечень вопросов, которые должны быть рассмотрены в данной дисциплине для понимания специфики предмета, относит их в соответствующие тематические модули.
Это позволяет органично перейти ко второй части, которая характеризует учебно-методические разработки автора по предмету исследования.
2) Учебно-методические разработки автора по предмету исследования:
■ характеристика учебно-методических разработок автора по теме исследования и обоснование целесообразности их использования в преподавании специальных и общеэкономических дисциплин.
■ обобщение результатов использования приведенных в работе методик и положений в учебном процессе по специальности.
В пятой главе магистрант может сделать рекомендации об уместности изучения предмета работы в определенных дисциплинах и темах и предложить собственные методические разработки для этого.
Далее дается обобщенная характеристика разработок автора по данной дисциплине - лекций, методических указаний, тем рефератов, задач, РГЗ, тестов, контрольных работ и т.д. Основные разработанные материалы прилагаются к работе (в приложениях).
Например, для дисциплины «Актуальные проблемы банковского менеджмента» разработаны лекция, задачи к практическим занятиям, тесты по кредитной политике.
Кроме того, т.к. студенты изучают в магистратуре педагогику, они могут в этой главе сделать рекомендации не только по содержательным аспектам подготовки, но и по дидактическим приемам и методикам - формам заданий, дидактическим приемам, методикам контроля знаний, чтения лекций и т.д.
Выводы
В заключительной части в логической последовательности обобщаются результаты проведенного исследования, формулируются краткие выводы и рекомендации по всем разделам работы и работе в целом. Выводы представляют собой обобщение результатов дипломной работы и должны включать не общеизвестные факты, а самостоятельные теоретические положения, выводы и результаты, полученные автором.
Библиографический список обобщает все источники (печатные и электронные), которые были использованы при написании работы. Оптимальное количество источников 80-100. Список источников должен быть оформлен в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2005.
Библиографический список должен содержать сведения об источниках, на которые имеются ссылки в тексте ВКР. Работы без ссылок на источники использованного материала к защите не допускаются.
Рекомендации по подбору литературы
При подборе литературы к изучению по выбранной теме целесообразно руководствоваться следующим:
• В работе должны быть освещены относящиеся к теме теоретические положения финансово-кредитных отношений и методов управления в банке.
• Особое внимание должно быть уделено нормативной и законодательной базе в рамках выбранной темы и изданиям, вышедшим в последнее время.
Не допускается использование банков готовых рефератов, контрольных и курсовых работ и т.д. Научный руководитель имеет право отказать в принятии такой работы.
Как правило, не менее 25 % источников должны быть изданы в последние пять лет.
Приложения не являются обязательным разделом магистерской работы. Целесообразность приложений определяется автором по согласованию с научным руководителем.
В приложения выносится информация, которую трудно разместить в основном тексте из-за объема, либо дополняющая основное содержание работы: справочные материалы, таблицы, схемы, образцы документов, инструкции, иные материалы, разработанные в процессе выполнения работы.
В качестве приложений можно так же включать следующие материалы:
- акт внедрения результатов исследования в производство или в учебный процесс;
- заявку на патент или полезную модель;
- научную статью (опубликованную или представленную к публикации), список опубликованных научных работ по теме исследования (при их наличии);
- отчет о научно-исследовательской работе, представленный на конкурс;
- макеты устройств, информацию о докладах на конференциях по теме ВКР и др.
- протоколы проведенных исследований, фотографии выполненных изделий и др.
Магистерская работа должна быть оформлена в соответствии с общими требованиями к оформлению текстовых документов в сфере учебного процесса СевГУ и включать результаты отчетов по научно-исследовательской практике и научно – педагогической практике, а также результаты, отраженные в курсовых работах (см. Библиографический список).