Глава: Использование учебно-методических разработок автора в преподавании предмета исследования

Эта глава показывает результаты педагогической подготовки магистрантов, их видение предмета исследования в содержании экономической подготовки, представления о методике его преподавания и конкретные учебно-методические разработки. Глава должна включать два взаимосвязанных блока:

1) Место предмета исследования в структурно-логической схеме подготовки финансистов:

■ место предмета исследования в структурно-логической схеме подготовки бакалавров экономики и предпринимательства, магистров и специалистов по финансам;

о Роль его изучения.

о Дисциплины, в которых он изучается.

о Их связи (межпредметная увязка).

о Что именно преподается за время подготовки.

о Последовательность изучения различных аспектов

При написании данной главы студент использует нормативные документы в сфере высшего образования, рабочие программы дисциплин, учебные планы.

■ проблемы формирования у студента комплексного видения предмета, реализации междисциплинарных связей в процессе преподавания предмета исследования.

Здесь целесообразно обоснование важности изучения предмета, представление собственного видения содержательных аспектов подготовки - в каких дисциплинах, на что должен быть сделан акцент.

Например, кредитная политика. Вопросы, связанные с этим предметом изучаются в дисциплинах макроэкономика, деньги и кредит, банковские системы, финансовый учет в банках, анализ банковской деятельности, финансовый менеджмент, банковский менеджмент.

Магистрант кратко анализирует, какие именно аспекты рассматриваются в каждой из этих дисциплин, формируется ли в итоге у студента комплексное представление о предмете, нет ли дублирования и пробелов в его освещении и т.д. Логична ли, по его мнению, последовательность изучения различных аспектов предмета соответственно учебному плану.

Далее студент выделяет основную дисциплину, которая в наибольшей степени связана с предметом его работы. Формирует перечень вопросов, которые должны быть рассмотрены в данной дисциплине для понимания специфики предмета, относит их в соответствующие тематические модули.

Это позволяет органично перейти ко второй части, которая характеризует учебно-методические разработки автора по предмету исследования.

2) Учебно-методические разработки автора по предмету исследования:

■ характеристика учебно-методических разработок автора по теме исследования и обоснование целесообразности их использования в преподавании специальных и общеэкономических дисциплин.

■ обобщение результатов использования приведенных в работе методик и положений в учебном процессе по специальности.

В пятой главе магистрант может сделать рекомендации об уместности изучения предмета работы в определенных дисциплинах и темах и предложить собственные методические разработки для этого.

Далее дается обобщенная характеристика разработок автора по данной дисциплине - лекций, методических указаний, тем рефератов, задач, РГЗ, тестов, контрольных работ и т.д. Основные разработанные материалы прилагаются к работе (в приложениях).

Например, для дисциплины «Актуальные проблемы банковского менеджмента» разработаны лекция, задачи к практическим занятиям, тесты по кредитной политике.

Кроме того, т.к. студенты изучают в магистратуре педагогику, они могут в этой главе сделать рекомендации не только по содержательным аспектам подготовки, но и по дидактическим приемам и методикам - формам заданий, дидактическим приемам, методикам контроля знаний, чтения лекций и т.д.

Выводы

В заключительной части в логической последовательности обобщаются результаты проведенного исследования, формулируются краткие выводы и рекомендации по всем разделам работы и работе в целом. Выводы представляют собой обобщение результатов дипломной работы и должны включать не общеизвестные факты, а самостоятельные теоретические положения, выводы и результаты, полученные автором.

Библиографический список обобщает все источники (печатные и электронные), которые были использованы при написании работы. Оптимальное количество источников 80-100. Список источников должен быть оформлен в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2005.

Библиографический список должен содержать сведения об источниках, на которые имеются ссылки в тексте ВКР. Работы без ссылок на источники использованного материала к защите не допускаются.

Рекомендации по подбору литературы

При подборе литературы к изучению по выбранной теме целесообразно руководствоваться следующим:

• В работе должны быть освещены относящиеся к теме теоретические положения финансово-кредитных отношений и методов управления в банке.

• Особое внимание должно быть уделено нормативной и законодательной базе в рамках выбранной темы и изданиям, вышедшим в последнее время.

Не допускается использование банков готовых рефератов, контрольных и курсовых работ и т.д. Научный руководитель имеет право отказать в принятии такой работы.

Как правило, не менее 25 % источников должны быть изданы в последние пять лет.

Приложения не являются обязательным разделом магистерской работы. Целесообразность приложений определяется автором по согласованию с научным руководителем.

В приложения выносится информация, которую трудно разместить в основном тексте из-за объема, либо дополняющая основное содержание работы: справочные материалы, таблицы, схемы, образцы документов, инструкции, иные материалы, разработанные в процессе выполнения работы.

В качестве приложений можно так же включать следующие материалы:

- акт внедрения результатов исследования в производство или в учебный процесс;

- заявку на патент или полезную модель;

- научную статью (опубликованную или представленную к публикации), список опубликованных научных работ по теме исследования (при их наличии);

- отчет о научно-исследовательской работе, представленный на конкурс;

- макеты устройств, информацию о докладах на конференциях по теме ВКР и др.

- протоколы проведенных исследований, фотографии выполненных изделий и др.

Магистерская работа должна быть оформлена в соответствии с общими требованиями к оформлению текстовых документов в сфере учебного процесса СевГУ и включать результаты отчетов по научно-исследовательской практике и научно – педагогической практике, а также результаты, отраженные в курсовых работах (см. Библиографический список).


Наши рекомендации